РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И ЕГО СТИЛИ - ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

Уроки Русского языка в 9 классе

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И ЕГО СТИЛИ - ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

I. Чтение материала § 21. Пересказ текста по развернутому плану, составленному учащимися.


II. Работа с текстами различных стилей речи (по выбору учителя).

1. Учащиеся должны определить основную мысль текста и озаглавить его. К какому стилю речи он относится?

Развитие языка проявляется и в изменении норм языка. Так, Пушкин часто писал скрып, скрыпит, у Тургенева и Л. Толстого — брычка. В наше время употребляются только формы скрип, скрипит, бричка.

Изменения затрагивают все стороны языка, все его составные части: и фонетику, и лексику, а также словообразование, морфологию, синтаксис и пр. Заметно меняется, например, род отдельных слов. Так, еще в прошлом веке общепринятым было употребление существительных портфель, бисквит, гардероб, каскад, ботинок в женском роде. В классической литературе конца XIX — начала XX века мы встречаемся с такими формами: Рассказывали, что из ботинки Нины Федоровны... выскочила мышь. (А. Чехов. Три года.) Несколько капель керосина... попало ему в одну из ботинок. (М. Горький. Варенька Олесова.)

Сейчас уже не говорят и не пишут авантюр, глюкоз, карьер (в значении «продвижение к успеху»), миниатюр, ниш, террас и т. п., хотя эти формы раньше встречались у классиков: И вот решился он сызнова начать карьер. (Н. Гоголь. Мертвые души.) Вы теряете все расположение общества, карьер, уважение друзей. (М. Лермонтов. Княгиня Лиговская.)

Нам, пожалуй, уже трудно увидеть в слове прости современное значение «прощай», но для современников Пушкина именно эта форма глагола была общепринятой. Именно так прощается с няней Татьяна, желая остаться одна, чтобы писать Онегину:

Поди, оставь меня одну.

Дай, няня, мне перо, бумагу.

Да стол подвинь; Я скоро лягу,

Прости.

Да и сам автор «Евгения Онегина» употребляет именно эту форму, прощаясь с читателями:

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться ныне как приятель.

Прости.

(По Н. Матвеевой.)

— Как вы думаете, кому адресована книга, отрывок из которой мы прочитали? (Книга Н. Матвеевой «Свидетели истории народа» адресована школьникам.)

— Какова задача данного текста? (Сообщить просто, доступно сведения о языке.)

— Чем достигается эта доступность?

— Какие достоверные факты сообщает автор?

— Какие научные термины он использует?

— Есть ли в тексте средства субъективной оценки?

— Сделайте вывод об отличительных признаках данного стиля речи.


2. Запись под диктовку.

ВУАЛЬ ДОЖДЯ

Вуаль дождя скрывает чьи-то лица,

И ветер нервный вату облаков

На небо натянул, вспорхнул, как птица,

Деревья обнажил и был таков.


Продрогшая аллея смотрит серо,

Ее ресницы — мокрые листы —

Дрожат. Все потеряло веру

В тепло. Глаза домов пусты.

(С. Кобозева.)

— Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

Внимание девятиклассников обращается на средства, с помощью которых автор всего в восьми строчках стихотворения создает удивительную поэтическую зарисовку. Почти каждое словосочетание — образ! Ср.: вуаль — «тонкая прозрачная материя», «сетка, прикрепляемая к женской шляпке и закрывающая лицо», сочетание вуаль дождя — целая картина: мелкий, беспросветный дождь, отделяющий прозрачной сеткой читателя-зрителя (да и самого автора!) от людей; стремительность нервного (эпитет) дождя передается подбором глаголов совершенного вида, обозначающих динамику, движение (натянул, вспорхнул, обнажил); отсутствие союзов между ними, перечислительная интонация, которая требует коротких пауз, также передает быстроту движения ветра; эту живость тексту придает и устойчивое сочетание и был таков. В стихотворении использованы как прямые сравнения (как птица), так и скрытые (метафора: окна — глаза домов; ресницы — листья деревьев и пр.), олицетворения (ветер вспорхнул, продрогшая аллея и т. д.).

Напоминаем школьникам, что использование подобных средств выразительности, с помощью которых автор создает образ предмета, явления, стремится воздействовать на чувства читателя,— одна из особенностей поэтического стиля.

— Есть ли в стихотворении указание на присутствие автора? Можем ли мы все-таки говорить не только о том, что он присутствует, но и о его настроении? (Вероятнее всего, да. На это указывает лексическое значение ряда слов: продрогшая, дрожат, потеряло веру, пусты; вуаль дождя оставляет поэта по другую сторону от чьих-то лиц.)

— Что указывает нам на время года? (Обнаженные деревья, нет тепла.)

— Если стихотворение вам понравилось, выучите его наизусть.


3. Запись под диктовку с объяснением постановки знаков препинания.

Существует вершина — чистый и гибкий русский литературный язык. Обогащение его за счет местных слов требует строгого отбора и большого вкуса. Местное слово может обогатить язык, только если оно образно, благозвучно и понятно.

(К. Паустовский.)

— Докажите правомерность слов писателя, используя в качестве примеров материал упр. 278.

— Сделайте морфологический разбор любого существительного и глагола из записанного текста.


Домашнее задание: § 21; упр. 279; работа со словами из рамочек.






Для любых предложений по сайту: [email protected]