Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине И. Тихого «Аисты» - СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: научить писать сочинение-отзыв на основе впечатлений от картины; развивать речь, творческие способности, умение видеть и передавать увиденное на письме.
Планируемые результаты: уметь описывать произведения живописи; владеть навыками письменной монологической речи; уметь высказывать своё мнение и аргументировать его.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
(Упр. 89 — обсуждение вопросов и заданий.)
2. Словарная работа. Определение терминов
— Что такое отзыв? (Отклик на увиденное, услышанное, прочитанное, оценка его, выражение своего отношения.)
— Что такое рецензия? (Критический разбор и оценка художественного или научного произведения.)
— Чем отличается отзыв от рецензии? (Рецензия — более глубокое высказывание о произведении, подразумевающее его анализ; отзыв же более субъективен, основан на мнении о чём- либо.)
— Запишем в тетрадь:
• отзыв (на что? о чём?);
• рецензия (на что?).
III. Работа по теме урока
Подготовка к сочинению
— Что изображено на картине?
— Какова роль композиции картины? (Примерный ответ. Большую часть картины занимает изображение неба. Таким образом создаётся впечатление простора, свободы. Летящие птицы пересекают пространство картины, словно соединяют землю и небо.)
— Какие краски использовал художник? (Примерный ответ. Основной колорит картины — светлый: бледно-голубое небо, подсвеченные солнцем жемчужно-серые облака с белой окантовкой перекликаются с цветом оперения аистов. Более тёмные цвета земли: светло- и тёмно-зелёные деревья, синий лес вдали, жёлто-зелёное разнотравье — создают опору картины, контрастируют с главной, светлой цветовой гаммой.)
— Как удалось художнику передать движение птиц?
— Каково настроение картины?
— Расскажите о ваших впечатлениях от картины.
IV. Закрепление изученного материала
(Написание сочинения.)
V. Подведение итогов урока
(Чтение и обсуждение сочинений.)
Домашнее задание
1. § 19.
2. Упр. 91.