Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места - ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Цели: закрепить знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и изъяснительными; дать общее представление о придаточных обстоятельственных, в том числе о придаточных времени и места; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать придаточные обстоятельственные, в том числе придаточные времени и места; уметь различать союзы и союзные слова; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Лингвистическая разминка
В каких словах правописание приставки определяется её значением — “неполнота действия”?
1) приполз;
2) привычный;
3) придумала;
4) привстал.
2. Проверка домашнего задания
(Упр. 122 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий.)
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений и теоретических сведений (§ 24, 25, с. 82—84).)
2. Слово учителя
Как отличить союзы от союзных слов?
• Союзные слова — члены придаточных предложений, их можно заменить указательными местоимениями или местоименными наречиями, а союзы не являются членами предложений, их нельзя заменить словами самостоятельных частей речи.
• На союзные слова может падать логическое ударение, а на союзы — не может.
• Союзное слово обычно можно изъять из предложения без потери смысла, а союз — нельзя.
• После союзного слова можно поставить частицы же, именно, а после союзов — нельзя.
Все эти критерии надо использовать в сочетаниях или в совокупности, отдельно они редко “работают”.
Где, куда, откуда, кто, который, какой, чей, почему, зачем, сколько всегда являются союзными словами и не бывают союзами.
Когда является союзным словом в придаточном времени, если в главном предложении есть указательное слово тогда; в придаточном изъяснительном; в придаточном определительном.
Когда является союзом в придаточных времени, условия. Поставим вопросы, составим схемы, определим вид придаточных и средства связи; объясним постановку знаков препинания.
1) Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправлялся.
[ ], (когда...). Прибежали (когда?). Придаточное обстоятельственное (значение времени). Когда — союз.
2) Скажите, когда отправляется поезд?
[ ], (когда ...). Скажите (что?). Придаточное изъяснительное. Когда — союзное слово.
3) Известны случаи, когда легенду создаёт определённое лицо.
[ ], (когда ...). Случаи (какие?). Придаточное определительное. Когда — союзное слово.
4) Когда откурлыкали журавли и в песне тетеревов поутихла ярость, тогда налетел второй селезень. (Ю. Коваль)
(Когда ...) и ( ), [тогда ...]. Налетел тогда (когда именно?). Однородные придаточные обстоятельственные (значение времени). Оба придаточных относятся к одному главному предложению, соединены сочинительным союзом и, поэтому запятая между ними не ставится. Когда — союзное слово.
5) И вот прошло пять веков, как умер художник, а творения его живы.
[ ], (как ...), а [ ]. Прошло (с каких пор?). Придаточное обстоятельственное (значение времени). Между первыми двумя предложениями и третьим — сочинительная связь, нужна запятая перед союзом а. Как — союз.
Определение придаточных предложений места обычно не вызывает затруднений. Они отвечают на вопросы где? куда? откуда? Сложности возникают с придаточными разного вида, у которых совпадает способ присоединения к главному предложению.
Определим вид придаточных предложений и составим схемы.
1) И нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л. Толстой)
Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства там в главном предложении, отвечает на вопрос где? [... там], (где ...).
2) Как-то ранней весной отец взял нас на пашню, где он собирался засеять уже вспаханную десятину пшеницей.
Придаточное определительное относится к существительному в главном предложении, отвечает на вопрос какую? [ ], (где ...).
3) Никогда не следует возвращаться туда, где был счастливым. (Д. Гранин)
Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства туда в главном предложении, отвечает на вопрос куда? [... туда], (где...).
4) Дерево валят туда, куда оно нагнулось. (Пословица)
Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства туда в главном предложении, отвечает на вопрос куда? [... туда], (куда...).
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа с таблицей
— Заполните графы таблицы “Виды придаточных предложений”, относящиеся к придаточным времени и места, подберите примеры предложений с придаточными времени и места.
2. Работа по учебнику
1. Упр. 124 — комментированное письмо.
2. Упр. 125 — обсуждение вопросов и заданий.
V. Подведение итогов урока
— На какие вопросы отвечают придаточные места, времени?
— С помощью каких средств связи они присоединяются к главному предложению и к чему они относятся в главном?
Домашнее задание
1. § 24, 25.
2. Упр. 126.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Лингвистическая разминка
— В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) бесценные;
2) ветреный;
3) напряжённо;
4) замечена.
2. Проверка домашнего задания
(Упр. 126 — выразительное чтение, обсуждение заданий.)
III. Закрепление изученного материала
1. Анализ предложений
— Определите вид придаточных, сделайте синтаксический разбор, составьте схемы предложений; определите особенности глагола-сказуемого в односоставном предложении; подберите синонимы к фразеологическому выражению.
1) Тенистый сад, откуда тянуло прохладой, привлекал уставших от жары горожан.
(Примерный ответ. Придаточное определительное относится к существительному в главном предложении, отвечает на вопрос какой? [..., (откуда ...), ...]. Функцию сказуемого в предложенииоткуда тянуло прохладой выполняет личный глагол в роли безличного (тянуло).)
2) Сломя голову он кинулся туда, откуда доносился крик о помощи.
(Примерный ответ. Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства туда в главном предложении, отвечает на вопрос куда? [... туда], (откуда ...). Синонимы к фразеологическому выражению сломя голову (кто больше): со всех ног, во весь дух, во весь опор, во всю мочь, живо, быстро, проворно, поспешно, спешно, стремительно, резво, опрометью.)
2. Работа по учебнику
1. Упр. 128 — комментированное письмо.
2. Упр. 127 — обсуждение вопросов и заданий, самостоятельная работа.
3. Упр. 129 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.
3. Творческое задание: сочинение-миниатюра
— Опишите с помощью сложноподчинённых предложений с придаточными места географическое положение своего города (села).
IV. Подведение итогов урока
Чтение и обсуждение сочинений-миниатюр.
Домашнее задание
1. § 24, 25.
2. Упр. 130 (I или II часть по выбору учеников).