Все уроки Русского языка 9 класс
Обобщение и систематизация изученного о сложносочинённом предложении - СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: обобщить, систематизировать знания, учебно-языковые умения и навыки учащихся по теме.
Оборудование: учебные тексты, репродукция картины К. Юона «Мартовское солнце».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания
(см. домашнее задание предыдущего урока, п. 1)
2. Беседа
Закончите предложения.
• Сложносочинённое предложение — это...
• Сочинительные союзы делятся на три группы:...
• Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого, не отделяются запятыми, если...
• В сложносочинённом предложении между его частями употребляется тире, если...
• Повторяющимися могут быть такие сочинительные союзы:...
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
В одном предложении может оказаться множество «опасных» союзов и у каждого из них — своя работа, свои задачи. «Быть или не быть» запятой перед каждым из них — зависит от характера выполняемой ими работы.
При изучении сложносочинённого предложения мы с вами упоминали все возможные трудные случаи, связанные с постановкой запятой перед «опасными» союзами. И все их, один за другим, одолели в честном бою. Но в жизни они встречаются не один за другим, а в самых разных сочетаниях. Поэтому сегодня на уроке собраны вместе разнообразные случаи, чтобы вы могли попробовать свои силы «против всех сразу».
Цель нашего урока — выполнить различные тренировочные упражнения в определении значения сочинительных союзов и в расстановке знаков препинания в сложносочинённом предложении, ещё раз вспомнить, какие смысловые отношения могут возникать между простыми предложениями в составе сложносочинённого.
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. «Пунктуационный тренинг»
Перед вами примеры, в которых собрались союзы и, выполняющие разную работу. Расставьте знаки препинания.
1) При дороге растёт ромашка
Лопухи колокольчик-цвет
И полынь и красная кашка
А травы заповедной нет.
(А. Сурков)
2) И много дней
Прошло и добрая рука
Печально тронулась цветка
И был он в сад перенесён.
(М. Лермонтов)
3) Уныло юноша глядел
На опустелую равнину
И грусти тайную причину
Истолковать себе не смел.
(А. Пушкин)
4) И только что землю родную
Завидит во мраке ночном
Опять его сердце трепещет
И очи пылают огнём.
(М. Лермонтов)
5) Пред ним лепечут волны и бегут
И вновь приходят и о скалы бьют.
(М. Лермонтов)
6) Вдруг по ней
Мелькнула тень и двух огней
Промчались искры и потом
Какой-то зверь одним прыжком
Из чащи выскочил и лёг
Играя навзничь на песок.
(М. Лермонтов)
7) Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен.
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
8) Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!
(А. Пушкин)
9) И сердце бьётся в упоенье
И для него воскресли вновь
И божество и вдохновенье
И жизнь и слёзы и любовь
(А. Пушкин)
2. Осложнённое списывание
К. Ф. ЮОН. «МАРТОВСКОЕ СОЛНЦЕ»
Шедевр пейзажной живописи Юона — «Мартовское солнце» — написан в 1915 году. Картина вызывает поток чистых светлых в..споминаний о красоте природы и душа наполняе(т, ть)ся безмерной радостью счастьем жизни.
З..мля ещё п..крыта снегом но уже пр..шла «весна света». Ею прониза(н, нн)о всё пространство картины.
Воздух хрустально чист. Движу(т, ть)ся (в)низ по тр..пе на крестьянских лошадках мальчишки но это (не) отвлека.. т от пейзажа а органически сливается с ним в одну песню о весне. Узоры ветвей тополей и берёз сплетаю(т, ть)ся в причудливый рисунок. Радо..ное ощущение ра(н,нн)ей весны наполне(н,нн)ой светом и солнцем переда(н,нн)о в звонких ярких красках ослепительно белого снега синего неба с белыми и розовыми облачками синевато(сиреневых) теней на снегу белоснежных крышах в оживающих под весе(н,нн)им солнцем деревьях.
Природа в произведениях Юона (ни)когда (не)мысли(т,ть)ся без человека без животных или птиц и всё вместе это создаёт гармонический образ мирного бытия.
Задание
• Выразительно прочитайте текст, сформулируйте его главную мысль.
• Назовите виды орфограмм и пунктограмм на месте пропусков и скобок.
• Составьте схемы сложносочинённых предложений.
• Объясните, почему в описании пейзажа использованы преимущественно сложносочинённые предложения и простые предложения с однородными членами.
3. «Юные лингвисты»
Конструирование сложносочинённых предложений Из данных предложений постройте сложносочинённые, выражающие указанные смысловые значения.
От сильных дождей дороги были размыты. Доставка зерна на элеватор не прекращалась (противопоставление).
Закончили свою работу тракторы и комбайны. Тихо стало на колхозных полях (причина и следствие).
Дует небольшой северный ветер. Мягкими хлопьями падает снег, укрывает озимые посевы (одновременность).
Обильными струями прольётся дождь. Снова выглянет из-за туч, как из окошка, приветливое солнце (чередование явлений).
Туристы хотели остаток пути проехать на автобусе. Они возвращались к прежнему решению идти берегом моря (чередование).
4. «Закрепляем, обобщаем изученное»
Практическая работа
Перепишите, расставляя знаки препинания. Определите смысловые отношения между предложениями в составе сложносочинённого (последовательность, сопоставление, противопоставление, ограничение, замещение, взаимное исключение, присоединение, следствие).
1) Лучше полежи немного а то он тут недалеко стоит и смотрит (М. Пришвин). 2) Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу как маленькая свинья только вместо щетины на спине были иголки (М. Пришвин). 3) В этот день мне нездоровилось немного и потому я не стал дожидаться ужина и лёг спать (В. Арсеньев). 4) И ни щука его не заглотала ни рак клешней не перешиб ни рыболов на уду не поймал (М. Салтыков-Щедрин). 5) Песенка эта решительно ничего не значила зато её так удобно было распевать прыгая по забору (В. Бианки). 6) Ничего другого в комнате не помещалось да и эти четыре вещи стояли так тесно что некуда было шагу ступить (К. Симонов). 7) Есть непонятные и неуловимые нашим ухом оттенки в основном звуке и оттого мы не можем понять воронов (М. Пришвин). 8) То ли ветер в эту минуту сильнее обычного тряхнул околенку в сенцах то ли мёрзлая земля хрустнула под ногами (Ф. Абрамов). 9) Ветер задует и загудят эти сосны как колокола (К. Паустовский). 10) Я пойду домой а вы дожидайтесь меня здесь (А. Рыбаков). 11) Ученье и обед делали дни очень интересными вечера же проходили скучновато (А. Чехов).
5. Тренировочные упражнения (работа с упражнениями учебника по выбору учителя)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя
Сегодня на уроке вы ещё раз убедились в том, что постичь тайны постановки знаков препинания нельзя без знания синтаксиса.
«Нет никакого сомнения,— писал В. Белинский,— что когда к инстинктивной способности хорошо говорить или писать присоединяется теоретическое знание языка,— сила способностей удвояется, утрояется».
VI. Домашнее задание
Подготовиться к тематической контрольной работе, повторив теоретический материал по теме «Сложносочинённое предложение».