Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Морфемика. Словообразование - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ
Цели: обобщить знания о морфемике и словообразовании; совершенствовать умения членить слова на морфемы, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, группировать слова по способам их образования; развивать способности анализировать, делать выводы.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; уметь членить слова на морфемы; знать способы образования частей речи; владеть навыками устной и письменной речи, навыками работы со словарями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ выполнения теста
III. Проверка домашнего задания
1. Упр. 232 — обсуждение вопросов и заданий.
2. Упр. 242 — запись примеров в таблицу на доске и в тетрадях.
IV. Закрепление изученного материала
1. Актуализация знаний
— Что изучает морфемика? словообразование?
— Из каких частей (морфем) состоит слово?
— Что называется основой слова?
— В чём заключается особое положение окончания по сравнению с основой? (Примерный ответ. Основа состоит из значимых частей: корня, приставки, суффикса; окончание же играет вспомогательную роль — служит для связи слов в предложении и образования форм слов. Окончание может разрывать основу — стоять перед суффиксом (постфиксом) в возвратных глаголах:улыбаешься, состоится, поётся. Окончание может быть нулевым. Некоторые части речи не имеют окончаний. Например: что — союз, надолго — наречие — оба слова состоят только из основы.)
— Чем отличается словообразовательный разбор от разбора слова по составу?
2. Работа по учебнику
(Чтение теоретических сведений (с. 164, 166).)
3. Выполнение практических заданий
— Выполните словообразовательный разбор и разбор по составу слов подоконник и пригородный (по вариантам). Укажите способ их образования. (Подоконник← окно (приставочно-суффиксальный способ). Пригородный← пригород← город (суффиксальный способ).)
— Назовите основные способы словообразования и приведите примеры.
Комментарии
Приставочный: услышать← слышать.
Суффиксальный: охотник← охота.
Приставочно-суффиксальный: предгорье← гора.
Сложение: целых слов - мать-и-мачеха (мать, и, мачеха); основ слов — луноход (луна, ходить), в этом случае наблюдается ещё отсечение суффикса; основ и суффикса — первомайский(первый, май, суффикс -ск-); первых букв слов — аббревиатуры: РФ — Российская Федерация, вуз — высшее учебное заведение.
Слияние: долгоиграющий← долго играющий.
Переход из одной части речи в другую: гостиная (сущ.) ← гостиная (“комната”; имя прилагательное); несмотря на (предлог) ← не смотря (деепричастие с отрицательной частицей).
— Определите, какое из перечисленных слов состоит из приставки, корня, суффикса и окончания, выделите части слов (по вариантам): подбор, подгорный, подиум, подробно. (Подгорный.)
4. Работа по учебнику
1. Упр. 237 — выполнение по трём вариантам (по 6 слов) с последующим обсуждением.
2. Упр. 238 — чтение текста, обсуждение вопросов и заданий.
3. Упр. 240, 241 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.
4. Упр. 243 — устно.
5. Упр. 244 — чтение текста, обсуждение вопросов и заданий.
5. Тест по теме урока
(См.: КИМы, тест 3.)
V. Подведение итогов урока
— Как связаны морфемика и словообразование?
— Как связаны морфемика, словообразование и орфография?
Домашнее задание
1. § 43—45.
2. Упр. 239, 245.
3. Задание повышенной трудности (с. 169).