Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Политическая культура и политическая идеология - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс
Цель урока: дать характеристику видам политической культуры, раскрыть роль политической культуры в жизни общества.
Основные понятия: политическая культура, политическое поведение, политическое сознание.
План урока:
1. Политическая культура и ее элементы.
2. Типы политической культуры.
3. Функции политической культуры.
4. Политическая идеология.
Для наиболее эффективного усвоения учебного материала целесообразно урок по данной теме провести с использованием активных методов обучения.
В начале урока желательно вновь обратиться к отрывку из статьи И. А. Ильина, с которым учащиеся познакомились на одном из прошлых уроков, и предложить им ответить на следующие вопросы:
1. Какова основная идея отрывка?
2. Во что может переродиться демократия?
3. Как характеризует саму природу демократии ее способность «перерождаться» в противоположные типы политической системы, например в деспотию или анархию?
Выслушав ответы, учитель обобщает сказанное. Рекомендуем обратить особое внимание учащихся на присущую демократии «неустойчивость» и сильную зависимость от так называемого человеческого фактора. Роль последнего важна не только в демократической политической системе, но и в остальных, поскольку успех любой из них определяется в конечном счете уровнем политической культуры ее граждан. Определение понятия «политическая культура», которое следует обязательно дать учащимся, желательно записать на доске.
Поскольку статья И. А. Ильина актуальна для современной России, советуем разобрать ее до конца. Читать статью (желательно при наличии возможности размножить ее) лучше всего, используя методический прием «чтение с остановками».
Дополнительные материалы
Предпосылки творческой демократии
«...2. Второй предпосылкой творческой демократии является достаточно высокий.
В каждом из нас есть две силы, обычно противостоящие друг другу: сила инстинкта и сила духа. Инстинкт, взятый сам по себе и не обузданный духом, есть волк в человеке: он хищен, коварен и жесток. Человек голого инстинкта не ведает ни веры, ни совести, ни жалости, ни чести; он посмеивается над честностью, презирает доброту, не верит ни в какие принципы. Для него все хорошо, что ему выгодно.
Бездуховному инстинкту противостоит дух в человеке, начало сердца, разумной воли, ответственного предстояния и совести. Дух проявляется в жажде священного, в искании Бога, в способности к самообладанию и к деятельной любви. Правосознание есть одно из основных его проявлений: «Я есть личность с духовным достоинством и правами, я знаю, что мне можно, должно и чего нельзя; и такую же свободную и ответственную личность я чту в каждом другом человеке».
Человек, имеющий здоровое правосознание, есть свободный субъект прав; он имеет волю к лояльности (законопослушанию), он умеет блюсти и свои, и чужие полномочия, обязанности и запретности; он есть живая опора правопорядка, самоуправления, армии и государства.
Человек, подобен зверю и ведет себя как волк. Человек, способный только к повиновению из страха, превращается в волка, как только отпадает страх. Человек без чувства ответственности и чести не способен ни к личному, ни к общественному самоуправлению, а потому не способен к демократии».
1.
Прервав чтение, учитель задает следующие вопросы:
1. Что, по мнению И. А. Ильина, является необходимым элементом политической культуры?
2. Чем автор обосновывает необходимость правовой культуры?
3. Согласны ли вы с его аргументами? Обоснуйте свою точку зрения.
После краткого обсуждения ответов учащихся чтение продолжается.
«3. Третьей предпосылкой является гражданин. Я разумею при этом не богатство, и не предпринимательство, и не земельную собственность, но личную способность и возможность кормить свою семью честным, хотя бы и наемным, трудом. Свободный гражданин должен чувствовать себя в жизни самостоятельным работником, не извергнутым из жизни своей страны, но органически включенным в реальный жизнеоборот. Только тот, кто чувствует себя самокормильцем, приносящим пользу своему народу, имеет основу для неподкупного волеизъявления и голосования. Он имеет под ногами некую творческую почвенность и в душе тот, который возводит к верному пониманию, и к верному ощущению государственных польз и нужд. Без этого демократия быстро вырождается в непрерывную схватку беспочвенных рвачей: о государстве и его устроении, о родине и ее спасении не думает, потому что все заняты».
2.
Учитель предлагает классу следующие вопросы:
1. Что философ понимает под хозяйственной самостоятельностью?
2. Согласны ли вы с утверждением И. А. Ильина: «Тот, кто чувствует себя самокормильцем, приносящим пользу своему народу, имеет основу для неподкупного волеизъявления и голосования»? Обоснуйте свое мнение.
После краткой дискуссии чтение продолжается.
«Человек, лично не способный к честному труду, есть профессионал темных путей, опасный проныра, мастер плутни, продажный рукогрей. Он живет вне правопорядка и правосознания и потому оказывается. После проигранных войн, гражданских войн и длительных революций в стране оказывается неисчислимое множество таких отбившихся от дела авантюристов, как бы созданных для того, чтобы разложить и погубить всякую демократию. Удачливые выходят в «нувориши» (многоденежные выскочки); неудачливые создают готовые наемные кадры для всевозможных «псевдогенералов», для крайних партий, для иностранного шпионажа и разбойных банд».
3.
Задания и вопросы:
1. Сформулируйте главную идею прочитанного отрывка.
2. Подтвердите или опровергните мысль, высказанную И. А. Ильиным в данном отрывке.
3. Философ говорит о хозяйственной самостоятельности; попробуйте дать другое название этому элементу политической культуры.
Продолжение чтения.
«4. Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого всякое голосование становится своею собственною карикатурою. Здесь нужна не элементарная грамота. Здесь нужно понимание самого выборного процесса и предполагаемых программ, умная оценка кандидатов, разумение государственного и экономического строя страны и его нужд, видение политических, международных и военных опасностей и, конечно, приобщенность к источникам правдивых сведений.
Есть уровень необразованности, малообразованности и неосведомленности, при котором голосует не народ, а обманываемая толпа: из этого возникает не демократия, а охлократия (правление темной толпы). И нужно быть совсем наивным, чтобы воображать, будто люди, которым обманно морочили головы 30—40 лет, завтра станут «сознательными гражданами», способными разобраться в государственном вреде и политической пользе».
4.
Вопросы и задание:
1. О каком элементе политической культуры говорит автор в прочитанном отрывке?
2. Что должна включать политическая образованность и почему?
3. Подтвердите или опровергните примерами утверждение автора.
Продолжение чтения.
«5. Но и этого мало: в будущей России будут лишены и образованные слои, и образованные массы.
Надо вдуматься и представить себе отчетливо. Тридцать — сорок лет подряд голодом, страхом и пыткою людей отучали от самостоятельного мышления, от политической и хозяйственной инициативы, от ответственного решения; и с утра до вечера, от рождения до смерти людям забивали души мертвыми и ложными схемами вульгарного марксизма и пошлостями «диамата». Каких граждан, каких демократов готовила этим коммунистическая власть? Не граждан, а рабов тоталитарного государства; не политиков, а до смерти напуганных карьеристов; не деятелей, а пролаз и доносчиков готовил советский режим; людей, совершенно лишенных государственного кругозора и честного, да, именно честного, опыта и самостоятельного, да, именно самостоятельного, разумения».
5.
Вопросы учителя:
1. О каком элементе политической культуры идет речь в данном отрывке?
2. Что автор понимает под политическим опытом?
3. Согласны ли вы с утверждением, что в СССР не мог сформироваться политический опыт?
4. Согласны ли вы с автором, утверждающим необходимость данного элемента политической культуры?
Продолжение чтения.
«6. А между тем настоящая, творческая демократия предполагает в человеке еще целый ряд свойств и способностей, без которых она становится обманным лицедейством и разбазариванием национального достояния.
Участнику демократического строя необходимы личный характер и преданность родине, черты, обеспечивающие в нем определенность воззрения, неподкупность, ответственность и гражданское мужество».
Закончив чтение статьи, можно кратко обсудить ее содержание в целом. Рекомендуем, избегая вульгарного сравнения по принципу «тогда и сейчас», разобрать услышанное с позиций исторической ретроспективы, с выходом на современные проблемы общественной жизни.
Несмотря на то что после подобной работы времени на разбор содержания § 43 не остается, у учащихся, как показывает практика, не возникает проблем с выполнением домашнего задания, в которое можно включить следующие задания:
1. Сопоставьте элементы политической культуры, выделенные И. А. Ильиным, с теми, которые даются в учебнике.
2. Сформулируйте свою точку зрения по поводу необходимости тех или иных элементов политической культуры.