РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ О ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ. ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ УСЛОВНЫЕ, ПРИЧИНЫ И ЦЕЛИ - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 9 классе

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ О ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ. ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ УСЛОВНЫЕ, ПРИЧИНЫ И ЦЕЛИ - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Сочинение-рассуждение (упр. 150, 151)


Цель урока: формирование умений: 1) определять структуру сложноподчиненных предложений с придаточными условными, причины и цели; отличать указанные виды придаточных от других видов; 2) правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с изученными придаточными, составлять их схемы; 3) определять стилистические особенности союзов, связывающих придаточные с главными.


I. Объяснение нового материала.

1. Анализ предложений упр. 153, 154 (устно) под руководством учителя.

В ходе выполнения упр. 153 учащиеся сопоставляют простое предложение с обстоятельством условия и сложноподчиненное с придаточным условия. При выполнении упр. 154 выясняется, на какие вопросы отвечают придаточные условные, что они обозначают, место указанного вида придаточного в сложноподчиненном предложении. Учитель обращает внимание учащихся на стилистические особенности союзов, связывающих придаточное условия с главным (если, если бы — стилистически нейтральны; в том случае, если; когда-то — книжный стиль; ежели, раз, коль, коли — разговорный стиль речи).

2. Сопоставление придаточных предложений.

1) Когда взошло солнце, ветер стих. 2) Когда мы возвращались домой, было поздно. 3) Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко. (Б. Полевой.) 4) Не время кормить собак, когда волк в стаде. (Пословица.) 5) Когда ученик на выбор орфограммы затрачивает минимум времени, это уже навык.

(В первых трех предложениях — придаточные времени, так как они обозначают действия, которые: 1) следуют за действием, о котором говорится в главном; 2) одновременны со временем действия главного предложения; 3) предшествуют действию главного предложения. Последние предложения — с придаточным условия, которые указывают на условия, без которых действие, обозначенное в главном предложении, невозможно.)

3. Анализ предложений (выяснение того, как могут выражаться причинные значения в предложении).

1) Не находя нужного слова, он замолчал. (М. Горький.) 2) Спросонья он не мог ничего понять. 3) Сестра завела будильник (она боялась проспать) и прилегла на диван. 4) Однажды зимой я остался ночевать у них, потому что поднялась сильная метель. (И. Репин.)


II. Закрепление материала.

— Какие союзы, связывающие придаточные причины с главным, имеют книжную окраску? (Вследствие того что; ибо; благодаря тому что.)

Упр. 156, ч. II (письменно).


III. Анализ предложений упр. 161 (устно), 162 (по выбору учителя).


IV. Тренировка в различении видов придаточных предложений.

1. 1) Чтобы Миша не скучал, Арсеньева взяла на воспитание в тарханский барский дом нескольких мальчиков — детей соседних помещиков. 2) Отец требовал от бабки, чтобы мальчик был отдан ему на воспитание. 3) Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка решила отправиться с ним на Кавказ.

(В. Мануйлов.)

2. 1) Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть. (М. Лермонтов.) 2) Для того чтобы проложить тропку в глубоком снегу, надо хорошо потрудиться. 3) Я не хотел ничего придумывать для того, чтобы придать рассказу большую стройность. (К. Симонов.)


Домашнее задание: упр. 163; работа со словами из рамочек.






Для любых предложений по сайту: [email protected]