Все уроки Русского языка 9 класс
Повторение. Знаки препинания в простом предложении, осложнённом однородными и обособленными членами - ПОВТОРЕНИЕ
Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся о предложении как синтаксической единице; обратить внимание на наиболее трудные случаи обособления; совершенствовать языковые умения и пунктуационные навыки
Оборудование: таблица, раздаточный материал для индивидуальной работы, учебные тексты
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Коллективная работа с таблицей
Виды предложений по |
Примеры |
1. Цели высказывания: а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные |
Чтение — вот лучшее учение (Пословица). Чему учится человек, читая книги? Помоги слабому и беззащитному |
2. Эмоциональной окраске: а) восклицательные б) невосклицательные |
Как хорош лес на заре ранней осенью! Земля нам дана для жизни (К. Паустовский) |
3. Наличию/отсутствию второстепенных членов предложения: а) распространённые (есть главные и второстепенные члены) б) нераспространённые (есть главные, нет второстепенных членов) |
Нарядная ёлочка сверкает огоньками и шариками. Ёлочка сверкает |
4. Строению грамматической основы: а) двусоставные (есть и подлежащее, и сказуемое) б) односоставные (грамматическая основа состоит из одного члена — подлежащего или сказуемого) |
В заколдованном царстве Деда Мороза всё было красиво, тихо и безжизненно. Знай минутам цену, секундам счёт. (Пословица) Хорошо бродить среди покоя голубой и ласковой страны (С. Есенин). Весна |
5. Полноте/неполноте: а) полные (есть все члены предложения, необходимые для полноты строения и значения) б) неполные (пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения) |
От доброго слова язык не усохнет. (Пословица) Я — в лес. Я — в свежесть (С. Островой) |
6. Осложнённости / неосложнённости (однородными членами, обращением, вводными словами и др.) |
Почему так хорош и художественен язык народной речи? (А. Толстой) Велика ты, правда, широко стоишь (А. Толстой) |
7. Числу грамматических основ: а) простые (одна грамматическая основа) б) сложные (несколько грамматических основ) По средствам связи частей сложных предложений они делятся на группы |
Труд человека кормит (Пословица). Труд человека кормит, а лень портит (Пословица) |
• Какой материал, данный в таблице, вам знаком?
• Что нового содержит таблица?
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Учитель. Сегодня на уроке мы вспомним строение предложения, его грамматические значения и средства, оформляющие связи, отношения между словами. Ещё раз убедимся в том, что предложение — многоуровневая синтаксическая единица, заключающая в себе определённое содержание и коммуникативное значение.
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Индивидуальная работа с раздаточным материалом
I вариант. Тема «Однородные члены. Обобщающие слова»
Придумать предложения, соответствующие схемам:
II вариант. Тема «Обособленные члены предложения»
Вставьте обособления, выраженные причастными, деепричастными оборотами, приложениями, прилагательными с зависимыми словами:
Леса (...) окружали нас стеной, (...).
Ветер (...) легко играл кронами деревьев.
Перекликались пичуги (...).
Трава (...) блестела.
(...) мы решили сделать привал.
Иванов (...) нашёл подходящую стоянку.
(...) мы с наслаждением опустились на траву.
2. Практическая работа с языковым материалом (по вариантам)
I вариант
Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте грамматические основы предложений. Найдите в тексте однородные члены. Чем они соединяются между собой? Расскажите о пунктуации при них.
Что может быть замечательнее и интереснее пещер? Узкий извилистый вход. Здесь темно и сыро. Тишина. Постепенно привыкаешь к свету дрожащей свечи. Ходы тяну(т, ть)ся ветвя(т, ть)ся то неожиданно расширяются в целые залы то круто спускаются (в) низ то обрываю(т, ть)ся пропастями. (Н..) верёвки (н..) крючки (н..) верёвочные лестницы (н..)что (н..) помогает дойти до ведомых глубин, что (бы) изучить подземный лабиринт.
В глухой пустоте изредка раздаю (т, ть) ся разные звуки шелест летучих мышей и мерный шум падающих капель и глухие раскаты обрывающихся под ногами камней. Иногда белые тёмные красные минералы своими отл..жениями покрывают стенки пещер. Их пр.. чудливые формы напоминают (н..) то фигуры каких-то застывших великанов (н..) то кости гигантских ящеров.
(По А. Ферсману)
II вариант
Прочитайте. В чём видит автор удивительную точность определений А. Пушкина? Какие члены предложения называются обособленными? Какие из них имеются в тексте? Перепишите, расставляя знаки препинания. Найдите в тексте вводное слово. Почему некоторые слова даны в кавычках?
Друг Пушкина поэт Языков воспел русские реки в изумительных стихах. Воспел Волгу властительницу вод. Он писал о Тверце «лелеющей тысячи судов» Оке «поёмистой дубравной» о Суре «красавице задумчиво бродящей» Свияге «пажитной игривой и бессонной» и наконец о Каме.
Пушкин впервые написал о Доне что он (не) течёт а льётся. В этом была удивительная никогда (не) изменявшая поэту точность определений. Волга Северная Двина Днепр Обь все большие русские реки именно текли. Они несли к морям тяжёлые воды. В широком движении этих рек была сила настойчивость.
А Дон лился легко позванивая на перекатах серебрясь от ветра вместе с листьями ракит. Облака медленно тонули тускнея в его омутах. Песч..ные косы перемытые донской водой были выбелены солнцем как холсты, что раскладывали казачки по донским берегам.
(К. Паустовский)
3. Творческая работа
Конструирование предложений по опорным схемам
• Составьте предложения, соответствующие данным схемам:
• Используйте в качестве уточняемых и уточняющих обстоятельств следующие сочетания слов:
рано утром, ещё до восхода солнца; в центре города, у памятника героям Великой Отечественной войны; прошлым летом, в середине июня; на другой день, в десять часов утра.
4. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Блиц-опрос с использованием интерактивного приема «Микрофон»
• Расскажите о способах связи слов в словосочетании и предложении.
• Назовите типы односоставных предложений.
• Перечислите второстепенные члены предложения.
• Какие члены предложения являются однородными?
• Какие знаки препинания употребляются при них?
• Расскажите об условиях обособления второстепенных членов предложения.
VI. Домашнее задание
1. Повторить теоретический материал по теме урока.
2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.