Уроки Русского языка в 9 классе
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА
I
Погода уже три дня стояла тихая и теплая. На улицах (не)было видно н.. клочка снега и грязное место заменилось блестящей мостовой и быстрыми ручьями. С крыш уже ст..кали последние капли и в пал..саднике на деревьях надувались поч(?)ки. На дворе была сухая дорожка и около крыльца между камнями зеленела мшистая трава. Был тот особе(н, нн)ый период весны который сильнее всего действует на душу человека яркое солнце, ручьи и протал..нки, п..хучая свеж..сть в воздухе и (нежно)голубое небо.
Все предметы были освещ..(н, нн)ы ярко и комната пов..селела. Какое(то) новое для меня чу..ство проникло мне в душу. Мокрая земля по которой кое(где) выб..вались (ярко)зеленые иглы травы бл..стящие на солнце ручьи пахучий сырой воздух и радостное солнце все мне говорило про красоту счастье и добр..детель.
(По Л. Толстому.)
1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
2. Прочитайте текст.
3. Определите стиль речи. Назовите характерные для стиля средства языка, придающие тексту поэтическую тональность (обратите внимание на особенности синтаксического стиля речи, порядок слов в предложении).
4. Определите тип речи и объясните особенности употребления в тексте видовременных форм глаголов.
5. Составьте схемы последних предложений первого и второго абзацев. Объясните постановку знаков препинания.
6. Разберите по составу глаголы третьего предложения и приведите аналогичные примеры.
7. В предложениях первого абзаца выделите грамматические основы и укажите способы выражения сказуемого.
8. В словах каких частей речи пишется дефис? (На примерах данного текста.)
9. Объясните написание н или нн в суффиксах.
II
Совреме(н, нн)ые астр..номы сч..тая что в Солнечной системе когда(то) была еще одна пл..нета погибшая в к..смической к..т..строфе ищут по..тв..рждения этой г..потезе в (древне)греческих мифах напом..нающ.. о су..бе этой десятой пл..неты. Это миф о Фаэтоне, сыне Гелиоса — бога Солнца.
Однажды Гелиос бог Солнца уступая н..стойч..вым про..ьбам Фаэтона (своего сына) разрешил ему пр..еха(ться, тся) по небу на солнечной к..лесниц.. . (Огне)дыш..щи.. кони (не)чу..ствуя м..гучей руки Гелиоса подхв..тили с места и понесли.
Когда и..пуга(н, нн)ый Фаэтон бросил во(ж, жж)и кони взв..лись то увл..кая к..лесницу высоко к звездам то спускаясь до самой Земли. Земля запылала век..пели реки. Ра(с, з)гнев..(н, нн)ый Зевс, царь богов, р..(с, з)бил к..лесницу ра(с, з)бр..сав ее обломки и упря(ж, жь) по небу. Кони ра(с, з)б..жались а Фаэтон был ни(с, з)вергнут в реку.
(По книге «В мире занимательных фактов».)
1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
2. Расскажите о строении текста. Какой абзац представляет собой сообщение (научную информацию) и где использовано изобразительное повествование?
3. Проведите наблюдение над употреблением форм глагола (вид, время) в тексте и сделайте вывод.
4. С какими видами обособлений вы встретились в тексте? Какие случаи обособлений не представлены?
5. Начертите схему первого предложения.
6. Какие морфологические признаки выделенных в тексте слов необходимо учитывать, чтобы правильно написать эти слова?
7. Найдите в тексте слово, состав которого соответствует схеме:
8. Найдите в тексте слова с приставками на з — с. Объясните написание этих слов.
9. Объясните написание двух-трех слов с непроверяемыми и проверяемыми орфограммами в корне.
III
Старый дуб весь пр..ображе(н, нн)ый раскинувшись шатром сочной темной зел..н.. млел чуть колыхаясь в лучах в..черн., солнца. (Не, ни) корявых пальц..в, (не, ни) б..лячек (не, ни) старого горя и (не)доверия (не, ни)чего (не)было видно. Скво..ь жестк.. кору пробились без сучков соч(?)ные м..лодые листья так что верить нельзя было что это старик произвел их. Да это тот самый дуб подумал князь Андрей и на него вдруг нашло бе..причи(н, нн).. весе(н, нн).. чу(?)ство радост.. и обновления. Все лучш.. минуты его жизн.. вдруг в одно и то(же) время вспомнились ему.
(Л. Толстой.)
1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Прочитайте.
2. Определите стиль и тип речи.
3. Подберите к тексту заголовок.
4. Какие изобразительные средства языка использовал автор?
5. Составьте схему второго предложения.
6. Выпишите по одному словосочетанию с разными видами связи.
7. Найдите в тексте два слова, в которых букв больше, чем звуков. Чем объясняется это несоответствие звукового и буквенного состава слов?
8. Разберите по составу слово бе..причи(н, нн)ое. Запишите два слова с таким же составом морфем.
9. Найдите в тексте и выпишите слово, состав которого соответствует схеме:
10. Какие знания необходимы для того, чтобы правильно расставить знаки препинания в первом предложении?
11. Объясните употребление не — ни и н — нн.
12. Объясните написание приставок с пропущенными буквами.
IV
Однажды это было в царствование имп..ратрицы Екатерины II жители (Санкт)Петербурга увид..ли св..тящ..йся шар. От него шло такое с..яние что (во)круг было св..тло как днем. Люди кр..стились и вздыхали. Это божье зн..мение! С нами крестная сила!
Ок..залось осв..ща..т улицу ф..нарь выв..ш..ный на четвертом этаже в окне кв..ртиры изве..ного меха(н, нн)ика Ивана Петровича Кулибина. Ф..нарь действительно (по)тому времени был (не)обычным.
Пон..маете ли вы что (с, з)делал Кулибин Он создал пр..жектор ве(щ, щь) соверше(н, нн)о в те времена (не)извес..ную. Его задняя стенка была (с, з)дела(н, нн)а из мелких кусков зеркального ст..кла. Эта стенка отражала свет единстве(н, нн)ой св..чи столько раз сколько в ней было кусоч(?)ков.
(По М. Поступальской.)
1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
2. Подберите к тексту заголовок, отражающий основную мысль высказывания.
3. Расскажите о способах связи предложений в тексте.
4. Определите стиль речи. Укажите, какие языковые и речевые средства использованы для того, чтобы сделать сообщение более живым, доступным для восприятия.
5. Найдите бессоюзное сложное предложение. Какие смысловые отношения связывают его части? Замените бессоюзное предложение союзным.
6. Объясните постановку знаков препинания в первом абзаце.
7. Найдите в тексте три слова, однокоренных со словом свет. Разберите их по составу.
8. Найдите в тексте причастия. Выберите из них те, состав которых соответствует схеме:
9. Какой частью речи являются выделенные слова? Объясните их написание.
10. Объясните написание двух-трех слов с непроверяемыми и проверяемыми орфограммами в корне.
V
Город к..зался вым..ршим пусты(н, нн)ые улицы зам..ло снегом холодные гр..мады домов з..яли ранами бе..жизне(н, нн)о повисли сорва(н, нн)ые провода троллейбусы (на)мертво вмерзли в сугробы.
Но ране(н, нн)ый измуче(н, нн)ый город прод..лжал жить творческой жизнью в ос..жде(н, нн)ом городе Шостакович написал свою знаменитую симфонию назва(н, нн)ую Ленинградской в подвалах Эрмитажа работали прославле(н, нн)ые художники архитекторы ученые отказавшиеся (не)смотря на преклонный возр..ст и гаснущее здоровье уехать из Ленинграда. Билибин замечательный художник (сказочник) до последнего своего дня он умер в феврале 1942 года работал над обр..зами были(н, нн)ых русских б..гатырей. На все предложения уехать старый художник (не, ни)изме(н, нн)о отвечал Из ос..жде(н, нн)ой крепост.. (не, ни) бегут а обор..няю(тся, ться).
(По И. Никифоровской.)
1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Приготовьтесь к выразительному чтению текста. Прочитайте.
2. Определите стиль речи, обоснуйте ответ.
3. Подберите к тексту заголовок, отражающий его основную мысль.
4. Какие типы речи сочетаются в тексте?
5. Расскажите, какие особенности построения текста делают его выразительным (определите смысловые отношения между абзацами, а во втором абзаце — между предложениями; найдите экспрессивные языковые средства).
6. Составьте план-перечень пунктуационных правил, с которыми вы встретились в данном тексте. Подтвердите ответ примерами из текста.
7. Найдите предложение с составным именным сказуемым. Чем оно выражено?
8. Какой частью речи являются слова, в которых есть выбор написания н или нн?
9. Какие орфограммы представлены в корнях с пропущенными буквами? Назовите их и объясните правописание.
10. Запишите по два однокоренных к словам прославле(н, нн)ые, измуче(н, нн)ый. Докажите, что в корнях этих слов происходит чередование.
11. Из первого предложения выпишите наречие, состав которого соответствует схеме: Приведите два собственных примера наречий, соответствующих этой схеме.
VI
Бодро хорошо идти по земле ра..ним утром. Воздух еще (не)ставший знойным пр..ятно осв..жает гортань и грудь. Солнце еще (не)вошедшее в силу гре..т бережно и ласко..о. Под косыми лучами утре..него света все кажется рельефнее выпуклее ярче и мостик через канаву и деревья подножия которых еще затопле..ны тенью а верхушки важно поблескивают румя..ные и яркие. Даже (не)большие (не)ровности по дороге и по сторонам ее бросают свои маленькие тени чего уж., (не)будет в (пол)день.
В лесу то и дело поп..дают..ся болотца черные и глянцевитые. Тем зеленее трава р..стущая возле них. Иногда из глубины леса прибежит ручеек. Он перес..кает дорогу и торопливо скрывается в лесу. А в одном месте к нашим ногам выполз из лесного мрака словно гиган..ский удав сочный пышный (не)стерпимо яркий поток мха. В середине его почти (не)естестве..ной зелени струился кофейно(коричневый) ручеек.
(В. Солоухин.)
1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Выразительно прочитайте текст.
2. Укажите ключевые слова текста. Как это связано с типом речи? Определите его.
3. Озаглавьте текст. Укажите средства выразительности языка, использованные в нем.
4. Используя примеры из текста, расскажите об обособлении определений.
5. Объясните постановку знаков препинания в предложениях текста.
6. На примере слов из текста расскажите о написании не с различными частями речи.
7. Разберите по составу слова перес..кает, торопливо.
VII
Как теперь вижу я перед собой дли..ную фигуру в ваточном халате и в красной шапочк.. из(под) которой в..днею(т, ть)ся редкие седые волосы. Он сидит подле столика на котором стоит круж..к с парикмахером бросавш..м тень на его лицо в одной руке он держ..т книгу другая поко..тся на руч..ке кресел подле него лежат часы с нарисова..ым егерем на циферблате клетч..тый платок черная круглая табакерка зеленый футляр для очков щипц.. на лоточ..ке.
(Л. Толстой.)
1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Выразительно прочитайте текст.
2. Определите тип речи. Как осуществляется связь предложений в тексте? Укажите ключевые слова. Как они связаны с типом речи?
3. Найдите однородные члены предложения. Объясните постановку знаков препинания при них. Чем, с вашей точки зрения, объясняется, что их в данном тексте достаточно много?
Какие случаи постановки знаков препинания при однородных членах не представлены в тексте? Расскажите о них, проиллюстрировав ответ примерами.
4. Дайте толкование слова егерь. В случае затруднения обращайтесь к словарю.
5. Выпишите из текста слова, строение которых соответствует схемам: глагол — причастие — прилагательное —
6. Составьте схему первого предложения.
VIII
Любите читать!
Замечали (ли) вы какое большое вп..ч..тление производит те произведения литературы которые читаю(т, ть)ся в спокойной (не) торопливой и (не)суетливой обстановк..?
Литература д..ет вам коло(с, сс)альный обширнейший и глубочайший опыт жизн.. она делает человека инт..(л, лл)..гентным разв..вает в нем не только чу..ство красоты но и понимание,— понимание жизни всех ее сложностей служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам раскрывает перед вами сер..ца людей одним словом делает вас мудрыми. Но все это д..ется вам только тогда когда вы читаете вн..кая во все мелочи. Ибо самое главное часто крое(т, ть)ся именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда когда вы читаете с удовольствием не потому что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли програ(м, мм)е или по велению моды и тщеславия) а потому что оно вам нрави(т, ть)ся — вы почувствовали что автору есть что сказать есть чем с вами подели(т, ть)ся и он умеет это (с, з)делать. Если первый раз прочли произведение (не)внимательно читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения к которым он обращается (не) однократно которые знает в деталях о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение то раз..рядить обстановку (когда накапливается раздр..жение друг против друга) то посмешить, то просто выр..зить свое отношение к происшедшему с вами или с (кем)либо другим.
(Д. Лихачев.)
1. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.
2. Прочитайте текст. Определите его основную мысль.
3. В каком стиле написан текст? Укажите приметы данного стиля речи.
1 Подобные материалы учитель найдет в статьях журнала «Русский язык в школе»; в книгах: Бачманова Н. С., Богданова Г. А. и др. Материалы к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9—10 классы.— М., 1997; Пахнова Т. М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку.— М., 1997.