Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Экономические системы - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс
Цель урока: познакомить учащихся с основными экономическими системами, охарактеризовать командную экономическую систему.
Основные понятия: дефицит, командная система, рыночная экономика, традиционный тип экономики, экономическая система.
План урока:
1. Основные типы экономических систем.
2. Традиционный тип экономики.
3. Основные признаки командной экономики.
Урок можно вести в форме дискуссии о некоторых острых проблемах современной экономики.
Прежде чем переходить к обсуждению этих проблем, сведем в общую таблицу:
Традиционная экономическая система
Преимущества |
Недостатки |
Стабильность общества |
Примитивизм производства, резкое ограничение новаций |
Добротность, высокое качество производимых благ |
Плохая приспособляемость к изменению внешних условий |
Ограниченное количество производимых благ |
Обсудив содержание таблицы и основные признаки традиционной экономической системы, учитель переходит к следующей теме § 50 — «Командный тип экономики». Далее целесообразно пояснить учащимся, что объективный, свободный от идеологической нагрузки анализ предполагает максимальный учет условий развития этой системы, в результате которого не все ее признаки и качества оказываются очевидными. Научный подход к оценке различных экономических систем несовместим с резким делением как их самих, так и их признаков и особенностей на «черные» и «белые». Тем более что в реальной действительности (в противоположность отдельным теоретическим схемам) каждая система включает в себя (порой в довольно большом объеме) признаки противоположной системы и часто является в определенной мере смешанной.
Поскольку в следующем § 51 будет рассматриваться рыночная экономика, в качестве предварительной краткой информации полезно отметить основные признаки ее и командной экономики (эту таблицу можно использовать и на следующем уроке).
Основные признаки командной и рыночной экономических систем
Характеристики |
Командная экономическая система |
Рыночная экономическая система |
Господствующая форма собственности |
Государственная |
Частная |
Планирование |
Централизованно государством |
Самостоятельно самими фирмами |
Установление цен |
Государством (сверху) |
Свободное, на основе спроса и предложения |
Наличие товаров |
Наличие дефицита, т. е. постоянный недостаток тех или иных товаров |
Отсутствие дефицита |
Как показала наша недавняя история, реальная, действующая модель экономической системы бывает весьма далека от ее теоретического аналога. Поэтому, говоря о командной экономической системе, существовавшей в нашей стране 70 с лишним лет, следует иметь в виду, что это был пример порой весьма значительных отклонений от идеала, определенного теоретиками марксизма.
В ряду экономических и социальных мер, которые коммунисты пытались воплотить в жизнь после прихода к власти в октябре 1917 г., были национализация земли, банков и предприятий; установление рабочего контроля, всеобщей трудовой повинности. Одно из главных мест занимала организация «правильного товарообмена в государственном масштабе» (В. И. Ленин) через органы советской власти. В 1918 г. в период «военного коммунизма», когда допускалась возможность отмены денежного обращения, вводился товарообмен промышленных товаров на хлеб и другое продовольствие. Ставилась четкая задача вытеснить частную торговлю и заменить ее планомерно организованным распределением. Все это означало вынесение смертного приговора рынку как экономической категории.
Но несмотря на жесткие и жестокие меры насаждения новых экономических порядков, жизнь все-таки брала свое. К началу 1920-х гг. «правильный товарообмен в государственном масштабе» с треском провалился, на Волге разразился страшный голод, начались крестьянские восстания, забастовки рабочих. Пришлось вводить НЭП, который напомнил новым хозяевам России о том, что есть другой, более эффективный, испытанный веками товарообмен с помощью самого обыкновенного рынка. И хотя НЭП к 1930-м гг. «свернули», а в деревне организовали колхозы, централизованно поставлявшие (сдававшие) сельхозпродукты государству, тем не менее все-таки пришлось в рамках распределительной системы создавать новую форму торговли — колхозный рынок, на котором колхозы и колхозники имели возможность продавать по относительно свободным ценам произведенную сверх установленных плановых заданий продукцию. Это было, бесспорно, явное отступление от экономических догматов марксизма-ленинизма. И таких отступлений за годы советской власти в командной экономике было множество.
Взять, например, «краеугольное» идеологическое положение социализма советского типа (а следовательно, и командной экономики): «От каждого по способностям — каждому по труду». Сразу же выяснилось, что в силу разнообразия видов деятельности и других причин принцип вознаграждения по труду имеет очень узкую сферу приложения. Единственным критерием сравнения вклада людей в «общественную копилку» становится сравнение их по социальным позициям и по их социальной значимости вообще. Поэтому реальным принципом вознаграждения за труд в те времена стал принцип «Каждому — по его социальному положению». Таким образом, можно сделать вывод, что если в условиях рыночной экономики главным богатством человека являются деньги, то при социализме — положение, которое он занимает в социальной иерархии.
В последние годы существования в СССР командной экономики она подверглась значительной эрозии, вобрав в себя (правда, робко и непоследовательно) многие элементы рыночной экономики. Предприятия переводились на самофинансирование, допускались кооперативные и смешанные предприятия, ослабла политика установления цен государством и стала развиваться система рыночного ценообразования, постепенно закрывались некоторые предприятия по причине их нерентабельности и т. д. Все это внесло хаос в неэффективную, но в своей основе некогда однородную социалистическую экономику, которая вскоре вошла в острый кризис и в 1992 г. была ликвидирована методом «шоковой терапии».
В заключение можно обратиться к заданию из «Практикума», где предлагается на основе афоризмов двух журналистов определить некоторые черты командной экономики: «Государственное хозяйство — это такое хозяйство, в котором все хотят есть, но никто не желает мыть посуду»; «Плановая экономика учитывает в своих планах все, кроме экономики».