Все уроки Русского языка 9 класс
Итоговое повторение. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Различение на письме не и ни - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ
Цели: систематизировать и обобщить правила правописания не с разными частями речи; совершенствовать орфографические умения и навыки.
Оборудование: обобщающие таблицы, учебные тексты.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Мотивация учебной деятельности
Очень важно для каждого образованного человека владение нормами правописания (орфографии и пунктуации). Соблюдение этих норм, которые чаще всего раскрываются в формулировках правил, облегчает процесс письменного общения людей, экономит их время при чтении, помогает быстрому восприятию и пониманию написанного. Наоборот, любое нарушение норм правописания так или иначе мешает читающему сосредоточиться на содержании, отвлекает наше внимание.
III. Актуализация опорных знаний
Коллективная работа с обобщающими таблицами (с комментариями учителя и тезированием основных положений)
Правописание не с различными частями речи
Слитно |
Раздельно |
1. Со всеми словами, которые без не не употребляются (не входит в состав корня или является приставкой): невзгоды, неизбежный, нельзя, негодуя |
1. С глаголами в неопределённой форме любого наклонения, краткими причастиями, деепричастиями, числительными, предлогами (кроме несмотря на, невзирая на), союзами, частицами и наречиями (кроме наречий на -о): не читать, не курил бы, не спеши, не прочитан, не видя; не в клубе; не то, не только, не всегда, не завтра, не по-твоему, не по-русски |
2. С существительными, прилагательными и наречиями на -о, когда с не образуется новое слово (его можно заменить близким по смыслу): неправда (ложь), недалеко (близко), рассказ неинтересный (скучный) |
2. С существительными, прилагательными, наречиями на -о при имеющемся (или подразумеваемом) противопоставлении: 1) Он говорил не правду, а ложь. 2) Рассказ не интересный (не является скучным, но и не вызывает интереса) |
3. С полными причастиями без зависимых слов: на столе лежала непрочитанная книга |
3. С полными причастиями при наличии противопоставления или зависимых слов: на столе лежала не прочитанная, а лишь просмотренная книга; на столе лежала не прочитанная мною книга |
4. С прилагательными, причастиями и наречиями на -о, если к ним относятся слова совсем, совершенно, очень, крайне, чрезвычайно и др., усиливающие степень качества: чрезвычайно неинтересная книга (скучная); совсем нерешённые задачи; поступать неосторожно (опрометчиво) |
4. С прилагательными, причастиями, наречиями на -о, если отрицание усиливается отрицательными местоимениями или наречиями, а также если не входит в состав частиц далеко не, вовсе не, отнюдь не: никому не известные причины; ничуть не замерзающее озеро; далеко не лёгкое решение; отнюдь не весело |
5. С неопределёнными местоимениями, а также с отрицательными без предлога: несколько статей; нечто новое; нечем помочь; некого спросить |
5. С местоимениями, в том числе отрицательными, если при последних есть предлоги: не ты, не он, не каждый, не тот, не у кого, не о чём беспокоиться |
6. С отрицательными наречиями: негде, некуда, некогда, неоткуда, незачем |
6. С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме или у которых она имеет иное значение: не рад, не должен, не готов, не горазд. С наречиями состояния, которые употребляются только в качестве сказуемого в безличных предложениях: не надо, не нужно, не жаль, не пора |
Значение частицы ни
Значение |
Пример |
Отрицание |
Ни шагу назад! |
Усиление отрицания: частица ни употребляется в предложении, где сказуемое имеет при себе частицу не или выражено словами нет, нельзя |
На небе не было ни облачка. На небе нет ни облачка. |
Сказуемое может быть опущено |
На небе ни облачка |
При однородных членах предложения или в сложносочинённом предложении повторяющаяся частица ни приобретает значение соединительного союза |
Из окна не видно ни дороги, ни здания станции |
Усиление утверждения: частица ни употребляется в утвердительном предложении и сама не выражает общего отрицания или запрета: а) в устойчивых оборотах (в этих сочетаниях не ставится запятая при повторяющихся союзах); б) в устойчивых сочетаниях; в) в придаточной части сложноподчинённых предложений |
а) ни больше ни меньше; ни слуху ни духу; ни с того ни с сего; ни свет ни заря. б) Во что бы то ни стало, когда бы то ни было. в) Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая (А. Майков) |
Предложение обобщающе-усилительного характера с частицей ни часто имеет значение уступки |
Как ни трудно, как ни худо, не сдавай, вперёд иди (А. Твардовский) |
Правописание частицы ни
Частица ни пишется со всеми частями речи, как правило, раздельно: Ночь проходит, нет дороги ни вперёд и ни назад (А. Твардовский) |
|
Отрицательные местоимения с предлогом пишутся раздельно: ни у кого, ни о чём, ни с кем, ни с чем, ни во что, ни за что и т. п. |
Ни в составе отрицательных местоимений без предлога и местоименных наречий пишется слитно: никто, ничто, ничья, никого, ничего и т. п.; никогда, ниоткуда, нисколько и т. п. |
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Комментированное письмо (указать условия слитного и раздельного написания не со словами)
(Не)ожиданно послышалось (не)громкое пение. Где-то (не)близ- ко пела женщина. Егорушка оглядывался и (не)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что она ни в чём (не)виновата, что солнце выжгло её понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она ещё молодая и была бы красивой, если бы (не)зной и (не)засуха: вины (не)было, но она всё-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (не)выносимо больно, грустно и жалко себя.
(По А. Чехову)
2. Предупредительный диктант (объяснить контрольные орфограммы)
Иные люди до конца своих дней (н..)утрачивают дара восхищения миром. (Н..)какие бури и трудности человеческого пути (н..)могут повлиять на впечатлительность их (н..)стареющей натуры.
К таким людям принадлежал Михаил Пришвин. Как (н..)мог он отложить в сторону перо, так (н..)на миг (н..)мог перестать радоваться жизни. Её богатства находил он повсюду, где бы (н..)побывал что(бы) (н..)увидел. Он был как (н..)кто другой внутренне богат, обычные человеческие слабости казались ему просто (н..)законными. Он как(бы) опровергал слова Шиллера, что «лишь раз цветёт чудесный в жизни май», сделав весну на протяжении своей жизни (н..)изменным спутником.
(По В. Лидину)
3. Творческая работа
Продолжите рассуждение, доказывая основную мысль, сформулированную в последнем предложении. По возможности используйте слова с контрольными орфограммами.
Какой бы (н..)была богатой природа, возможности её (н..)безграничны. И если мы её хозяева, то, (н..)сомненно, должны быть и её защитниками, ибо (н.)льзя только владеть, (н..)платя за добро ответным добром. (Н..)какими законами (н..)оградить природу от ущерба, если каждый из нас (н..)осознает и (н..)на минуту (н..)будет забывать простой истины: нанося вред окружающей среде, мы вредим самим себе.
(По В. Ткаченко)
4. Самостоятельная работа с упражнениями учебника
(по выбору учителя)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Выполнение интерактивного приёма «Мозговой штурм»
(работа в группах)
1-я группа: составить связное высказывание в научном стиле речи на тему «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи». (Регламент — 3-4 минуты)
2-я группа: составить связное высказывание в научном стиле речи на тему «Чем различаются на письме не и ни». (Регламент — 3-4 минуты)
VI. Домашнее задание
1. Повторить теоретический материал по теме урока.
2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.