Сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью - ГОТОВИМСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕСТОВОЙ ЧАСТИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ) - ТРЕНИРОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ

Русский язык - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся

Сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью - ГОТОВИМСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕСТОВОЙ ЧАСТИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ) - ТРЕНИРОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ

Формулировка задания: Среди предложений 32-36 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(32)Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. (33)Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: “Эх, ты”.

(34)Настя быстро встала, вышла, торопливо оделась внизу и выбежала на улицу. (35)Валил водянистый снег, и на Исаакиевском соборе выступила серая изморозь, хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву. (36)“Ненаглядная моя, - вспомнила Настя недавнее письмо. — Ненаглядная!”

Правильный ответ: 35.

Что должен знать ученик, выполняя задание:

• сложные предложения с разными видами связи между частями;

• виды сложных предложений (сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное);

• отличие сложносочинённых предложений от сложноподчинённых в зависимости от союзов, употреблённых в них;

• отличие бессоюзных сложных предложений от сложноподчинённых, в которых придаточная часть предшествует главной.

Алгоритм выполнения задания

1) определите, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:

• если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;

• если две и более грамматические основы, то предложение будет сложным;

2) выявите границы простых предложений в составе сложного;

3) посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:

• если на границе предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (запятая, точка с запятой, двоеточие или тире), значит, перед вами сложное бессоюзное предложение;

• если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), следовательно, предложение сложносочинённое.

• если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.), значит, предложение сложноподчинённое.

Следует различать бессоюзное сложное предложение и сложноподчинённое, в котором придаточная часть предшествует главной:

• если в сложном предложении после запятой на границе двух простых предложений нет подчинительного союза и его нет в самом начале всей синтаксической конструкции, то перед вами бессоюзное сложное предложение: Личный пример - это не главный способ повлиять на других людей, это просто единственный способ (Швейцер Альберт).

• если в сложном предложении после запятой на границе двух простых предложений нет подчинительного союза, но этот союз стоит в начале всей синтаксической конструкции, то перед вами сложноподчинённое предложение: Если вы живёте поверхностной жизнью, ваша душа страдает (Швейцер Альберт).

Правильно найти бессоюзное сложное предложение в тексте вам поможет и знание правил постановки знаков препинания в нем:

Правила постановки ДВОЕТОЧИЯ в бессоюзном сложном предложении

Двоеточие ставится

Примеры

1. Если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить союз ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО и превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным причины).

Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях. (= Любите книгу, потому что она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях.)

2. Если второе предложение поясняет, раскрывает содержание первого (между частями бессоюзного сложного предложения можно вставить союз А ИМЕННО ЧТО).

Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся. (= Большинство сходилось на одном, а именно что старые законы никуда не годятся.)

3. Если второе предложение дополняет смысл первого (меду частями бессоюзного сложного предложения можно вставить союз ЧТО и превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным).

Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав. (= Вдруг чувствую, что кто-то дёргает меня за рукав.)

4. Если в первом простом предложении опускаются слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО.

Серёжа оглянулся: к нему бежал соседский мальчонка. (= Серёжа оглянулся и увидел, что к нему бежал соседский мальчонка.)

Запомните: двоеточие в бессоюзном сложном предложении поясняет, раскрывает содержание или причину.

Правила постановки ТИРЕ в бессоюзном сложном предложении

Тире ставится

Примеры

1. Если первое простое предложение указывает на условие того, о чём говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз ЕСЛИ и превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным условия).

Будет завтра хорошая погода - пойдём в лес. (= Если будет завтра хорошая погода, пойдём в лес.)

2. Если первое простое предложение указывает на время того, о чём говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз КОГДА и превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным времени).

Лес рубят - щепки летят. (= Когда лес рубят, щепки летят.)

3. Если второе простое предложение содержит вывод, следствие из того, о чём говорится в первом (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить союз ТАК ЧТО и превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным следствия).

Жара всё усиливалась — становилось тяжело дышать. (= Жара всё усиливалась, так что становилось тяжело дышать.)

Ударил сильный гром - задрожали все окна. (= Ударил сильный гром, так что задрожали все окна.)

4. Если простые предложения в составе бессоюзного сложного противопоставлены друг другу по смыслу (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить союз А или союз НО).

Шестнадцать лет служу - такого со мной ещё не было. (= Шестнадцать лет сижу, нотакого со мной ещё не было.)

Смелые побеждают - трусливые погибают. (= Смелые побеждают, а трусливые погибают.)

5. Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить союзы СЛОВНО, ТОЧНО, БУДТО и превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения).

Молвит слово - соловей поёт. (= Молвит слово, будто соловей поёт.)

6. Если во второй части содержится неожиданный результат, даётся указание на быструю смену событий.

Он нажал на тормоз - скорость не уменьшилась.

7. Если вторая часть представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово ЭТО).

Вечерами над горизонтом надолго зависало багровое тусклое солнце - дурной знак.

Запомните: тире - это знак следствия, вывода, противопоставления, резкой смены событий, представленных во второй части бессоюзного сложного предложения.

Задания для самостоятельной работы

В следующих заданиях среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Задание № 1.

(1)Наступит время, и города шире раздвинут свои стены и впустят к себе леса, поля и дикую природу: людям на земле отведено очень небольшое место, и они живут в окружении природы, она легко может взять обратно всё, необходимое человеку. (2)Ей ничего не стоит смести нас с лица земли своим дыханием или затопить нас водами океана — просто чтобы ещё раз напомнить человеку, что он не так всемогущ, как думает. (З)Мой дед говорил: если мы не будем постоянно ощущать её рядом с собой в ночи, мы позабудем, какой она может быть грозной и могущественной. (4)И тогда в один прекрасный день она придёт и поглотит нас.

(5)Понимаете?(6)Грэнджер повернулся к Монтэгу.

Задание № 2.

(1)Кто-то должен остановиться. (2)Солнце не остановится. (З)Значит, похоже, что остановиться должен он, Монтэг, и те, с кем он работал бок о бок всего лишь несколько часов тому назад. (4)Где-то вновь должен начаться процесс сбережения ценностей, кто-то должен снова собрать и сберечь созданное человеком, и сберечь это в книгах, в граммофонных пластинках, в головах людей, уберечь любой ценой от моли, плесени, ржавчины, тлена и людей со спичками. (5)Мир полон пожаров, больших и малых. (6)Люди скоро будут свидетелями рождения новой профессии - профессии людей, изготовляющих огнеупорную одежду для человечества.

Задание № 3.

(1)Монтэг чувствовал теперь, что в нём заключены два человека: во-первых, он сам, Монтэг, который ничего не понимал, не понимал даже всей глубины своего невежества, лишь смутно догадывался об этом, и, во-вторых, этот старик, который разговаривал сейчас с ним, разговаривал всё время, пока пневматический поезд бешено мчал его из одного конца спящего города в другой, (2)Все дни и все ночи старый профессор будет разговаривать с ним, роняя в его душу слово за словом, каплю за каплей, камень за камнем, искру за искрой, и когда-нибудь сознание его наконец переполнится, и он перестанет быть Монтэгом; так говорил ему старик, обещая это.

(3)И наступит день, когда он, оглянувшись назад, поймёт, каким глупцом был раньше, (4)Он и сейчас уже чувствовал, что этот долгий путь начался, что он прощается со своим прежним “я” и уходит от него.

Задание № 4.

(1)Монтэг будет лежать в своем надёжном убежище на сеновале и смотреть, как удивительные незнакомые ему звёзды тихо уходят за край неба, отступая перед нежным светом зари,

(2)Утром он не почувствует усталости, хотя всю ночь он не сомкнёт глаз и всю ночь на губок его будет играть улыбка, тёплый запах сена и всё увиденное и услышанное в ночной тиши послужит для него самым лучшим отдыхом, (3)А внизу, у лестницы, его будет ожидать ещё одна, совсем уже невероятная радость, и он осторожно спустится с сеновала, освещённый розовым светом раннего утра, полный до краёв ощущением прелести земного существования, и вдруг замрёт на месте, увидев это маленькое чудо, потом наклонится и коснётся его рукой: у подножья лестницы он увидит стакан с холодным свежим молоком, несколько яблок и груш.

Задание № 5.

(1)Он вышел из воды, (2)Берег ринулся на него, как огромная волна прибоя. (3)Темнота, и эта незнакомая ему местность, и миллионы неведомых запахов, несомых прохладным, леденящим мокрое тело ветром, — все это разом навалилось на Монтэга, и он отпрянул назад от этой темноты, запахов, звуков; в ушах шумело, голова кружилась. (4)3вёзды летели ему навстречу, как огненные метеоры, (5)Ему захотелось снова броситься в реку, и пусть волны несут его всё равно куда, (6) Тёмная громада берега напомнила ему тот случай из его детских лет, когда, купаясь, он был сбит с ног огромной волной (самой большой, какую он когда-либо видел!), она оглушила его и швырнула в зелёную темноту, наполнила рот, нос, желудок солёно-жгучей водой.

(7)Слишком много воды! (8) А тут было слишком много земли.

Задание № 6.

(1)3емля была устлана опавшими листьями. (2)Их тут, наверно, были миллиарды, ноги Монтэга погружались в них, словно он переходил вброд сухую шуршащую реку, пахнущую гвоздикой и тёплой пылью. (3)Сколько разных запахов!

(4)Вот как будто запах сырого картофеля, так пахнет, когда разрежешь большую картофелину, белую, холодную, пролежавшую всю ночь на открытом воздухе в лунном свете, (5)А вот запах пикулей, вот запах сельдерея, лежащего на кухонном столе, слабый запах жёлтой горчицы из приоткрытой баночки, запах махровых гвоздик из соседнего сада, (6)Монтэг опустил руку, и травяной стебелёк коснулся его ладони, Монтэг поднес пальцы к лицу: они пахли лакрицей,

(7)Он остановился, глубоко вдыхая запахи земли. (8)И чем глубже он вдыхал их, тем осязаемее становился для него окружающий мир во всём своём разнообразии.

Задание № 7.

(1)Каждый должен что-то оставить после себя: сына, или книгу, или картину, выстроенный тобой дом или хотя бы возведённую из кирпича стену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками, и люди будут смотреть на взращенное тобою дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив. (2)Оставить что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чём после смерти найдёт прибежище твоя душа. (3)Мой дед говорил: “Не важно, что именно ты делаешь, важно, чтобы всё, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нём оставалась частица тебя самого. (4)В этом разница между человеком, просто стригущим траву на лужайке, и настоящим садовником, - говорил мне дед. -(5) Первый пройдёт, и его как не бывало, но садовник будет жить не одно поколение”.

Задание № 8.

(1)Монтэг лежал на земле. (2)Мелкая цементная пыль засыпала ему глаза, сквозь плотно сжатые губы набилась в рот. (3)Он задыхался и плакал. (4)И вдруг вспомнил... (5)Да, да, я вспомнил что-то! (6)Что это, что? (7)Экклезиаст1 (8)Да, это главы из Экклезиаста и Откровения. (9) Скорей, скорей, пока я опять не забыл, пока не прошло потрясение, пока не утих ветер. (10)Экклезиаст, вот он! (11)Прижавшись к земле, ещё вздрагивающей от взрывов, он мысленно повторял слова, повторял их снова и снова, и они были прекрасны и совершенны, теперь реклама зубной пасты Денгэм не мешала ему. (12)Сам проповедник стоял перед ним и смотрел на него.

Задание № 9.

(1)Посмотри же вокруг, посмотри на мир, что лежит перед тобой! (2)Лишь тогда ты сможешь по-настоящему прикоснуться к нему, когда он глубоко проникнет в тебя, в твою кровь и вместе с ней миллион раз за день обернётся в твоих жилах. (3)Я так крепко ухвачу его, что он уже больше не ускользнёт от меня. (4)Когда-нибудь он весь будет в моих руках, сейчас я уже чуть-чуть коснулся его пальцем. (5)И это только начало.

(6)Ветер утих. (7)Ёщё какое-то время Монтэг и остальные лежали в полузабытьи, на грани сна и пробуждения, ещё не в силах подняться и начать новый день с тысячами забот и обязанностей: разжигать костёр, искать пищу, двигаться, идти, жить, и слышалось их дыхание, вначале прерывистое и частое, потом всё более ровное и спокойное.

Задание № 10.

(1)Кто-то достал из кармана клочок бумаги, чиркнул спичкой, на огонёк положили пучок травы и горсть сухих листьев, потом стали подбрасывать ветки, они шипели и трещали, но вот наконец костёр вспыхнул, разгораясь всё жарче и жарче. (2)Взошло солнце, и люди медленно отвернулись от реки, молча придвинулись к костру, низко склоняясь над огнём. (З)Лучи солнца коснулись их затылков.

Задание № 11.

(1)Приехал я в “Гималайское тож” после полудня. (2)Было жарко. (З)Везде канавы, заборы, изгороди, понасажены рядами ёлки, - и не знаешь, как проехать во двор, куда поставить лошадь. (4)Иду к дому, а навстречу мне рыжая собака, толстая, похожая на свинью. (5)Хочется ей лаять, да лень. (б)Вышла из кухни кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью, и сказала, что барин отдыхает после обеда. (7)Вхожу к брату, он сидит в постели, и колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щёки, нос и губы тянутся вперёд, - того и гляди, хрюкнет в одеяло. (8) Он оделся и повёл меня показывать своё имение.

Задание № 12.

(1)Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин. (2)0н уж обжился тут, привык и вошёл во вкус; брат кушал много, в бане мылся, полнел, уже судился с обществом и с обоими заводами, и мужики называли его “ваше высокоблагородие”. (З)Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое. (4)Николай Иваныч, который когда-то в казённой палате боялся даже для себя лично иметь собственные взгляды, теперь говорил одни только истины, и таким тоном, точно министр: “Образование необходимо, но для народа оно преждевременно”, “телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны и незаменимы”.

Задание № 13.

(1)Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой. (2)К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное, теперь же, при виде счастливого человека, мною овладело тяжёлое чувство, близкое к отчаянию, и особенно тяжело было ночью. (3)Мне постлали постель в комнате рядом с спальней брата, и мне было слышно, как он не спал и как вставал и подходил к тарелке с крыжовником и брал по ягодке. (4)Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей, какая это подавляющая сила.

Задание № 14.

(1)Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, враньё, а между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие. (2)Из пятидесяти тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился. (3)Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днём едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников; но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами.

Задание № 15.

(1)Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько- то с ума сошло, столько-то вёдер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... (2)И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. (3)Это общий гипноз. (4)Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.






Для любых предложений по сайту: [email protected]