Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения - СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Все уроки Русского языка 9 класс

Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения - СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: сформировать понятия об особенностях структуры сложносочинённых предложений с общим второстепенным членом; совершенствовать пунктуационные и языковые умения и навыки.

Оборудование: учебные тексты, текст для наблюдения.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Наблюдение над языковым материалом

В. БОРИСОВ-МУСАТОВ. «ВОДОЁМ»

Эта картина принадлежит чистому, светлому, честному душой художнику.

Бегут, бегут прозрачные тени по зеркалу водоема, и плывут очарованные облака, и колышутся кущи деревьев, составляя тёмное зелёное кружево. Две фигуры — сёстры и невесты на берегу. Они ведут тихую беседу, а может быть молчат, околдованные тишиной. Глубокая грусть по несбывшимся мечтам или убежавшему счастью.

Старая усадьба, запущенный пруд. Тишина, скользят лёгкие, как призраки, блики света. Далеко в выси бушует солнце, а где-то гуляет ветер. Здесь же — музыка тишины.

(По И. Долгополову)

Задания

• Выразительно прочитайте текст, определите его тему и главную мысль.

• Назовите сложносочиненные предложения и простые предложения с однородными членами.

• Укажите, какие союзы связывают простые предложения, входящие в сложносочинённое.

• Назовите значение сложносочинённых предложений.

• Объясните постановку знаков препинания в сложносочинённых предложениях.


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Среди всех союзов и союзных слов мы выделили три: и, да (в значении и), или, при встрече с которыми надо быть очень внимательными. Особенно опасны они тогда, когда появляются в одиночку.

При этом союзы да в значении и/или встречаются не очень часто, а союз и поистине вездесущ. Если вы попробуете найти в любом тексте (научном, публицистическом, или художественном) страничку, на которой нет ни одного союза и, вам придётся потратить немало времени, причем ваши поиски могут так и не увенчаться успехом.

К встрече с опасными союзами при письме необходимо относиться как к сигналу: «Осторожно! Не торопитесь! Разберитесь в предложении!»

Почему среди дорог в поисках секретов пунктуации одиночному союзу и с его приятелями да (в значении и) и или выделена специальная, «персональная» дорога, тогда как остальные союзные слова довольствуются одной дорогой на всех?

Все остальные союзы и союзные слова, и даже эти «опасные» союзы, когда они повторяются, можно представить себе в виде человечков, несущих плакаты с надписью: «Требуем запятую!» И только и с приятелями держатся в стороне. У них в «руках» совсем другие плакаты: «Мы — опасные союзы!»

Об этих союзах «грамматика надвое сказала», нужна перед ними запятая или нет. В одних случаях нужна, в других — нет.


IV. Изучение нового материала

Объяснение учителя

Между простыми предложениями, входящими в состав сложносочинённого предложения, обычно ставится запятая: Небо изливалось на них своим сильным светом, и оба они на гребне насыпи возвышались.

Запятая не ставится между простыми предложениями, связанными соединительными или разделительными союзами, если они имеют общий второстепенный член или придаточное предложение, относящееся к обоим предложениям:

Звёзды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском.

Между простыми предложениями ставится тире, если они передают значение неожиданного результата, быстрой смены событий: А я всё понял — и у меня сразу испортилось настроение.

Если простые предложения в составе сложносочинённого значительно распространены, имеют внутри себя запятые и слабо связаны по смыслу, между ними ставится точка с запятой:

Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновение; однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей (Ф. Достоевский).


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа

а) Перепишите, расставляя знаки препинания. Объясните устно, почему простые предложения, входящие в состав сложного, иногда не отделяются друг от друга запятой.

Может быть оттого что только что миновала опасность дождь как будто стал теплее и с полей потянуло запахом сырой травы (К. Паустовский). В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников (А. Чехов). Всю ночь стучали топоры полыхали костры и трещали смоляные факелы (А. Гайдар). Однажды в розовом сиянии за лесом там где зашло уже солнце послышался ровный рокот моторов и через минуту показался высоко самолёт (Ю. Казаков). Вот откуда-то доносится отрывистый тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределённый звук (А. Чехов). По мху то тут то там были разбросаны мелкие желтые цветы и валялись ветки с белыми лишаями (К. Паустовский).

б) Выделите сложные предложения с союзом и, между частями которых необходимо поставить тире. Определите смысловые отношения между этими частями. Расставьте знаки препинания. Одна-две минуты томительного ожидания и вздрогнула земля (Н. Островский). Вдруг нал..тела буря с крупным и частым градом и прол..вным дождем и воздух превратился в водяную пыль (С. Аксаков). Еще несколько дней какая (нибудь) неделя и весь этот (не) вероятный хлам в лесу начнет закрывать цветами травами зеленеющими мхами тонкой молодой пор..слью (М. Пришвин). Мгновение и все опять потонуло во мраке (В. Короленко). Вот опять хлынули играющие лучи и весело и вел..чаво словно взл..тая поднимается могучее светило (И. Тургенев). Через некоторое время раздается второй потом третий свисток и пароход начинает отчал..вать (Г. Марков). Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль (И. Соколов-Микитов). Третий выстрел и птица снялась с дерева широкими взмахами своих крыльев (Д. Мамин-Сибиряк).


2. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «микрофон»

• Какое предложение называется сложносочинённым?

• Как в сложносочинённом предложении одна часть отделяется от другой в устной речи, на письме?

• На какие группы по союзам делятся сложносочинённые предложения?

• В каких случаях не ставится запятая между простыми предложениями, входящими в состав сложносочинённого предложения?

• Когда употребляется тире и точка с запятой между простыми предложениями в составе сложносочинённого?


VII. Домашнее задание

Подготовьте связный рассказ о сложносочинённом предложении по плану:

1) определение сложносочинённого предложения;

2) группы сложносочинённых предложений;

3) смысловые отношения в сложносочинённом предложении;

4) наиболее употребительные соединительные союзы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]