Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Подготовка к контрольной работе по теме «Сложное предложение» - СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Цели: повторить пройденный материал по теме “Сложное предложение”; закрепить знания и умения по данной теме; отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать особенности сложных предложений; владеть навыками постановки знаков препинания в сложных предложениях; уметь объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ выполнения теста
III. Проверка домашнего задания
(Упр. 225 — чтение и обсуждение сочинений.)
IV. Закрепление изученного материала
1. Словарный диктант
Колонка главного редактора, реактивный самолёт, прообраз героя, программа электрификации, колонна из мрамора, вступает в реакцию, подлинник документа, посвящён тысячелетию России, массовые коммуникации, рассматривать репродукцию, перспективное планирование, совершеннейшая нелепость, афиша консерватории, кооперативная собственность, оригинально оформить подарок, панорамная фотография, совершенно бесплатно.
— Определите тип подчинительной связи в словосочетаниях.
2. Анализ предложений
— Расставьте знаки препинания, составьте схемы, определите виды связи предложений.
1) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)
(Примерный ответ. [ ], (как ...). Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.)
2) Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех: “Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения”. (К. Паустовский)
(Примерный ответ. [ ]: “[... в том], (что ... то), (что ...). (Чем ...), [тем ...]”.
Предложение с прямой речью: слова автора осложнены вводным словом. Первое предложение прямой речи — сложноподчинённое, имеет последовательное подчинение придаточных: придаточные и первой, и второй степени — изъяснительные. Обратим внимание на омонимичные слова: в первом случае что — союз, во втором — союзное слово.
Второе предложение прямой речи — сложноподчинённое, с придаточным сравнительным.)
3) Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит, а ходят в праздной суете разнообразные не те. (Е. Евтушенко)
(Примерный ответ. [ ]: [ ], а [ ]. Сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Второе предложение имеет значение пояснения к первому, перед двоеточием можно вставитьа именно. Третье предложение соединяется со вторым с помощью сочинительного союза а.)
4) Не можешь — научим, не хочешь — заставим.
(Примерный ответ. [ ] — [ ], [ ] — [ ]. Это предложение с бессоюзной связью интересно тем, что, при своей лаконичности, оно состоит из четырёх простых предложений, построено по принципу синтаксического параллелизма. Все предложения — односоставные, определённо-личные. Между первым и вторым, а также между третьим и четвёртым предложениями ставится тире (значение условия). Эти две пары предложений имеют значение перечисления.)
(Предложения можно дать нескольким ученикам в качестве индивидуальных заданий, которые те выполняют на доске. В это время остальные делают самостоятельную работу. После выполнения заданий учитель организует проверку и обсуждение сделанной работы.)
3. Самостоятельная работа
— Выпишите из учебников физики, химии, математики, географии и др. сложные предложения разных видов, составьте их схемы.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
— Какой раздел темы “Сложные предложения” вам показался трудным?
— Какой раздел не представляет для вас трудности?
— Что из изученного в теме “Сложные предложения” вам кажется интересным?
Домашнее задание
§ 7—39 (подготовка к контрольной работе).