Диктанты и изложения по Русскому языку 9 класс Л. М. Кулаева - 2016 год
Сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ДИКТАНТЫ
***
Наступила ночь в лесу.
По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз и хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней. В тёмном высоком небе видимо-невидимо рассыпались яркие зимние звёзды.
Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.
Но и в морозные зимние ночи продолжается в лесу скрытая жизнь. Вот хрустнула и сломалась мёрзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало. Где-то закричал филин и завыли волки.
По алмазной скатерти снегов пробегают лёгкие ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.
Как сказочный часовой, головастый серый совёнок сидит на суку, слышит и видит, как идёт в зимнем лесу жизнь.
(По И. Соколову-Микитову)
(110 слов)
Задание
Выпишите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом и выполните его синтаксический разбор.
Выпишите из текста наречия.
***
Сегодня Лёля проснулась рано. Было ещё совсем темно, за окном тихо падал свет, но спать больше не хотелось. Лёля побежала на цыпочках через гостиную в комнату матери. В доме было тихо, даже прислуги ещё не было видно. Добежав, до двери, девочка остановилась. “Маменька, наверное, ещё спит, нехорошо её беспокоить”, — подумала она и побежала назад. Навстречу Лёле шла Дуняша с самоваром. Увидев её, Лёля обрадовалась. “Дуняша, а скоро все встанут?” — спросила девочка. “Идите, барышня, к себе, а то простудитесь, идите, спят ещё все”.
“Ну как же можно спать, ведь сегодня будет праздник — Рождество, — думала Лёля, подходя к своей комнате, — ёлку ведь надо уже наряжать”.
Девочке стало холодно, и она легла в постель. В комнате было тепло. Вдруг Лёля увидела сторожа дядю Михея. Он вносил в комнату огромную, пушистую, пахнущую снегом и хвоей ёлку.
Лёля обрадовалась. В комнате заиграла музыка и запел хор.
Вдруг игрушки ожили и стали водить хоровод. Под ёлкой девочка увидела огромную коробку. Лёля вскочила с кровати и побежала к подарку, стала тянуть к нему руку, но подарок вдруг исчез. От обиды она заплакали и... проснулась.
За окном было уже светло, тихо падал снег, и в доме слышались оживлённые голоса. Лёля выбежала из комнаты и вбежала в гостиную. Там дядя Михей устанавливал рождественскую ёлку.
(Л. Сокольский-Труханов)
(205 слов)
Задание
Произведите синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).
Выпишите предложение с составным глагольным сказуемым, подчеркните грамматическую основу.
***
Три сестры Володи — самой старшей из них было одиннадцать лет — сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще он был очень некрасив. По наружности его можно было бы принять за кухаркина сына.
Он был угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся. Он всё время о чём-то думал и был занят своими мыслями. Иногда о чём-то шептался с Володей, и потому девочкам показался умным и учёным человеком.
Накануне сочельника Чечевицын целый день рассматривал карту Азии и что-то записывал, а Володя, томный, пухлый, как укушенный пчелой, угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел.
До обеда всё было тихо, но за обедом оказалось, что мальчиков нет дома. Чай пили тоже без них, и к ужину они не явились. Ночью ходили в деревню с фонарями искать ребят, ходили и на реку. А на утро их привёз урядник. Оказалось, мальчиков задержали в городе, в Гостином дворе (там они ходили и всё спрашивали, где продаётся порох). Позже ребята признались, что собрались бежать в Америку.
(По А. Чехову)
(192 слова)
Задание
Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.
Какой частью речи являются слова пухл, бел, худ, смугл из 2-го предложения?
***
С утра погода была хмурая, и шёл дождь. Один раз прорвался солнечный луч и скользнул по воде. Но просвет на западе и движение туч к юго-востоку служили гарантией, что погода разгуляется.
Дерсу так думал, и мы бодро шли вперед. Через полчаса дождь перестал идти.
Вода в горных ручьях была ещё в движении, но по замирающему шуму уже заметно было, что скоро и она должна будет покрыться ледяной коркой, совсем замолкнуть. Из расщелины в камнях понемногу сочилась вода и образовались большие ледяные натёки. Они постоянно увеличивались и казались замерзшими водопадами.
Мы шли берегом моря и разговаривали, а впереди, шагах в полутораста от нас, бежала моя собака Альпа. Вдруг я заметил другое животное, тоже похожее на собаку, но мохнатое и коротконогое. Оно бежало около береговых обрывов неловкими и тяжелыми прыжками и, казалось, хотело обогнать собаку. Поравнявшись с Альпой, мохнатое животное стало в оборонительное положение. Я узнал росомаху — самого крупного представителя из семейства хорьковых.
(По В. Арсеньеву)
(156 слов)
Задание
Выпишите из текста сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, произведите его синтаксический разбор.
***
Полдень. Солнце жжет невыносимо. На небе, раскаленном и сверкающем, ни облачка. Отблеск отвесных солнечных лучей на глинистой пашне невольно заставляет щуриться и отворачиваться; но всюду стелется сыпучая раскалённая почва. Воздух недвижим. С утра стоит небывалая жара, но весь народ вышел в поле. Все живое припало куда-то, забилось, завалилось и боится поднять голову, чтоб не спалить волос и не обжечь носа. Время от времени лопаются назревшие стручья и постреливают своими сухими, как дробь, зёрнами.
В Такое время житье лишь оводам да мухам. Лошадиные хвосты движутся вяло, и овод безнаказанно может припадать к шкуре своей зелёной стеклянистой головкой и вонзать своё жало в ребро, спину и ноздри животного. Бедная клячонка стоит неподвижно. Она ко всему бесчувственна и ни о чём не думает. Самые свирепые собаки (кроме бешеных, разумеется) смирны теперь. Они лежат, забившись куда-нибудь под навес или под телегу, и безотрадно вращают вокруг глазами и переносят из стороны в сторону длинный язык, с которого каплет слюна.
(По Д. Григоровичу)
(156 слов)
Задание
Какой частью речи является слово лишь из 1-го предложения 2-го абцаза?
Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.
***
Весь день в воздухе стояла мгла и небо было затянуто паутиной слоисто-перистых облаков. Вокруг солнца появились “венцы”, они суживались всё более и более и наконец слились в одно матовое пятно. На одной из елей сидела ворона головой к северо-востоку. Это было самое выгодное для неё положение, при котором ветер скользил по перу.
К вечеру небо покрылось тучами и излучение тепла от земли уменьшилось, а температура воздуха повысилась. Это был тоже неблагоприятный признак. Но опасения наши оказались напрасными, и ночь прошла благополучно. Утром я проснулся и прежде всего взглянул на небо. Тучи на нём лежали параллельными полосами в направлении с севера к югу.
Мы проворно собрали свои котомки и пошли вверх по реке. Я рассчитывал в этот день добраться до Сихотэ-Алиня, но вследствие непогоды этого нам сделать не удалось.
Около полудня в воздухе вновь появилась густая мгла и горы сделались тёмно-синими и угрюмыми. Часа в четыре хлынул дождь, а вслед за ним пошёл снег, мокрый и густой. Тропинка сразу забелела, и теперь её можно было далеко проследить среди зарослей и бурелома. Ветер сделался резким и порывистым.
(По В. Арсеньеву)
(175 слов)
Задание
Выполните синтаксический разбор выделеннных предложений (по вариантам).
Выполните фонетический разбор слов день и четыре.
***
Ночь. Нянька Варвара, девочка лет тринадцати, качает колыбель и чуть слышно мурлычет песню.
Перед образом горит зелёная лампадка и через всю комнату тянется верёвка с бельём и пелёнками. От лампадки ложится на потолок большое зелёное пятно, а пелёнки и панталоны бросают длинные тени на печку, колыбель, на Варьку. Душно, пахнет щами и сапожным товаром.
Ребёнок плачет, он давно уже осип и изнемог от плача, но всё ещё кричит и никак не уймётся. А Варьке хочется спать, и потому глаза её слипаются, голову тянет вниз и шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами.
В печке сидит сверчок, а в соседней комнате, за дверью, похрапывает хозяин. Колыбель жалобно скрипит, и всё это сливается в ночную, убаюкивающую музыку.
Лампадка мигает, и тени приходят в движение и лезут в полуоткрытые неподвижные глаза Варьки и складываются в её наполовину уснувшем мозгу в туманные грёзы.
(По А. Чехову)
(143 слова)
Задания
Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
Выпишите:
а) назывное предложение;
б) глаголы с безударным личным окончанием, укажите их спряжение и лицо.
***
После чаю дедушка лёг спать, а я вышел из дому и сел на крылечке. Дом, как и все дома в Бахчи-Салах, стоял на припёке. Вокруг не было ни деревьев, ни навесов, ни теней. Большой двор армянина, поросший лебедой и калачиком, несмотря на сильный зной, был оживлён и полон веселья. За одним из невысоких плетней, там и сям пересекавших большой двор, происходила молотьба. Вокруг столба, вбитого в самую середку гумна, запряжённые в ряд и образуя один длинный радиус, бегали двенадцать лошадей. Возле ходил хохол в длинной жилетке и в широких шароварах. Он хлопал бичом и кричал на лошадей, хвастая своей над ними властью.
Лошади, гнедые, белые и пегие, бегали неохотно и обиженно помахивали хвостами. Из-под копыт ветер поднимал целые облака золотистой половы и уносил её далеко через плетень.
Около высоких свежих скирд копошились бабы с граблями и двигались арбы, а за скирдами, в другом дворе, бегала вокруг столба другая дюжина таких же лошадей и такой же хохол хлопал бичом и насмехался над лошадями.
(По А. Чехову)
(161 слово)
Задание
Выполните синтаксический разбор любого сложносочинённого предложения из текста.
Над каждым словом последнего предложения укажите, к какой части речи оно относится.
***
Я сидел на ступенях, и они были горячи. На жидких перильцах и на оконных рамах кое-где выступил от жары древесный клей, а под ступеньками и под ставнями в полосках тени жались друг к другу красные козявки.
Убрав чайную посуду, Маша пробежала по ступеням, пахнув на меня ветром, и, как птица, полетела к небольшой, закопчённой пристройке. Оттуда шёл запах жареной баранины и слышался сердитый армянский говор. Она исчезла в тёмной двери, и вместо её на пороге показалась старая, сгорбленная армянка с красным лицом и в зелёных шароварах. Старуха сердилась и кого-то бранила. Скоро на пороге показалась Маша, покрасневшая от кухонного жара и с большим чёрным хлебом на плече. Красиво изгибаясь под тяжестью хлеба, она побежала через двор к гумну, шмыгнула через плетень и, окунувшись в облако золотистой половы, скрылась за арбами. Хохол, подгонявший лошадей, опустил бич, умолк и минуту молча глядел в сторону арб. Армяночка опять мелькнула около лошадей и перескочила через плетень, он проводил её глазами и закрикнул на лошадей таким тоном, как будто был очень огорчён: “Чтоб вам пропасть, нечистая сила!”
И всё время потом слышал я шаги её босых ног. Пробегала она то по ступеням, обдавая меня ветром, то в кухню, то на гумно, то за ворота, и я едва успевал поворачивать голову, чтобы следить за нею.
Красоту армяночки художник назвал бы классической и строгой. Правильные черты лица, волосы, глаза, нос, рот, шея и все движения молодого тела слились вместе в один цельный, гармонический аккорд. Глядите вы, и мало-помалу вам приходит желание сказать Маше что-нибудь необыкновенно приятное, искреннее, красивое, такое же красивое, как она сама.
(По А. Чехову)
(258 слов)
Задание
Выполните синтаксический разбор выделенных предложений.