Развитие речи. Лексико-стилистическая подготовка к подробному изложению - ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ

Все уроки Русского языка 9 класс

Развитие речи. Лексико-стилистическая подготовка к подробному изложению - ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ

Цели: повторить полученные ранее учащимися сведения о стиле художественной литературы, образе, образном слове, художественных средствах языка (эпитетах, метафорах, сравнениях); обобщить ранее изученное, развивая умение находить, видеть изобразительно-выразительные средства в тексте, осознавать их роль.

Оборудование: текст изложения, схема.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Беседа об особенностях художественных средств

Для правильного восприятия художественной литературы нужно понимать, какую роль играют изобразительно-выразительные средства языка.

• Можно ли судить о музыкальном, живописном произведении, не говоря о звуках, красках?

• Можно ли судить о произведении художественной литературы, не говоря о словах, с помощью которых писатель создаёт литературный образ, рисует картины?

Отличительной особенностью художественной литературы является образность. Средства, служащие для создания образов,— это изобразительно-выразительные средства языка. Изобразительные — потому что они «рисуют» образные картины; выразительные — потому что передают с разной силой выразительности те или иные мысли и эмоции, отношение автора к описываемому предмету, явлению. Сравните: золотые руки (положительная оценка со значением «очень хорошие»), или: ледяной взгляд (отрицательная оценка — «очень неприятный»).

В создании образов участвуют и обычные слова, если они в сочетании друг с другом создают необходимое впечатление или картину. Например: «белеет парус одинокий...» Эти слова создают образ, так как несут большую смысловую, эмоциональную и эстетическую нагрузку. Именно такое употребление слов характерно для стиля художественной литературы. Далее мы останавливаемся на лексических изобразительно-выразительных средствах русского языка.

• Вспомните, что такое сравнение?

• А что такое эпитет?

• Что вам известно о метафоре?

• Что отличает стиль художественной литературы от других стилей? Что является его характерной особенностью?

• Каковы особенности образных слов?

• Приведите свои примеры сравнений, эпитетов, метафор.


III. Работа над культурой и развитием речи учащихся

1. Частичный анализ текста (определение его темы и основной мысли, выделение микротем и опорных слов в них, анализ изобразительно-выразительных средств, характеризующих опорные слова в микротемах)

Учитель. Для частичного анализа мы обращаемся к тексту будущего изложения (в данном случае это отрывок «Буран в степи» из повести А. Пушкина «Капитанская дочка»). Цель частичного анализа — показать основное в тексте, в данном случае — разделить повествование и описание, определить микротемы описания.

Комментарий для учителя

Каждому учащемуся даётся текст, графически оформленный, с уже выделенными опорными словами, которые одновременно являются и наименованиями микротем, подчёркнуты и те художественные средства, над которыми мы будем работать на этапе частичного анализа текста.

Другие важные сведения, относящиеся к опорным словам и к разным частям текста, могут быть рассмотрены на последнем этапе — на этапе полного анализа текста.

Примерное деление текста на части и указания на основную мысль

1) Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересечённые холмами и оврагами. Всё покрыто было снегом. Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, продолженному крестьянскими санями.

2) Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал:

— Барин, не прикажешь ли воротиться?

— Это зачем?

3) — Время ненадёжно: ветер слегка подымается,— вишь, как он сметает порошу.

— Что ж за беда!

— А видишь там что? (Ямщик указал кнутом на восток.)

— Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба.

— А вон-вон: это облачко.

Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.

4) Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силён; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее. Ямщик поскакал, но всё поглядывал на восток. лошади бежали дружно.

5) Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями.

6) Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин,— закричал ямщик,— беда: буран!»... Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь.

7) Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали.


2. Чтение текста учителем


3. Беседа

• Какая мысль является основной в данном тексте? Ведь в буран попали люди. Чем для них обернётся буран? («Беда: буран!») На доске и в тетрадях записываются опорные слова: небо, облачко, туча, снег, ветер.

• Почему именно эти слова, записанные на доске, можно считать опорными, главными в тексте? (С ними связано основное содержание текста, т. е. они формируют микротемы; и поскольку цель изложения — дать описание бурана, выбираются имен эти слова, без которых нельзя обойтись при изложении текста.)

• Какое слово является самым главным в тексте в числе опорных? (Слово ветер, потому что именно ветер изменяет всё в природе и приносит буран.)

• Это слово употребляется в тексте пять раз в отличие от остальных опорных, оно самое главное в раскрытии основной мысли текста. Посмотрите на схему и скажите, почему именно в такой последовательности расположены опорные слова и как дополняют их относящиеся к ним языковые средства.

Запись на доске

Ветер слегка подымается...

сметает порошу

Ясное небо

Белое облачко...

предвещало буран

Ветер показался... не силён

Ветер... становился сильнее

Белая туча...

тяжело подымалась,

росла и постепенно

облегала небо

Пошёл мелкий снег —

и вдруг повалил

хлопьями

Ветер завыл;

сделалась метель

Тёмное небо

смешалось со снежным

морем

Беда: буран!

Ветер выл с такой

свирепой выразительностию,

что казался одушевлённым

• Сделайте вывод о развитии замысла автора. (Из схемы видно, как последовательно раскрывается замысел художника, как в точном соответствии с замыслом выбраны изобразительновыразительные средства, отражающие постепенное приближение бурана.)

Предложения с опорными словами записываются в тетради, проводится анализ изобразительно-выразительных средств.

• Выделите эпитеты, подберите к ним синонимы, запишите их на полях.

• Какими эпитетами можно заменить слово белое, не нарушая замысла автора?

• Какую картину помогает нам представить метафора снежное море? (Поднялся настолько сильный ветер, что вся снежная степь пришла в движение и походила на море.)

• Выпишите предложения со словом ветер, подчеркните изобразительно-выразительные средства языка, проследите, как изображено нарастание ветра.

• Выделите эпитет (слегка), слово с переносным значением (подымается) и метафору (сметает).

• Определите роль этих средств в раскрытии замысла. (Этими словами передаются первые признаки бурана, его начало.)

• Что подчёркивается метафорой-глаголом совершенного вида завыл? (Действие началось.)

• На что указывает метафора-глагол выл несовершенного вида? (Действие продолжается.)

• Какое из пяти предложений о ветре является наиболее выразительным и почему? (Последнее предложение, в котором развёрнутой метафорой подчёркивается кульминация действия.)

• Назовите глаголы движения в этих предложениях. (Ветер подымается; сметает порошу)

• С какой темой связаны опорные слова? (С описанием бурана в степи.)

• Какой цвет преобладает в описании? Сколько раз повторяется слово белый? (Три раза: белая степь, белое облачко, белая туча.)


4. Полный анализ текста и составление плана его пересказа (анализ текста по частям, составление сложного плана)


Текст

Вопросы

Пункты плана

1) Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересечённые холмами и оврагами.

Всё покрыто было снегом. Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, продолженному крестьянскими санями

Что можно сказать о настроении Гринёва? Каким эпитетом подчёркивается восприятие им окружающей среды? (Печальные пустыни)

Как можно озаглавить начало?

1. «Вблизи места моего назначения»

2) Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал:

— Барин, не прикажешь ли воротиться?

— Это зачем?

Что отвлекло Гринёва от его грустных мыслей?

Как это отразить в плане?

2. Тревога ямщика

3) — Время ненадёжно: ветер слегка подымается,— вишь, как он сметает порошу.

— Что ж за беда!

— А видишь там что? (Ямщик указал кнутом на восток.)

— Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба.

— А вон - вон: это облачко.

Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран

Каковы первые признаки бурана?

Какие картины вы можете представить благодаря изобразительным возможностям слов?

(1. Кибитка в снежной пустыне, ветер подымается, сметает порошу.

2. На ясном небе белое облачко, на которое указывает ямщик.)

На что было похоже облачко? С чем сравнивает его Гринёв?

3. Первые признаки бурана:

а) ветер подымается;

б) белое облачко

4) Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силён; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее. Ямщик поскакал, но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно

Какими словами автора можно сказать об усилении ветра?

Каким глаголом выражено беспокойство ямщика?

4. «Ветер... показался мне не силён»

5) Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями

Что говорится о ветре? Как изменилось облачко?

Представьте третью образную картину (3. Белая туча, снег вначале мелкий, потом в виде хлопьев)

Назовите пункты плана

5. Туча «облегала небо»

6) Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин,— закричал ямщик,— беда: буран!» ...Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь

Какова четвёртая образная картина? (4. Снежное море, буран)

Какое местоимение с обобщающим значением и почему повторяет Пушкин? (Всё исчезло. Всё было мрак и вихорь.) Оправдано ли это повторение? Сколько раз, где и почему повторяется слово буран? (Вначале и в конце, чтобы объединить всё описание.) Какое слово служит для выражения отношения людей к бурану? (Беда.)

6. Снег «повалил хлопьями»

7) Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали

Какой развёрнутой метафорой завершается описание бурана?

7. «Ветер завыл», «всё исчезло»


5. Повторное чтение текста учащимися самостоятельно (молча)


6. Написание выборочного изложения (черновые варианты) по составленному на уроке плану


V. Домашнее задание

Отредактировав черновые варианты выборочного изложения, закончить творческую работу в тетрадях.






Для любых предложений по сайту: [email protected]