КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ - Урок 7 - ГЛАГОЛ

Диктанты по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ - Урок 7 - ГЛАГОЛ

1. В один прекрасный день идёшь по знакомой тропинке и вдруг остановишься. В лицо дохнул тёплым ароматом лес, слышится шелест и шорох.

Хорошенько осмотришься. Возле тропинки растёт и ароматно пахнет мёдом высокая медуница, а дальше разрослись чудесные цветы.

По листьям цветов ползают и пчёлы, и жучки, и божьи коровки. Вот переливаются толстые шмели, а на душистых соцветиях блистают и замирают золотые жуки. Порхают и садятся на лепесточки бабочки, блестят на солнце их крылышки. В траве поют цикады.

В лесу хорошо пахнет ландыш, ночная фиалка. Пахнет листвою и смолою, грибами и земляникой.

Нельзя не любить лес. Лес — любимое место отдыха! Не губите лесные насаждения!

(По И. Соколову-Микитову, 103 слова)

Задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

1-й вариант — Вот тяжело переливаются толстые шмели, а на душистых соцветиях блистают и замирают золотые жуки;

2-й вариант — Порхают и садятся на лепесточки бабочки, блестят на солнце их крылышки.

2. Выпишите из текста 2-3 глагола:

1-й вариант — совершенного вида;

2-й вариант — несовершенного вида.

3. Произведите морфологический разбор глагола:

1-й вариант — идёшь;

2-й вариант — остановишься.

2. Кто из вас не бывал знойным летом в прохладном лесу? Умолкли голосистые птицы, не поют соловьи.

Идёшь по лесной тропинке и собираешь грибы. Они растут здесь всюду. Вот под деревьями краснеет шляпка прелестного подосиновика. Нагнёшься, срежешь ножом толстую ножку гриба, аккуратно положишь находку в корзинку, закроешь листьями. В лесу больше сыроежек, но попадаются и крепкие боровички. Широким хороводом расселись на полянке мухоморы. В сосновом бору растут рыжики. В берёзовом лесу густо расположились подберёзовики. Их шляпки блестят от росы.

А на лесных полянах зреет вкусная земляника. В середине лета поспевает малина. Берёшь её в рот, а она тает.

“Ребята, приходите в лес!” — говорим мы.

(По И. Соколову-Микитову, 104 слова)

Задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

1-й вариант — В берёзовом лесу густо расположились подберёзовики;

2-й вариант — А на лесных полянах зреет вкусная земляника.

2. Подчеркните глаголы во втором абзаце:

1-й вариант — 2-го лица;

2-й вариант — 3-го лица.

3. Произведите морфологический разбор глагола:

1-й вариант — зреют;

2-й вариант — говорим.

3. Это был бессовестный кот. Каждую ночь он таскал у нас еду. Кот воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Мы не могли его поймать.

Однажды кот залез в узкий проём. Мы заложили проём рыболовной сетью и стали ждать. Но кот не выходил. Тогда за это дело решил взяться Лёнька. Он взял шёлковую леску и закинул в подполье. Мы услышали хищное щёлканье. Это кот вцепился в рыбу. Лёнька потянул леску, но кот упирался и не собирался выходить. Вскоре голова кота показалась в отверстии. Он жмурился и замирал от страха, а хвост подбирал под себя. Чего не сделаешь ради вкусной еды!

(По К. Паустовскому, 105 слов)

Задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

1-й вариант — Мы услышали хищное щёлканье;

2-й вариант — Это кот вцепился в рыбу.

2. Составьте схему предложения:

1-й вариант — второе предложение;

2-й вариант — предпоследнее предложение.

3. Произведите морфологический разбор глагола:

1-й вариант — таскал;

2-й вариант — решил.






Для любых предложений по сайту: [email protected]