Диктанты и изложения по Русскому языку 9 класс Л. М. Кулаева - 2016 год
№ 91 - № 100 - ТЕКСТЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДРОБНЫХ ИЗЛОЖЕНИЙ - ИЗЛОЖЕНИЯ
№ 91
Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого...
Сожмите лист бумаги и расправьте. На нём останутся складки. Вы сожмёте его вторично — часть складок ляжет по прежним складкам: бумага “обладает памятью”...
Памятью обладают отдельные растения, камень, где остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д.
А что говорить о “генетической памяти” — памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.
При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс. Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, различные институты.
Память противостоит уничтожающей силе времени.
Это свойство памяти чрезвычайно важно.
Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее, как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.
Память — преодоление времени, преодоление смерти.
В этом величайшее нравственное значение памяти. “Беспамятный” — это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нём всё будет позабыто.
Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.
Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной.
Память — основа совести и нравственности. Память — основа культуры. Хранить память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство.
(По Д.С. Лихачёву)
Задание
1. Перескажите текст сжато.
2. Ответьте письменно: как вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: “Память — основа совести и нравственности”.
№ 92
Полуправда
Купил Дурак на базаре Правду. Удачно купил, ничего не скажешь. Дал за неё три дурацких вопроса да ещё два тумака сдачи получил и — пошёл.
Добрался домой еле живой.
— Ты где, Дурак, пропадал? — набросилась на него жена.
Объяснил ей Дурак всё, как есть, только одного объяснить не смог: для чего она, эта Правда, как ею пользоваться.
Лежит Правда среди улицы, ни в какие ворота не лезет, людям ни пройти ни проехать, а Дурак с женой держат совет, как с Правдой быть, как её приспособить в хозяйстве.
Крутили и так и сяк, ничего не придумали. Даже поставить Правду й то негде.
— Иди, — говорит жена Дураку, — продай свою Правду. Ты много не спрашивай — сколько дадут, столько и ладно. Всё равно толку от неё как от козла молока.
Потащился Дурак ни свет ни заря на базар. Стал на видном месте, кричит:
— Кому Правду — налетай! — Просто антик с гвоздикой! — надрывается Дурак.
Но все на него ноль внимания; Даже и гроша ломаного не дают.
— Эй, народ! — кричит Дурак, олух царя небесного. — Бери Правду, дёшево отдам!
— Да нет, — отвечает народ, — нам твоя Правда ни к чему: больно тяжела.
Но вот к Дураку один Умник подошёл. Покрутился возле Правды, спрашивает:
— Что, паря, Правду продаёшь? А много ли просишь?
— Немного, совсем немного, — обрадовался Дурак. — Отдам за спасибо.
— За спасибо? — стал прикидывать Умник. — Нет, это для меня очень и очень дорого.
Но тут подоспел ещё один Умник, тоже стал прицениваться, уж они рядились, рядились и решили купить одну Правду на двоих. Ударили по рукам.
Разрезали Правду на две части. Получились две премиленькие полуправды, каждая и полегче, и поудобнее, чем целая была. Такие полуправды — просто загляденье!
Идут Умники по базару, и все им завидуют. По их примеру́ другие Умники потом стали себе полуправды мастерить.
Режут Умники правду, полуправдой запасаются. Теперь им куда легче разговаривать между собой. Там, где надо бы сказать: “Вы подлец!” — можно сказать: “У вас трудный характер”. Нахала можно назвать шалуном, обманщика — фантазёром.
И даже нашего Дурака теперь никто дураком не называет. О Дураке скажут: “Человек, по-своему мыслящий”. Дурак гоголем ходит. Рассказывает, что это он Умникам Правду одну на двоих продал. А люди уж ему в пояс кланяются. Вот и сами Умники с Дураком за руку здороваются... И жизнь у Дурака началась надо бы лучше, да некуда.
Тяжела для людей Правда. Ох, тяжела да неудобна, хуже горькой редьки. Неправда и полуправда легче, выгоднее.
Вот и процветают Дураки.
(По Ф.Д. Кривину)
Задание
1. Перескажите текст сжато.
2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, взяв за основу главную мысль текста.
№ 93
Люди всегда благодарны тем, кто нашёл в себе мужество и силы совершить великое. Человеческая память хранит имена героев и их свершения.
Николай Михайлович Пржевальский поменял великосветский Петербург, парады и банкеты — все эти “прелести” жизни — на тишину пустынь, дым костра, стоптанные сапоги, голод и жажду. В его честь Академией наук была выбита специальная медаль... Молодой кандидат медицинских наук Анатолий Шаткин привил себе вирус трахомы, чтобы другие люди никогда не болели этой страшной болезнью! Это тоже настоящий подвиг.
...Но ведь все не могут быть путешественниками или работать с вирусами трахомы. Ведь кто-то должен водить такси, печь хлеб, стоять у станка или считать деньги в сберегательном банке. Молодые люди работают везде: и в автопарках, и на хлебозаводах, и в сбербанках.
А как же подвиг?
И всё же, мне кажется, есть место подвигу в любой обстановке и при любых занятиях. Вспомните жизнь Александра Селькирка (прообраз знаменитого Робинзона Крузо) на необитаемом острове, с его победой над собой, страхом, малодушием, ленью, желанием закрыть глаза и ждать смерти. Положение, в котором оказался этот мужественный человек, тоже необычное, но ведь бороться с собой, со своей ограниченностью, со своими пороками, с опустошённостью и равнодушием можно и нужно не только на необитаемом острове.
Попробуйте победить себя, и вам станет понятно, что есть подвиг.
Человек, конечно, в основе своей всегда устремлён к хорошему. Надо только вовремя уметь поддержать или подправить того, кто стал уходить от этого устремления. Мы живём в большом общежитии, и надо уметь любить людей, отдавать богатство ума и сердца, и они отплатят тебе тем же.
Жизнь пестра и разнообразна. На одном её полюсе горение и мужество, на другом — тунеядство и трусость. На одном — высокий порыв, жажда знаний, а на другом — мещанство. На одном — творческий полёт, а на другом — пошлость, равнодушие. Перед каждым вступающим в жизнь встают эти полюса, и к какому полюсу пойдёт человек, зависит от него самого. Нельзя только скользить по жизни поспешным, суетливым взглядом...
(По Н. Дубинину)
Задание
1. Перескажите текст сжато.
2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, взяв за основу главную мысль текста.
№ 94
В июле 1941 года я ехал на военной грузовой машине. Солнце дымилось в обесцвеченном небе. Иногда налетали чёрные немецкие мессеры, яростно били из пулеметов, потом исчезали, и оставался только жар во всём теле от раскалённой земли.
— Когда я лежу под пулями, я вспоминаю леса наши костромские, — неожиданно заговорил водитель. —А вы вспоминаете?
— Я тоже, — сказал я. — Вспоминаю свои леса.
Пожалуй, никогда я не вспоминал родные места с такой остротой, как на войне. Я ловил себя на том, что жду момента, когда можно вернуться мыслью к этим местам и пройти по ним медленно и спокойно, вдыхая сосновый воздух. И у меня замирало сердце от предчувствия этих воображаемых походов.
В этих мечтах я выходил из деревенского дома и шёл по улице мимо старых изб.
За деревней — сосняк. Под первой же раскидистой сосной хорошо прилечь и отдохнуть от духоты. Лечь на спину, почувствовать сквозь рубашку прохладную землю и смотреть на небо.
За лесом есть одно место, о котором нельзя вспоминать без того, чтобы не сжалось сердце. Какое же это место? Самое незаметное и простое. Берёзовый перелесок, за ним сосны, песчаный обрыв... Я сажусь на горячую хвою. Всё, к чему ни прикоснёшься, сухое и тёплое: старые и давно пустые сосновые шишки, прозрачные и трескучие, как пергамент, плёнки молодой сосновой коры, прогретые пни. Даже листочки земляники — и те тёплые.
Зной, тишина. Безмятежный день созревшего до соломенной спелости лета. Так я бродил в воспоминаниях. Я думал о родных местах с такой болью, как будто я потерял их навсегда, как будто никогда в жизни их не увижу. И, очевидно, от этого чувства они приобретали в моём сознании необыкновенную прелесть.
Почему я не замечал этого раньше? Конечно, я всё это видел и чувствовал, но только в разлуке все эти черты родного пейзажа возникли перед внутренним взором во всей своей захватывающей сердце красоте.
Природа будет действовать на нас со всей силой тогда, когда мы внесём в ощущение её человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, радость или печаль придут в полное соответствие с ней и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз.
В природу нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание. Тогда красота откроется нам необыкновенная, хлынет в сердце радость, и захочется творить прекрасное самому.
Проще говоря, природу надо любить, и эта любовь найдёт верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой.
(По К. Паустовскому)
Задание
1. Перескажите текст сжато.
2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, взяв за основу главную мысль текста.
№ 95
Ярик очень подружился с молодым Рябчиком и целый день с ним играл. Так в игре он провёл неделю, а потом я переехал с ним из этого города в пустынный дом в лесу, в шести верстах от Рябчика. Не успел я устроиться и как следует осмотреться на новом месте, как вдруг сбежал Ярик. Весь день я искал его, всю ночь не спал. Утром, когда я только собрался было идти в город, в милицию, являются мои дети с Яриком: он, оказалось, гостил у Рябчика.
Я всё высказал суровым голосом, и Ярик выслушал меня, лежа на траве, виноватый, смущённый, не Ярик, золотистый, гордый ирландец, а какая-то рыжая, ничтожная, сплющенная черепаха.
— Не будешь больше ходить к Рябчику? — спросил я более добрым голосом.
Он прыгнул ко мне на грудь. Это у него значило: “Никогда не буду, добрый хозяин”.
Но через неделю Ярик опять нанёс Рябчику незаконный визит. Дети снова привели беглеца. В этот раз я не стал с ним разговаривать и отправил в тёмный подвал, а детей просил, чтобы в следующий раз они бы только известили меня, но не приводили и не давали там ему пищи. Наказание подвалом подействовало только на две недели: Ярика как ветром сдуло.
Наступила ночь. Я читал в комнате. Дверь на террасу была открыта, потому что это был единственный вход, через который мог явиться ожидаемый мной Ярик.
Вдруг мне что-то показалось в уголке глаза. Я быстро поднял голову, и это исчезло. Теперь я стал прилаживаться так читать, чтобы, не поднимая головы, можно было наблюдать порог. Там вскоре показалось нечто рыжее, стало красться в обход стола и заползало под диван так тихо, что, кажется, мышь слышней пробежала бы. Только знакомое неровное дыхание подсказало мне, что Ярик был под диваном и лежал как раз подо мной. Некоторое время я читаю и жду, но терпения у меня хватает ненадолго. Встаю с дивана, прохожу в глубь террасы и начинаю звать Ярика строгим голосом и ласковым, громко и тихо, свистеть и даже трубить. Так уверил я лежащего под диваном, что ничего не знаю о его возвращении, и сказал вслух:
— Верно, Ярик уже не придёт, пора ужинать.
Слово “ужинать” Ярик знает отлично. Но мне показалось, что после моих слов под диваном прекратилось даже дыхание. В моём охотничьем столе лежал запас копчёной колбасы, что Ярик очень- очень любил. Я выдвинул ящик — из-под дивана ни звука. Смотрю вниз, нет ли там, на полу, рыжего носа, — нет, носа не видно. Я начинаю опасаться, не показалась ли мне рыжая тень и Ярика вовсе нет под диваном. Делаю последний опыт: бросаю вниз не кусочек, а только шкурку и наблюдаю. Но как внимательно я ни смотрю, ничего не могу заметить: шкурка исчезает как будто сама по себе. В другой раз я всё-таки увидел, как мелькнул язычок. Ярик тут, под диваном! Теперь я отрезаю от колбасы круглый конец с носиком, привязываю нитку за носик и тихонько спускаю. Язык показался, я потянул за нитку — язык скрылся. Переждав немного, опять всё повторяю сначала — теперь показался нос, потом — лапы. Больше нечего в прятки играть: я вижу его, а он видит меня. Поднимаю выше кусочек — Ярик поднимается на задние лапы, идёт за мной, как человек, на двух ногах, на террасу, спускается по лесенке на четырёх по-собачьи, опять поднимается, и так мы подходим к подвалу. Теперь Ярик понимает мою страшную затею и ложится на землю пластом, как черепаха. Я отворяю подвальную дверь и говорю:
— Пожалуйте, молодой человек, вы наказаны.
(По М. Пришвину)
Задание
1. Перескажите текст сжато.
2. Расскажите какой-нибудь интересный случай из жизни животных.
№ 96
Когда человек осуществляет сознательный или интуитивный выбор жизненной цели, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.
А в чём самая большая цель жизни? По-моему, в том, чтобы увеличивать добро в окружающем нас мире... Человек должен жить в сфере добра, созданной самим. Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду... Добро соединяет, объединяет, роднит. Именно оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Если человеком поставлена задача приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой человечности... Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется ровным счётом ничего. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему ты служил, чему ты отдавал силы.
Кстати, замечали ли вы, что всё дурное и мелкое в жизни быстро забывается?.. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти. А люди, служившие другим, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других, кто способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе.
(По Д. Лихачёву)
Задание
1. Перескажите текст сжато.
2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, взяв за основу главную мысль текста.
№ 97
Мне поручили написать статью об известном в нашем городе учителе трудового обучения Евгении Александровиче Субботине. Это был не просто талантливый конструктор, великолепный мастер. Это был солнечный человек с отзывчивым, горячим сердцем.
Я пришёл к нему прямо на работу и, попросив уделить мне несколько минут, стал задавать специально приготовленные вопросы.
— Знаешь что, Жень, мне приятно, что ты пишешь обо мне статью. Там будет, наверное, много хороших слов. Но я бы хотел, чтобы ты написал о другом. Конечно, теперь я стал известным в городе, уважаемым человеком, но всё могло бы сложиться совсем иначе. И, наверное, совсем другой была бы моя жизнь, если бы не один случай, а точнее — один человек.
У меня не было отца, не было матери. Вернее, они как бы существовали, приходили ночевать и смотрели на нас, голодных и грязных, с недоумением: откуда эти дети, чего они тут делают? Я жил тем, что воровал или выпрашивал. Подаянием кормил двух своих маленьких сестрёнок. Моих родителей то и дело вызывали на какие-то комиссии, к нам постоянно приходили то участковый, то инспектор по делам несовершеннолетних. Да только что они могли сделать...
Я рос волчонком, делал всё исподтишка. Вокруг меня был мир, населённый людьми, они жили в тёплых домах, ели хлеб, покупали детям гостинцы. А я смотрел на них из глухого леса, где всегда было сыро и темно. Вот тогда я и научился открывать любой замок, но однажды попался. В квартиру внезапно вернулись хозяева, мне пришлось прыгать с третьего этажа, и я вывихнул ногу. Суд. Родителей нигде не нашли, и на заседании сидела классная руководительница. Ни лица, ни имени её я не помню. Помню только, что она была совсем молоденькой. Прокурор задал ей какой-то вопрос, она встала и вдруг заплакала. Потом она безудержно плакала и говорила: “Не надо сажать его в тюрьму! Пожалуйста”. Прокурор ей строго говорит: “Вы на вопрос ответьте”. А она только одно твердит: “Не сажайте его в тюрьму”. И в этот момент я испытал чувство, которое невозможно описать никакими словами. Чужой человек плачет по тебе. Это что значит? Это значит, что я ей чем-то дорог, это значит, что я ей нужен. Выходит, что я не посторонний, не чужой! Выходит, что солнце светит и для меня, и трава на лугах — это тоже моё, и в жизни есть какое-то моё место. Значит, если меня не будет, то кому-то от этого станет плохо, значит, кому-то надо, чтобы я был. Я сейчас вот пытаюсь описать свои мысли, а тогда это была какая-то безудержная радость, заполнившая всю мою душу.
Мне дали четыре года колонии. Я отсидел, вернулся и начал новую жизнь. У меня было много хорошего, теперь я счастливый, состоявшийся человек. Но до сих пор я не могу забыть тех слёз, которые отогрели моё закоченевшее сердце. И никогда не забуду. Ведь эта молоденькая учительница изменила мою жизнь: я стал человеком.
(По Е. Новикову)
Задание
1. Перескажите текст сжато.
2. Ответьте письменно на вопрос: “Какую роль сыграла учительница в жизни героя рассказа?”
№ 98
Человек должен быть интеллигентен
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его “белой вороной” среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго — да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”. Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.
Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.
Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового. <...>
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях, к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).
Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать “бывальщину” (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.
Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить... <...>
Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.
Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже. Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и “ауры доброжелательности” вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).
(Д. Лихачёв)
Задание
1. Перескажите текст сжато.
2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, взяв за основу главную мысль текста.
№ 99
Самая большая ценность — жизнь
“Вдох — выдох, выдох!” Я слышу голос инструктора гимнастики: “Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от “отработанного воздуха”.
Жизнь — это прежде всего дыхание. “Душа”, “дух”! А умер — прежде всего — “перестал дышать”. Так думали исстари. “Дух вон!” — это значит “умер”.
“Душно” бывает в доме, “душно” и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть всё, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, её ценности, её красоту.
Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.
Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто “хорошее”, “заслонённую красоту” обогащает человека духовно.
Заметить красоту в природе, в посёлке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей — это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живёт человек.
Я долго искал это слово — сфера. Сперва я сказал себе: “Надо расширять границы жизни”, — но жизнь не имеет границ! Это не земельный участок, огороженный забором — границами. Расширять пределы жизни — не годится для выражения моей мысли по той же причине. Расширять горизонты жизни — это уже лучше, но всё же что-то не то. У Максимилиана Волошина есть хорошо придуманное им слово — “окоём”. Это всё то, что вмещает глаз, что он может охватить. Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы “предчувствие” открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире — жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всём её протяжении — ив прошлом, и в настоящем, и в будущем... А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.
(Д. Лихачёв)
Задание
1. Перескажите текст сжато.
2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, взяв за основу главную мысль текста.
№ 100
Цель жизни
А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.
Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.
Любовь не должна быть безотчётной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всём своего ребёнка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией (“Германия превыше всего” — слова шовинистической немецкой песни) привёл к нацизму, слепой восторг перед Италией — к фашизму.
Мудрость — это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты — хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надёжна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надёжное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.
Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: “Большое в малом”, “Молодость — всегда” и “Самое большое”? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: “Верность”. Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде — правде-истине и правде-справедливости.
(Д. Лихачёв)
Задание
1. Перескажите текст сжато.
2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, взяв за основу главную мысль текста.