Все уроки Русского языка 9 класс
Итоговое повторение. Фонетика. Графика. Орфография - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ
Цели: обобщить и систематизировать основные теоретические сведения по теме; повторить правила орфографии, связанные с фонетическим принципом написания; совершенствовать правописные умения и навыки.
Оборудование: запись на доске, обобщающие таблицы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа повторительно-обобщающего характера
• Что изучает фонетика?
• На какие две группы делятся звуки речи?
• В чём отличие в образовании гласных и согласных звуков?
• Чем отличаются гласные звуки от согласных?
• Сколько в русском языке гласных звуков и гласных букв?
• Назовите гласные звуки и гласные буквы.
• Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук? Приведите примеры. В каких случаях эти же буквы обозначают по два звука? Приведите примеры.
• Сколько в русском языке согласных звуков и согласных букв?
• На какие группы делятся согласные звуки?
По ходу беседы один из учащихся заполняет на доске таблицу, остальные учащиеся — в тетрадях.
Звуки речи
Гласные звуки (6) |
Согласные звуки (36) |
|||
звонкие |
глухие |
твердые |
мягкие |
|
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Сейчас между нами произойдет самая обыденная и самая непонятная вещь. Мы начнем разговаривать. Он с помощью звуков разной высоты и силы будет выражать в условной форме свои мысли, а я буду воспринимать эти звуковые колебания и разгадывать их условное значение, и его мысли станут моими мыслями.
О! как непонятны для нас, как таинственны, как странны самые простые жизненные явления (А. Куприн).
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Повторение правил правописания, связанных с разделом «Фонетика»
Используются обобщающие таблицы.
а) Правописание гласных в корнях слов
Ударные и безударные гласные после шипящих и ц
1. Буквы ё — о после шипящих: жёлудь; крыжовник; шоссе
2. Буквы а, у, и после шипящих: участники, чудовище, животное, брошюра
3. Буквы и — ы после ц: цифры, цыган
Беседа
• Назовите три вида орфограмм, относящихся к написанию безударной гласной в корне.
• Приведите примеры на каждую орфограмму. Одному или разным правилам они подчиняются?
• Как определяются непроверяемые безударные гласные в корне?
• Какому правилу подчиняется написание проверяемых гласных в корне?
• Как проверяются чередующиеся гласные в корне?
• Назовите три группы корней с чередующимися гласными, различные по способу проверки.
• Сформулируйте правила правописания ударных и безударных гласных после шипящих и ц. Объясните примеры, данные в таблице.
б) Правописание согласных в корне слова
Проверяемые глухие и звонкие согласные |
просьба — просить ползти — ползу труд — труды |
Проверяемые непроизносимые согласные |
поздний — опоздать но: ужасный — ужас |
Непроверяемые согласные |
футбол чувствовать коммуна |
• Почему глухие и звонкие согласные в корне часто являются орфограммами?
• В каких случаях это бывает? Приведите примеры.
• Что называется непроизносимой согласной?
• Почему возникает эта орфографическая трудность? Приведите примеры.
3. Повторение обозначения мягкости согласных на письме
а) Беседа
• Что значит твердость и мягкость согласных?
• Как обозначаются мягкие согласные на письме?
• Когда мягкость согласных не обозначается специальными буквами?
• Почему в сочетании букв чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ не пишется мягкий знак?
б) Фонетико-орфографический комментарий
• Найдите в стихотворении О. Высотской «Мягкий знак» фонетические неточности (текст записан на доске).
Он очень вежлив, мягкий знак!
Не любит споров он и драк:
Он всем старается помочь!
Он в слове «мать» и в слове «дочь»,
Он в тихом лунном слове «ночь».
Чтоб никого не огорчить,
Он все старается смягчить:
Отрежь — отрежьте!
Поешь — поешьте!
Исправь — исправьте!
Оставь — оставьте! —
Так мягко просит мягкий знак,
Что отказать нельзя никак.
• Выпишите слова с мягким знаком в такой последовательности:
1) обозначение мягкости согласных: мать, огорчить и т. д.;
2) обозначение грамматических форм слов: помочь, дочь, ночь, отрежь и т. д.
• О какой роли мягкого знака вы еще знаете? (ь разделительный) Запишите примеры.
• В чем сходство и в чем различия в употреблении разделительных ъ и ь? Докажите на примерах.
4. Практическая работа
а) Спишите словосочетания, распределив их по четырём группам в зависимости от вида корня с чередующейся гласной в корне.
Прит..жательное прил..гательное, пров..сти к..сательную, (не)лепое предп..л..жение, разг..ревше..ся пламя, возл..гать надежды, выб..рать пр..зидиум, пр..кл..няться перед авт..ритетом, бл..стательное достижение, пор..внят(?)ся с к..ло(н,нн)ой, сопр..к..сновение проводов, (тёмно)зелёные водор..сли, ср..щение костей, беспр..дельная р..внина, полыха.. т з..рница, пов..лительное накл..нение, (не)принуждё(н, нн)о покл..нит(?)ся, (чисто)кров- ный ск..кун, (не)пром..каем.. (плащ)пальто, расст..ла..щаяся пустыня, зар..сли бур(?)яна, ра(с, сс)ч..тать конструкцию.
б) Продолжите запись, приводя по два-три своих примера.
1) Существительные 3-го склонения: мышь, чушь, ... .
2) Глаголы: беречь — беречь(ся); режь — режьте, ...; несёшь — несёшься, ... .
3) Наречия: прочь, ... .
4) Частицы: ишь, ... .
Глядя на запись, письменно ответьте, в словах каких частей речи употребляется ь после шипящих в конце слов. Приведите примеры.
Примечание для учителя
Исключения среди наречий — уж, замуж, невтерпёж — оговорите.
5. Самостоятельная работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обращение к записи на доске. Расскажите о правописании гласных в корнях слов, пользуясь таблицей и дополняя её своими примерами.
Орфограммы |
Примеры |
1) Проверяемые безударные гласные 2) Непроверяемые безударные гласные 3) Корни с чередованием гласных 4) о-ё после шипящих в корнях слов |
Заполнив таблицу данными словами, расскажите о правилах употребления букв ы — и после ц.
Пишется и |
в корнях слов в словах на -ция |
Пишется ы |
в окончаниях в словах-исключениях |
Демонстрация, революц..я, ц..тата, ц..фры, страниц(ы,и), акац..я, отличниц(ы,и), ц..ркуль, сестриц.., репетиц..я, ц..рк, ц..ганский, ц..плёнок.
VI. Домашнее задание
1. Повторить теоретический материал по теме урока.
2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.