Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Политическая система - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс
Цель урока: раскрыть сущность понятия «политическая система», основные элементы политической системы и их роль в ее существовании.
Основные понятия: политическая система, политическая коммуникация, политические институты, политические отношения.
План урока:
1. Понятие «политическая система».
2. Элементы политической системы.
3. Типы политических систем.
Рекомендуем урок по данной теме провести с использованием приемов, обеспечивающих активную самостоятельную деятельность учащихся. Организация учащихся для работы на уроке — индивидуально-групповая.
В начале урока целесообразно повторить понятие «социальный институт» и роль социальных институтов в общественной жизни.
Затем учитель приступает к объяснению понятия «политическая система». Для активизации внимания учащихся рекомендуем дать им задание дополнить объяснение примерами из истории, например о существующих сигналах-требованиях, о возможных реакциях властей на эти требования или о существующих сигналах-поддержках.
Следующий пункт плана — «Элементы политической системы» — целесообразно предложить школьникам для самостоятельного разбора. Они читают соответствующий подзаголовок в § 41 и готовят ответы на вопросы 2—4 в конце параграфа.
Группа, справившаяся с заданием первой, раскрывает смысл понятия «политическая коммуникация», следующая группа освещает роль политической коммуникации в политической жизни, остальные соответственно объясняют понятия «политические институты» и «политические отношения». Таким образом, учащиеся постепенно раскрывают внутренние механизмы политической системы.
В ходе урока рекомендуем учителю постоянно требовать от учащихся подтверждать сказанное конкретными примерами. Такой прием весьма эффективен: подбирая примеры, помогающие раскрыть суть того или иного явления, школьники тем самым глубже осмысливают реальное содержание различных элементов политической системы.
Работа над последним пунктом плана «Типы политических систем» может быть организована следующим образом.
Учитель зачитывает или раздает учащимся (если есть возможность размножить) отрывок из статьи русского философа И. А. Ильина «Предпосылки творческой демократии». (Точная дата написания работы неизвестна, опубликована она была в двухтомнике: Наши задачи // Статьи 1948—1954 гг. — Париж, 1956.)
Но перед этим рекомендуем на доске записать вопросы, на которые школьники должны будут найти ответы во время чтения:
1. Почему демократия, по мнению И. А. Ильина, не является устойчивым строем?
2. Что и при каких условиях может сменить демократию?
3. Какую основную идею проводит философ?
Дополнительные материалы
«Демократический строй далеко не всегда и не везде у места. Он имеет свои необходимые основы или «предпосылки»: если нет их налицо, то ничего, кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает.
Каковы же предпосылки творческой демократии?
Первое: народ должен нуждаться в ней, ценить ее, уметь пользоваться ею и бороться за нее. Все это вместе должно быть обозначено как свободы. Нет его — и демократия обречена.
Дело в том, что свобода совсем не состоит в «развязании» граждан или в «разнуздании» народа, но в замене внешней связанности, идущей «сверху», — внутренней самосвязью, самодисциплиной. Свободный народ сам знает свои права, сам держит себя в пределах чести и закона; он знает, для чего ему дается свобода: он наполняет ее верной творческой инициативой — в религии, в самоуправлении, в хозяйстве, в общении, в науке и искусстве. Он не пойдет за негодяями, соблазняющими его «вседозволенностью», но заставит их замолчать. Он не позволит тоталитаристам отнять у него свободу, но сумеет отстоять ее.
Народ, лишенный искусства свободы, будет настигнут двумя классическими опасностями.
Если он воспримет свободу как вседозволенность и начнет злоупотреблять ею (попирать все законы, вторгаться в чужие жилища, грабить чужое имущество, убивать своих действительных или мнимых врагов, разрушать, жечь и громить), то настанет анархия, которая сначала поведет страну и государство к гибели, а потом сменится тиранией — иногда своей, внутренней, иногда завоевательной.
Если же он не поймет, на что ему нужна свобода, и не сумеет ею воспользоваться, то он отдаст ее любому авантюристу за обещания частного или классового прибытка. Он продаст ее тому деспоту, который сумеет разжечь его страсти, сорганизовать свой беззастенчивый кадр, увлечь людей несбыточными планами и «наградить» толпу «хлебом» и «зрелищами».
Тогда демократия погибнет. История свидетельствует об этом бесчисленное множество раз.
Не ясно ли, что первая опасность (анархия) настигла Россию в 1917 г. и осуществителем ее был Владимир Ульянов и что вторая опасность (деспотия) настигла Германию в 1933 г. и осуществителем ее был Адольф Гитлер?»
Закончив чтение, учитель предлагает группам ответить на поставленные ранее вопросы (лучше, если каждая группа ответит на один вопрос).
Выслушав ответы, учитель кратко рассказывает о Иване Александровиче Ильине (1882—1954) и его политических пристрастиях.
До Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. И. А. Ильин сначала тяготел к эсерам, затем состоял в кадетской партии, а позже — в монархических организациях. В 1922 г. по приказу советской власти вы нужде н был покинуть Россию, как и многие выдающиеся деятели русской науки, на печально известном «философском пароходе». Двенадцать лет прожил И. А. Ильин в Германии, но после прихода к власти фашистов, в 1934 г., был вынужден покинуть и Германию, лишившись права преподавать и публиковать свои работы. Остаток жизни великий русский философ прожил в Швейцарии.
В ходе рассказа об И. А. Ильине рекомендуем отметить, что явление, которое философ называет «политическим строем», в современной политологии классифицируют как «тип политической системы». Следовательно, можно считать, что И. А. Ильин выделял три типа существующих политических систем: демократию, анархию и деспотию.
Далее учитель сообщает о различных подходах, существующих в современной политологии, к характеристике политических систем.
Закончить урок советуем разбором различных типов политических систем.