Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Синтаксис - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ
Цели: систематизировать и обобщить знания о синтаксисе; совершенствовать умения находить словосочетания в предложении, определять виды синтаксической связи в словосочетании; учить находить в тексте односоставные, сложные предложения, предложения с союзной и бессоюзной связью; развивать пунктуационную зоркость.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; понимать значение изучения синтаксиса; знать признаки словосочетания, предложения, текста; знать правила построения синтаксических единиц; владеть навыками устной и письменной речи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ выполнения теста
III. Проверка домашнего задания
1. Упр. 248 — обсуждение выполненных заданий.
2. Упр. 252 — обсуждение выполненных заданий.
3. Чтение и обсуждение конспектов § 46 (по заданию повышенной трудности, с. 174).
IV. Закрепление изученного материала
1. Актуализация знаний
— Что изучает синтаксис?
— Что называется словосочетанием? Какие виды словосочетаний вам известны?
— Приведите примеры согласования, управления, примыкания.
— Чем предложение отличается от словосочетания?
— Чем в предложении может быть выражено подлежащее?
— Чем в предложении может быть выражено сказуемое?
— Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?
— Что такое неполные предложения? В каких случаях они употребляются? Приведите примеры.
— Какие слова грамматически не связаны с членами предложения?
— Какие знаки препинания используются в предложениях с грамматически не связанными членами?
2. Выполнение практических заданий
1. Словарный диктант.
Возлагать надежды, молча соглашаться, масляная краска, произвести расчёты, рассчитать точь-в-точь, прийти на помощь, сжигать мосты, претворять в жизнь, сыграть вничью, трудиться бок о бок, устилая землю, упрекать в невежестве, действовать бескомпромиссно, беспринципное поведение, чуть-чуть лучше, глаза в пол-лица, избирательная кампания, обессилеть от усталости, выжженная трава, масленые блины.
Грамматическое задание
1) Определить способы связи в приведённых словосочетаниях.
2) Объяснить правописание данных слов.
2. Анализ предложений.
— Определите, какие сказуемые являются составными.
1) Над рекой начинал подниматься туман.
2) Он ещё будет учить меня!
3) Дай слово молчать!
4) Мы одержали победу в трудной борьбе.
5) Он вдруг перестал смеяться.
6) Ты готов нам помочь?
7) Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
8) Не задирай нос!
9) Он задрал голову кверху.
10) Я рад вас слышать.
11) Быть может, он для блага мира иль хоть для славы был рождён. (А. Пушкин)
12) Отблеск луны на реке казался дрожащим светлым мостиком.
Комментарии
Составные глагольные сказуемые: 1, 5, 6, 7 — главное предложение, 10; составные именные сказуемые: 11, 12; простые глагольные сказуемые, выраженные: формой составного будущего времени — 2, неделимыми словосочетаниями — 3, 4, глаголом в придаточном предложении — 7, фразеологическим словосочетанием — 8, глаголом — 9.
3. Работа по учебнику
1. Упр. 253 — обсуждение вопросов и заданий, комментированное письмо.
2. Упр. 254 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.
3. Упр. 255 — выполнение по двум вариантам (по два предложения каждому).
4. Упр. 256 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.
5. Упр. 258 — выразительное чтение, выполнение по двум вариантам с последующим обсуждением.
4. Тест по теме урока (См.: КИМы, тест 5.)
V. Подведение итогов урока
— Какую функцию выполняет словосочетание?
— Каковы функции предложения, текста?
Домашнее задание
1. § 46.
2. Упр. 257.