Все уроки Русского языка 9 класс
Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия и присоединительными - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: углубить получение учащимися сведений о сложноподчиненных предложениях с придаточными следствия, сопоставляя их с придаточными степени и образа действия, причины; дать понятие о придаточных присоединительных; совершенствовать навыки расстановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях; повторить пунктуацию предложений с деепричастными оборотами.
Оборудование: учебные тексты, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Слушание 2—3 творческих работ (см. домашние задание предыдущего урока)
2. Практическая работа с языковым материалом
Прочитайте и укажите придаточные предложения и их значения. Перепишите, расставляя запятые.
1) Ночь была тиха и светла хотя луны не было (И. Тургенев). 2) Хотя услуга нам при нужде дорога но за нее не всяк умеет взяться (И. Крылов). 3) Да отсюда хоть три года скачи ни да какого государства не доедешь (Н. Гоголь). 4) Пускай я слаб мой меч силен (В. Жуковский). 5) Пусть арфа сломана аккорд еще рыдает (Надсон). 6) Как ни крепился Чичиков духом однако похудел и даже позеленел во время таких невзгод (Н. Гоголь).
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия служат прежде всего для выражения логических отношений. Они общеупотребительны; очень характерны для научного стиля.
В научной речи придаточные присоединительные выражают добавочные замечания, иногда со значением вывода, заключения, например: Ступни орангутанга обращены подошвами внутрь, что способствует обхватыванию ветвей.
В публицистическом стиле придаточные присоединительные нередко выражают волеизъявление, усиливают призывный, воздействующий характер речи.
IV. Изучение нового материала
Ознакомление с теоретическим материалом учебника
V. Обобщение систематизации и контроль знаний и умений учащихся
1. Практическая работа
а) Перепишите, заменяя придаточные следствия придаточными степени.
Образец. Вишневые деревья были низкорослые, так что для сбора ягод не требовалось лестницы.— Вишневые деревья были такие низкорослые, что для сбора ягод не требовалось лестницы.
1) В марте стояли теплые дни, так что поля быстро освободились от снега. 2) Было темно, так что мы с трудом различали дорогу. 3) На реке был густой туман, так что в нескольких метрах от лодки ничего не было видно. 4) Река ярко блестит на солнце, так что глазам больно. б) Перепишите, заменяя придаточные причины придаточными следствия.
Образец. На крыльцо нельзя было выйти, потому что лил сильный дождь.— Лил сильный дождь, так что на крыльцо нельзя было выйти.
1) Сидеть на берегу было холодно, так как с моря дул сильный ветер. 2) Идти на лыжах по льду было опасно, так как он уже посинел и местами вздулся. 3) Видно дно озера на глубине нескольких метров, потому что вода в нем совершенно прозрачная. 4) Вследствие того что ветер все не утихал, корабль не мог выйти в море.
в) Прочитайте, укажите значение придаточных предложений. Перепишите, заменяя придаточные предложения деепричастными оборотами и расставляя запятые.
Образец. Спортсмены, когда возвращались со стадиона, решили по дороге искупаться.— Спортсмены, возвращаясь со стадиона, решили по дороге искупаться.
1) Андрей Гаврилович, когда рассмотрел хладнокровно запросы заседателя, увидел необходимость отвечать обстоятельно. 2) Василиса Егоровна оставила меня в покое, потому что видела мое упорство (А. Пушкин). 3) Если взялся за дело, доводи его до конца. 4) Хотя мы и очень напряженно работали, все же к вечеру не смогли прополоть все гряды. 5) Так как работу к вечеру мы не закончили, то решили начать утром прополку огорода на час раньше.
2. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Составление лингвистических сообщений о видах сложноподчиненных предложений по плану (работа в парах)
План
1) Название типа придаточного по значению.
2) На какой вопрос отвечает.
3) Какими союзами или союзными словами прикрепляются к главному.
4) К чему относится в главном.
5) Могут ли быть указательные слова, какие.
6) место придаточного предложения по отношению к главному.
7) Структурная схема предложения.
8) Пример.
2. Слушание 2—3 лингвистических сообщений (см. п. 1)
VII. Домашнее задание
1. Повторить теоретический материал по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными».
2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.