Все уроки Русского языка 9 класс
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении - БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях, развивать умения определять значения между смысловыми частями бессоюзных сложных предложений; употреблять бессоюзные сложные предложения в своей речи для решения определённых коммуникативных задач.
Оборудование: учебные тексты, репродукции картин И. Айвазовского.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Слушание 2—3 творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
2. Экспресс-опрос с использованием коммуникативного приема« Микрофон»
• Какие сложные предложения называются бессоюзными?
• Какие смысловые отношения могут быть между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного?
• Какие знаки препинания употребляются в бессоюзном сложном предложении?
• От чего зависит постановка того или иного знака препинания между простыми предложениями в бессоюзном сложном?
• Расскажите об употреблении каждого знака препинания. Используйте примеры, данные в таблице, или подберите свои.
• С помощью каких грамматических средств можно проверить правильность установления смысловых отношений между простыми предложениями и употребление знаков препинания в бессоюзном сложном предложении?
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Интонация является необходимой составной частью структуры бессоюзного предложения (как, впрочем, любого предложения). Восполняя отсутствующие союзы, интонация в бессоюзных конструкциях приобретает особенно важное значение.
Знание разных типов интонаций (перечислительной, сопоставительной, объяснительной и др.) является обязательным условием усвоения пунктуации бессоюзных предложений.
Цель нашего урока — обобщить ваши теоретические знания о бессоюзном сложном предложении и закрепить практические пунктуационные навыки.
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний, умений и навыков
1. Письмо по памяти
Определите (на слух) смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях и объясните знаки препинания. Затем запишите по памяти.
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной,
Словно как тающий сахар, лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор! —
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
(Н. Некрасов)
2. Практическая работа
Проанализируйте предложения: выделите части (простые или сложные предложения), между которыми существует бессоюзная связь; определите смысловые отношения между частями. Преобразуйте бессоюзные сложные предложения в союзные сложносочинённые и сложноподчинённые. Какие новые оттенки значения возникают при этом? Укажите предложения, не допускающие преобразования в союзные, и объясните, почему. Расставьте знаки препинания.
1) Художественная правда создаётся писателем так(же) как пчелою создаётся мёд от всех цветов (по)немногу берёт пчела но берёт самое нужное (М. Горький). Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора весь день стоит как(бы) хрустальный и лучезарны вечера (Ф. Тютчев). 3) Очнувшись услышал большой (на)яву ключ..м телеграфным стуча товарищ его вызывает Москву и требует срочно врача (С. Маршак). Алексей был доволен танцевальные успехи укрепили в нём уверен..ость, что он будет летать (Б. Полевой). 5) Назад страшно и оглянуться такая низкая и тяжёлая чернота зимнего неба нав..сала над всей землёй (В. Солоухин). 6) Глинистая дорога разбухла пр..ходилось жаться к мокрым кустам св..рачивать (в)сторону (Ф. Абрамов). 7) Дунул ветер всё ожило засмеялось (М. Горький). 8) В добрую почву упало зерно пышным плодом отродится оно (Н. Некрасов). 9) Красоту только тронь небрежной рукой она исчезн.. т (на)веки (К. Паустовский). 10) Не псарь по дубравушке трубит гогоч..т (сорви)голова наплакавшись кол.. т и руб.. т дрова молодая вдова (Н. Некрасов).
3. Объяснительный диктант
«ОН БЫЛ, О МОРЕ, ТВОЙ ПЕВЕЦ!»
В мировой живописи нет более прославленного певца моря, чем Иван Константинович Айвазовский. Айвазовский (ни)когда (не) изменял теме — он писал только о море.
День художника был пунктуально размерен: он вставал на рассвете и вскоре после завтрака садился за работу, писал до обеда, потом совершал (не)большую прогулку и снов.. писал до вечера. Обыкновенно, начиная писать, он доставал папку со сдела(н,нн)ыми рисунками, выб..рал из них наиболее понравившийся и на его основе создавал живописную композицию. На самом берегу построил он мастерскую; во время бури солёные брызги обдавали те(р,рр)асу, где обычно сидел художник, любуясь разбушевавшейся стихией. Жадно смотрел он в чёрную даль, откуда свирепо неслись седые валы.
Его кистью двигало горячее, неуемное желание подарить миру новые поэмы о величественной борьбе человека со стихией, о неизведа(н,нн)ой красоте лучезарного царства моря, о родных просторах и далёких побереж..ях. Им руководило великое чувство художника-патриота.
(По В. Осокину)
Задание
• Определите тип и стиль речи.
• Объясните постановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.
4. Творческая работа
а) Допишите пословицы, которые представляют собой бессоюзные сложные предложения. Какие смысловые отношения связывают простые предложения в этих сложных конструкциях? Объясните знаки препинания.
1) Больше узнаешь... . 2) Кончил дело... . 3) Совесть потеряешь... . 4) Лес рубят... . 5) Назвался груздем... . 6) Труд человека кормит... . 7) Не сули журавля в небе... . 8) Много будешь знать... . 9) За всё браться... . 10) Что-нибудь иметь не важно... .
Ответы
1) Сильнее станешь. 2) Гуляй смело. 3) Другой не купишь. 4) Щепки летят. 5) Полезай в кузов. 6) Лень портит. 7) Дай синицу в руки. 8) Скоро состаришься. 9) Ничего не сделать. 10) Важно что-нибудь уметь.
б) Прочитайте зашифрованные пословицы (запись на доске). Какими по строению предложениями они являются? Запишите их. Какой знак препинания вы употребили в них? Одинаковые или разные смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях послужили условием выбора этого знака препинания?
Примечание для учителя
Стрелкой указано направление (по спирали), по которому разгадываются кроссворды.
Ответы
1) Лето припасает — зима поедает. 2) Воду варить — вода и будет. Первое предложение со значением противопоставления, второе — условия.
5. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Фронтальная беседа (коммуникативный прием «микрофон»)
• Какие смысловые отношения могут быть между частями сложного бессоюзного предложения?
• От чего зависит выбор знака препинания в бессоюзном сложном предложении?
• Каким знаком передаются смысловые отношения перечисления, последовательности? Каким — пояснения, причины?
• Приведите примеры бессоюзного сложного предложения со смысловыми отношениями а) перечисления, б) последовательности. Лучшие примеры запишите в тетрадь.
• Приведите примеры бессоюзного сложного предложения со смысловыми отношениями а) пояснения, б) причины. Лучшие примеры запишите в тетрадь.
• Каким знаком препинания передаются смысловые отношения сопоставления, противопоставления, условия и времени?
• Приведите примеры бессоюзного сложного предложения со смысловыми отношениями: а) противопоставления, б) сопоставления, в) условия, г) времени. Лучшие примеры запишите в тетрадь.
VI. Домашнее задание
Творческое задание
Составьте (письменно) в научном стиле высказывание «Употребление знаков препинания в бессоюзном сложном предложении» (7-8 предложений)