Диктанты и изложения по Русскому языку 9 класс Л. М. Кулаева - 2016 год
ПОВТОРЕНИЕ. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДИКТАНТЫ
***
По моему глубокому убеждению, добро и красота едины для всех народов. Едины в двух смыслах: правда и красота — вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.
В своей книге “Письма о добром и прекрасном”, предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен — и человеку в одиночку, и всему человечеству в целом.
Мои письма — это не попытка объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живёт в согласии с самим собой, с обществом и с природой. Объяснений, определений и подходов может быть много. Я стремлюсь к другому — к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры.
Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал (случается ведь, что и взрослые читают детские книги), найдёт в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться.
Согласие между людьми, разными народами — это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества.
(По Д. Лихачёву)
(165 слов)
Задание
Выпишите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражено именем существительным, графически объясните постановку тире в нём.
Подчеркните в тексте однородные члены как члены предложения.
Выпишите все краткие прилагательные.
***
В первый раз она появилась вечером. Подбежала чуть ли не к самому костру, схватила рыбий хвостик, который валялся на земле, и утащила под гнилое бревно.
Я сразу понял, что это не простая мышь. Куда меньше полёвки. Темней. И главное — нос! Лопаточкой, как у крота.
Скоро она вернулась, стала шмыгать у меня под ногами, собирать рыбьи косточки и, только когда я сердито топнул, спряталась.
“Хоть и не простая, а все-таки мышь, — думал я. — Пусть знает своё место”.
А место её было под гнилым кедровым бревном. Туда тащила она добычу. Оттуда вылезла и на другой день.
Да, это была не простая мышь. И главное — нос! Лопаточкой! Таким только землю рыть.
А землероек, слыхал я, знатоки различают по зубам. У одних — бурые, у других — белые. Так их и называют: бурозубки и белозубки. Кем была эта мышка, я не знал, а заглядывать ей в рот не торопился. Но почему-то хотелось, чтобы она была белозубкой. Так я и назвал её — Белозубкой — наугад.
Белозубка стала появляться у костра каждый день и, как я ни топал, собирала хвосты-плавнички. Съесть всё это она никак не могла, значит, делала на зиму запасы, а под гнилым кедровым бревном были у неё тайные погреба.
(По Ю. Ковалю)
(193 слова)
Задание
Выпишите:
а) неполные предложения;
б) сложное слово;
в) слово с чередующейся гласной в корне.
Подчеркните предложение со сравнительным оборотом.
***
Среди сочувствия, шума и общего любопытства, стесняясь и разминая широкие плечи под тяжестью своих угловатых ладных сундучков, матросы с покорённого броненосца “Потёмкин” под охраной полицейских прошли через пристань и город в казармы. Там, на дворе, фотограф с ужасно чёрными бакенбардами раздвинул длинную гармонику своего аппарата и, сунув голову под тёмное сукно, сделал снимок почти всего экипажа.
И двадцать лет прошло.
Где только не побывала эта лиловая, глянцевая фотография— группа, наклеенная на грубый картон, разукрашенный затейливыми штемпелями и медалями с парижской выставки! Долгое время выгорала она на солнце в витрине фотостудии в Констанце, была затем отпечатана во французском иллюстрированном журнале и перепечатана в американском. Купленная на память, она лежала не в одном сундучке под чистой форменкой с синим воротником на самом дне, оклеенном обоями, и в сумрачной канцелярии одесского охранного отделения.
Теперь эта фотография, вытертая и пожелтевшая с годами, висит под стеклом на почётной стене музейного зала, в дворянском красивом доме в Москве. Подходят к ней экскурсанты, постоят минутку, поглядят с любопытством и спешат дальше по залам, отражаясь в стёклах витрин и расчищенных паркетов. Да, правду сказать, мало интересного в этой неподвижной группе. На фоне белой стены с тремя решётчатыми окнами стоят, сидят и полулежат на земле в четыре ряда люди, русские матросы с легендарного броненосца “Потёмкин”. Некоторые из них ещё в военной форме. Некоторые уже оделись в вольное. Только и всего. Мёртвый кусок картона, выгоревший отпечаток некогда жившего, документ истории. Молодость жадна и тороплива. Подавай ей поскорей прокламации, метательные снаряды... Молодость любит дело, вещь... Что можно потрогать руками, убедиться. А фотография — это что!
(В. Катаев)
(251 слово)
Задание
Выпишите:
а) предложение с однородными членами и выполните его синтаксический разбор;
б) предложение с причастным оборотом, графически объясните знаки препинания при обороте.
Выделите в первом предложении деепричастный оборот.
***
Пасмурная осень тянулась долго. Солнечных дней выпадало немного, и в комнате было тускло. Только огненный клёст -Капитан Клюквин веселил глаз.
Красный цвет горел на его перьях. А некоторые были оторочены оранжевым, напоминали осенние листья. На спине цвет перьев вдруг становился зелёный, лесной, моховой.
И характер у Капитана был весёлый. Целый день прыгал он по клетке, расшатывал клювом прутья или выламывал дверцу, но больше всего любил долбить еловые шишки.
Он зажимал в когтях шишку, вонзал клюв под каждую чешуинку и доставал оттуда смоляное семечко. Гладкая, оплывшая смолой шишка становилась похожей на растрепанного воробья. Скоро от неё оставалась одна кочерыжка. Но и кочерыжку Капитан долбил до тех пор, пока не превращал в щепки.
Прикончив все шишки, Капитан принимался долбить бузинную жердочку — своего деревянного коня. Он яростно цокал и смело рубил сук, на котором сидел.
Мне захотелось, чтобы Клюквин научился брать семечки из рук, я взял семечко и просунул его в клетку, но Клюквин сразу понял, в чём дело, и отвернулся.
Тогда я сунул семечко в рот и, звонко цокнув, разгрыз его.
Удивительно посмотрел на меня Капитан Клюквин. Во взгляде его были и печаль, и досада, и лёгкое презрение ко мне.
Да, Капитан Клюквин имел гордый характер. Я не стал с ним спорить, сдался, бросил семечко в клетку. Клёст мигом разгрыз его. Я просунул новое семечко.
Капитан Клюквин цокнул, вытянул шею и вдруг схватил семечко.
С тех пор каждый день после утренней песни я кормил его семечками с руки.
(По Ю. Ковалю)
(236 слов)
Задание
Выпишите из текста предложение с однородными членами и деепричастным оборотом и составьте их схему.
Выпишите из текста все имена собственные.
***
В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвящённых временам года: осень, весна, зима — любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении всего XIX века и позднее. И главное, в ней не неизменные элементы природы, а чаще всего временные: осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце, выглянувшее на мгновение из-за тяжёлых зимних облаков, и т.д. В русской природе нет вечных, не меняющихся в разные времена года крупных объектов вроде гор, вечнозелёных деревьев. Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Деревья — то с голыми ветвями, создающими своеобразную “графику зимы”, то с листвой яркой, весенней, живописной. Разнообразнейший по оттенкам и степени насыщенности цветом осенний лес. Разные состояния воды, принимающей на себя окраску неба и окружающих берегов, меняющихся под действием сильного или слабого ветра (картина “Сиверко” Остроухова), дорожные лужи, различная окраска самого воздуха, туман, роса, иней, снег — сухой и мокрый. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение — в пределах года или суток.
Все эти изменения есть, конечно, и в других странах, но в России они как бы наиболее заметны благодаря русской живописи, начиная с Венецианова и Мартынова. В России континентальный климат, и этот континентальный климат создаёт особенно суровую зиму и особенно жаркое лето, длинную, переливающуюся всеми оттенками красок весну, в которой каждая неделя приносит с собой что-то новое, затяжную осень, в которой есть и её самое начало с необыкновенной прозрачностью воздуха, воспетое Тютчевым, и особой тишиной, свойственной только августу, и поздняя осень, которую так любил Пушкин.
(По Д. Лихачёву)
(240 слов)
Задание
Составьте схему предложения с однородными членами.
Найдите предложение с вводным словом, вводное слово заключите в овал.
Графически объясните знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
***
Некоторое время жил я на севере, в небольшой деревне. Всё из моего окна виделось мне здесь сказочным: и эта горстка высоких теремных изб на горке между двух озёр, поленицы берёзовых дров, сложенные у стен задымлённых бань, заросшие вместе с банями высокой крапивой, и округлые, ещё свежезелёные стожки, похожие на островерхие шлемы былинных витязей, и бесконечные изгороди-прясла с белобокими сороками на берёзовых кольях, и звон коровьих колокольцев, и мягкий голос рожка, искусно закрученного из длинного берестяного ремня, того самого старинного рожка, которым здешний пастух скликает разбредшуюся по лесным тропам скотину. И леса, леса... Леса, чёрные, отвесные, с белыми мазками берёз, с малинниками по сухим волокам, с россыпями рыжиков по опушкам, боры-брусничники, боры-моховики, глухариные и медвежьи заломы, журавлиные топи.
Я глядел из окошка своей избы, слушал журавлей и думал. Конечно же, не в степной соломенной Руси рождались сказки моего детства — про медведя, про колобка, выставившего поостыть вот на такое именно окошко с замысловатой вязью по козырьку наличника, про репку, сладку и крепку. Репку “тянут-потянут, но вытянуть не могут” так и мерещилась мне среди капустных кочанов.
Всё это у меня на родине осталось только в памяти людей да в книжках. А здесь продолжало жить.
(По Е. Носову)
(191 слова)
Задание
Заключите в овал обобщающее слово при однородных членах.
Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
Выполните морфемный разбор слова малинник, укажите способ его образования.
Подчеркните в тексте приложения.
***
Где-то на болотах кричали журавли. Перед восходом солнца крик их был гулок. Казалось, что птицы кружатся над коньком избы. В который раз поддаваясь обману, я вскакивал с кровати, отдёргивал надувавшуюся внутрь избы занавеску, забытую хозяевами, и выглядывал из высокого, словно леток скворечника, окна.
Говорили, что журавли прилетали на гороховое поле совсем близко. Но я их так ни разу и не видел. Кричали они все-таки на болотах. Лесное эхо подхватывало их клич, и он, усиленный и многократно отражённый гулкой органной звучностью сосновых стволов, окружавших болото, метался над топью. Крик этот не был резок или тороплив, нельзя было назвать и трубным кличем. В нём было что-то глубинное, грудное, как в сильном женском меццо-сопрано, — какой-то русалочий полувопль, таинственный и печальный, невольно уносящий воображение в мир полузабытых сказок детства.
(По Е. Носову)
(129 слов)
Задание
Подчеркните обособленные определения как члены предложения.
***
Дед неожиданно продал дом кабатчику, купив другой, по Канатной улице. Немощёная, заросшая травою, чистая и тихая, она выходила прямо в поле и была снизана из маленьких, пёстро окрашенных домиков.
Новый дом был нарядней, милей прежнего. Его фасад был покрашен тёплой и спокойной тёмно-малиновой краской; на нём ярко светились голубые ставни трёх окон и одинарная решётчатая ставня чердачного окна. Крышу с левой стороны красиво прикрывала густая зелень вяза и липы. На дворе и в саду было множество уютных закоулков, как будто нарочно для игры в прятки. Особенно хорош сад, небольшой, но густой и приятно запутанный. В одном углу его стояла маленькая, точно игрушечная, баня; в другом торчали толстые головни, остатки прежней, сгоревшей бани. Слева сад ограждала стена конюшен соседа — полковника Овсянникова, справа — другого соседа — Бетленга, а в глубине он соприкасался с усадьбой молочницы Петровны, бабы шумной, похожей на колокол. Её домик, осевший в землю, тёмный и ветхий, хорошо покрытый мхом, добродушно смотрел двумя окнами в поле, исковыренное глубокими оврагами, с тяжёлой синей тучей леса вдали.
(По М. Горькому)
(164 слова)
Задание
Выпишите предложение с обособленным приложением и разберите его по членам.
Подчеркните предложения с причастным оборотом.
В выделенном предложении над каждым словом надпишите, какой частью речи оно является.
***
Среднего роста, широкоплечий, крепкий, с густой шапкой русых от проседи в скобку подстриженных волос, жёстких и слабо вьющихся в бороде и усах, моложавым, несмотря на свои шестьдесят пять лет. Таким я увидел Василия Ивановича Сурикова впервые в январе 1913 года.
В наружности его — простой, народной, но не простонародной и не крестьянской, чувствовалась закалка плотная, крепкая. Скован он был крепко — по-северному, по-казацки. Лоб широкий, небольшой, скошенный одним ударом, нос короткий, сильный. Морщины глубокие, резкие, но не слишком заметные на плотной, свежей, сибирскими морозами дублёной коже, рождали представление о бронзовом полированном отливе. Глаза небольшие, спокойно-внимательные, насторожённые, охотничьи.
Рука у него была маленькая, тонкая, не худая, с красивыми пальцами.
Как художник он шёл своей особой тропой.
Жил он всю вторую половину своей жизни настоящим кочевником по меблированным комнатам, правда, дорогим. Там ни одна вещь не говорила об его внутреннем мире. Но всегда и всюду с ним переезжал большой старый кованый сундук. В нём хранились рисунки, эскизы, бумаги, любимые вещи.
Когда раскрывался сундук — раскрывалась его душа.
(По М. Волошину)
(163 слова)
Задание
Выпишите предложение с однородными членами и составьте его схему.
В выделенном предложении над каждым словом надпишите, какой частью речи оно является.
Емеля-охотник
Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки. В ней всего одиннадцать домов, собственно десять, потому что одиннадцатая избушка стоит совсем отдельно, у самого леса.
Кругом деревни зубчатой стеной поднимается вечнозелёный хвойный лес. Из-за верхушек елей и пихт можно разглядеть несколько гор, которые точно нарочно обошли Тычки со всех сторон громадными синевато-серыми валами. Ближе всех стоит к Тычкам горбатая Ручьевая гора, с седой мохнатой вершиной, которая в пасмурную погоду совсем прячется в мутных, серых облаках. С Ручьевой горы сбегает много ключей и ручейков. Один такой ручеёк весело катится к Тычкам и всех поит студеной, чистой, как слеза, водой.
Избы в Тычках выстроены без всякого плана, как кто хотел. Две избы стоят над самой речкой, одна — на крутом склоне горы, а остальные разбрелись по берегу, как овцы. В Тычках даже улицы нет, а между избами колесит избитая тропа. Да тычковским мужикам совсем и улицы, пожалуй, не нужно, потому что и ездить по ней не на чем: в Тычках нет ни у кого ни одной телеги. Летом эта деревушка бывает окружена непроходимыми болотами, топями и лесными трущобами, так что в неё едва можно пройти пешком только по узким лесным тропам, да и то не всегда. В ненастье сильно играют горные речки, и часто случается ждать тычковским охотникам дня по три, а то и больше, когда вода спадёт с них.
(По Д. Мамину-Сибиряку)
Выпишите:
а) предложение с уточняющими членами и разберите его по членам предложения;
б) из третьего абзаца вводное слово.
Подчеркните во втором абзаце эпитеты.
Выполните фонетический разбор выделенного слова.
***
Никакое самое яркое словесное описание литературного героя не может представить читателю с такой конкретной определённостью его облик, как это делает иллюстрация. Таким образом, иногда рисунок может стать барьером между читателем и авторским замыслом.
У каждого читателя есть личное отношение к прочитанному. Есть заветные книги, которые входят в жизнь каждого из нас как факты нашей собственной биографии. Эти “первые встречи” с шедеврами мировой литературы остаются в памяти читателя связанными с бурей чувств и переживаний, ими пробуждённых. Как суметь иллюстратору не оскорбить это заветное, не разрушить “кристаллизацию”? Стендаль употребляет этот термин, анализируя процесс зарождения и развития чувства любви, но этот же термин применим и к чтению, и к созерцанию прекрасного.
Каждый читатель создает своего Гамлета, свою Татьяну Ларину, свою Наташу Ростову. Совпадут ли образы, созданные иллюстратором, с читательскими ассоциациями? Случается, что зрительный образ как назойливая конкретность только мешает “кристаллизации” читательской мысли.
Эти опасные свойства иллюстрации обязывают художника- иллюстратора очень осторожно подходить к литературному произведению. Только при наличии особого “избирательного сродства” между писателем и иллюстратором, как чудо, случается слияние зрительного и литературного образа в нерасторжимое единство, и тогда иллюстрация остаётся в сознании читателя как постоянный спутник книги.
Так, для многих читательских поколений “Дон Кихот” и “Гаргантюа и Пантагрюэль”, “Мюнхаузен” и “Старый моряк” неотделимы от Гюстава Доре, “Медный всадник” непременно приведёт на память рисунки Александра Бенуа, а “Демон” — иллюстрации Врубеля.
(По Н. Кузьмину)
(215 слов)
Задание
Объясните постановку знаков препинания перед КАК в выделенном предложении.
Выпишите все имена собственные.
***
Иван Сергеевич был человек особенный. Объяснить, однако, эту особенность, рассказать, в чём её смысл, представляется очень трудным. Высокая нравственная чистота, абсолютная цельность й правдивость — все эти черты, конечно, свойственны были Соколову-Микитову, но всё это лишь дополнение к тому главному, чем обладал он. Попросту сказать, Иван Сергеевич был из тех людей, которых на Руси называли святыми.
Человек, обладавший, например, не слишком чистой совестью, не мог явиться перед ним.
И в те дни, когда я встречался с ним, и сейчас, в памяти, Иван Сергеевич был для меня всегда ориентир души, к его светлому образу прибегаю я, когда одолевают сомнения и утраты.
Таким был Иван Сергеевич для всех окружавших его людей — святым, благословения которого жаждут. Мысли его бывали порой чрезвычайно просты, но всегда заключалась в них абсолютная истина.
Вот почему, кажется мне, склонялись перед Соколовым-Микитовым личности значительные, люди именитые — такие, например, как поэт Александр Твардовский.
(По Ю. Ковалю)
(142 слова)
Задание
Выпишите выделенное предложение и разберите его по членам. Вводное слово обведите. Измените это предложение так, чтобы вводное слово стало союзом.
Есть ли ещё в этом тексте вводные слова, вводные(-ое) предложения(-е)? Подчеркните их.
***
На крыльце моего дома спал чужой рыжий огромный кот.
Разморенный солнцем, он привалился к двери спиной и посапывал. Я кашлянул. Кот приоткрыл глазок. И это, доложу вам, был жуткий глазок, вполне бандитский. Изумруд и лазурь горели в нём.
Оглядев меня, облив лазурью, обдав изумрудом, глазок закрылся.
“Позвольте пройти”, — сказал я.
Кот не шевельнулся.
“Вы не правы, — как можно мягче заметил я. — Ну, согласитесь, это мой дом, приобретённый недавно по случаю. Вы спросите, откуда у меня такие деньги? Я работал, уважаемый. Работал ночами, над-ры-ва-ясь! Позвольте же пройти мне в свою собственность”.
Пока я нёс эту белиберду, кот отворил оба глаза, слушая меня с интересом. На слове “над-ры-ва-ясь” он встал, потянулся и отошёл в сторону, освобождая проход. Я открыл дверь.
“Прошу, — сказал я. — Пожалуйста, заходите”.
Пропустив меня вперед, кот вошёл следом.
“Располагайтесь, — предложил я. — Вот печь, вот табурет”.
Гость оглядел печь и табурет и, заметив на полу солнечное пятно, падающее из окна, с наслаждением развалился в нём.
Я сел к столу и занялся каким-то делом, но дело это не клеилось. Огненный бандит на полу отвлекал меня. Я достал кисть и акварель и произнес: “Один набросок... приподнимите голову”. Кот приоткрыл глаз и приподнял голову, а я стал его рисовать.
Солнечное пятно двигалось по полу, к закату.
Кот пятился, перемещаясь вслед за пятном, за ним пятился и мой рисунок.
Солнечное движение не мешало мне. Рыжий сохранял позу, не опускал голову. Похоже, он понимал, что рисование котов — дело ответственное в наше время, важное дело.
Когда пятно солнечное полезло на стенку, я кончил работу и сказал: “На сегодня хватит”.
Кот поднялся на ноги, размялся, потянулся, мельком оценил рисунок, что-то муркнул, вроде “неплохо”, и, не прощаясь, вышел.
(По Ю. Ковалю)
(270 слов)
Задание
Выпишите второе предложение и разберите его по членам.
Составьте схему предложения с прямой речью.
***
Отец часто и подолгу сидел на лавочке под окном и вспоминал пережитое. Как-то он сказал: “Что моя жизнь? Для себя, может, что- то и представляет, потому что своя, а для других ничего такого она не содержит”.
Приходит время и мне вспоминать, и я думаю: “А моя — содержит?” И прихожу к выводу: особенного нет, не содержит. Особенное — в поколении. Мы не похожи на отцов, мы не пахари, мы только дети пахарей. Первые оторвавшиеся от плуга, но не порвавшие с землей, деревенские интеллигенты. Мы служили пахарям, учились и учили, звали и вели, будучи сами связаны с отчим домом. В нас было что-то, если хотите, переломное. Когда у пахаря не уродился хлеб, он не ищет виноватых, он винит только себя, он продолжает работать — и это сулит ему новый урожай. Моё поколение — и я вместе с ним — сеяло свой посев ровно полвека. Для истории срок небольшой, для отдельного человека — целая жизнь, и на её исходе естественно задаваться вопросами: “Удалась ли твоя жатва? Обильна ли она? Сколь необходимо народу было, так сказать, твоё присутствие на земле”. Вопросы сложные, и однозначно на них не ответить.
(По И. Васильеву)
(178 слов)
Задание
В первом предложении над каждым словом надпишите, какой частью речи оно является.
Составьте схему любого предложения с прямой речью.