Все уроки Русского языка 9 класс
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: дать понятие о видах подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными: последовательном, параллельном, однородном подчинении; совершенствовать учебно-языковые и пунктуационные умения и навыки.
Оборудование: схемы, учебные тексты.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Практическая работа по определению вида придаточных предложений
Прочитайте, укажите придаточные предложения, их связь с главным и значение. Перепишите, расставляя запятые.
1) Гром ворчал так долго что казалось будто он обегает кругом огромную землю (К. Паустовский). 2) То что он увидел было так неожиданно что он немножко испугался (А. Чехов). 3) Мне невольно пришло на мысль что я ночью слышал тот же голос (М. Лермонтов). 4) Вдруг мне почудилось как будто трепет пробежал кругом (И. Тургенев). 5) Я узнал что ту усадьбу в которую я зашел звали Михайловским (И. Тургенев). 6) Нельзя жить только сегодняшним ибо сегодняшнее чаще всего незаконченное вчерашнее (П. Павленко).
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Тема «Основные виды сложноподчиненных подчинений предложений с двумя или несколькими придаточными» имеет очень важное значение для развития пунктуационных навыков. Ведь в процессе записи текста главным оказывается понимание структуры предложения в целом.
Два и более придаточных в сложноподчиненном предложении по-разному соотносятся друг с другом, образуя четыре основных типа подчинения.
IV. Изучение нового материала по учебнику
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Практическая работа
Замените союз потому что союзом ибо, союз чтобы союзом дабы. В каких случаях союз ибо и дабы повышают тональность речи, а в каких — служат средством усиления комического эффекта? Объясните расстановку знаков препинания.
1) Истинное новаторство в литературе, живописи, музыке необходимо поощрять и поддерживать, потому что в искусстве нет и не может быть готовых рецептов. 2) Много нужно глубины душевной, чтобы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести ее в перл создания. 3) Это светловолосое существо каждый день наведывалось к бабушке, чтобы полакомиться вареньем разных сортов.
2. Стилистический тренинг
а) Прочитайте и укажите придаточные причины. Перепишите, расставляя запятые. Укажите союзы, которые употребляются не в обычном разговоре, а в книжной речи.
Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели (Д. Мамин-Сибиряк). Часа в три утра я проснулся, оттого что озяб (В. Арсеньев). Мы миновали крутые обвалы, так как Валек знал более удобную дорогу (В. Короленко). Всякий труд важен, ибо облагораживает человека (Л. Толстой). Так как Каштанка взвигнула и попала ему под ноги, то он не мог не обратить на нее внимания (А. Чехов). Оттого я присмирел что я слышу топот дальний трубный звук и пенье стрел (А. Пушкин). Вследствие того что мы рано встали мы рано выступили и с бивака (В.Арсеньев). Благодаря тому что лето было жаркое и сухое понадобилось поливать каждое дерево (А. Чехов). Все возы потому что на них лежали большие тюки с шерстью казались очень высокими и пухлыми а лошади маленькими и коротконогими (А. Чехов).
б) Прочитайте и укажите придаточные предложения цели. Перепишите, подчеркивая целевые союзы. Укажите устаревший союз цели, который редко употребляется в современном языке. Лукашин встряхнулся, чтобы ноша удобнее легла на плече (В. Попов). Вадим уехал на Кавказ для того, чтобы там отдохнуть и полечиться. Воины разделились на два отряда с тем, чтобы окружить врага. Затем кузнец клещи куёт, чтобы рук не жечь. Дерсу и Чан Ли употребляли все усилия подвести плот возможно ближе к берегу, дабы дать возможность мне высадиться (В. Арсеньев).
3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Применение интерактивного приема «Мозговой штурм» (работа в группах)
Опираясь на составленные тезисы во время объяснения учителя, подготовить связной рассказ на лингвистическую тему:
• I вариант. «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины» (4-5 предложений, регламент — 3 минуты);
• II вариант. «Сложноподчинённые предложения с придаточным цели» (4-5 предложений, регламент — 3 минуты).
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.
2. Творческое задание. Напишите сочинение-миниатюру по предложенному плану, используя разнообразные синтаксические конструкции, в том числе сложноподчинённые предложения с придаточными разных видов. Укажите, в каком стиле вы изложили свои мысли.
МОЛОДЫЕ ГОРЫ
План
1) Где в нашей стране расположены молодые горы?
2) Чем покрыты их вершины?
3) Откуда сползают ледники?
4) Что мешает человеку изучать эти горы?
5) Куда может проникнуть человек с помощью вертолета?