Обращения, вводные слова и вставные конструкции - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ

Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Обращения, вводные слова и вставные конструкции - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ

Цели: формировать умения распознавать предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями, правильно выделять их на письме, объяснять устно и графически условия выделения; развивать орфографическую зоркость; воспитывать аккуратность, внимательность.

Планируемые результаты: уметь отличать обращения и вводные слова от членов предложения; уметь применять правила постановки знаков препинания при обращениях, водных словах и вставных конструкциях.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

(Чтение и анализ сочинений.)

2. Словарный диктант

Клеящий карандаш, дремлющие равнины, борющиеся противники, стелющиеся растения, держащийся за соломинку, бреющий полёт, слышащийся издалека гудок, терпящий бедствие корабль, жалящие насекомые, колющее оружие, строящаяся дорога, прячущиеся от грозы дети, ничего не значащий разговор, зависящий от обстоятельств, ненавидящий взгляд, лелеющий душу.

III. Работа по теме урока

— Какие слова грамматически не связаны ни с одним из членов предложения и не являются его членами?

— Каково назначение обращения?

— Где обращение может стоять в предложении?

— Какими частями речи может быть выражено обращение?

— Что такое вводные слова?

— Какие значения имеют вводные слова?

— Чем отличаются вводные предложения от вводных слов и словосочетаний?

— Вспомните, что такое вставные конструкции.

(Вставные конструкции, в отличие от вводных слов и предложений, которые выражают отношение говорящего или автора текста, выполняют роль передачи дополнительных замечаний, пояснений, уточнений, комментариев. Вставные конструкции менее тесно связаны с предложением, чем вводные. При этом вводные конструкции (предложения) не делают предложение сложным. Они остаются простыми предложениями, осложнёнными вставными конструкциями.)

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 38 — выразительное чтение, комментированное письмо.

2. Упр. 39 — чтение, обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение.

2. Объяснительный диктант

— Запишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните их. Подчеркните грамматические основы предложений.

(Задание ученики выполняют у доски и в тетрадях.)

1) Справа, у подножия сопок, расстилалось большое поле, покрытое высокой, в рост человека, травой. 2) Русский, украинский, белорусский — языки, относящиеся к восточнославянской группе. 3) Мужчины, как правило, лучше справляются с цифровыми и пространственными задачами. 4) Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же: небо, равнину, холмы. (А. Чехов) 5) И молвил он, сверкнув очами: “Ребята! Не Москва ль за нами?” (М. Лермонтов)

V. Подведение итогов урока

— Какие слова грамматически не связаны с предложением?

— Как выделяются вводные слова и вводные предложения в устной и письменной речи?

— Какую роль играют обращения, вводные слова, вставные конструкции и как они выделяются в речи?

— Как отличить обращения и вводные слова от членов предложения?

Домашнее задание

Упр. 40.






Для любых предложений по сайту: [email protected]