Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Собственность - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс
Цель урока: раскрыть содержание понятия «собственность», объяснить порядок приобретения и прекращения права собственности, способы ее защиты.
Основные понятия: владение, государственная собственность, муниципальная собственность, национализация, пользование, право собственности, приватизация, распоряжение, собственность, частная собственность.
План урока:
1. Социально-экономическое содержание понятия «собственность».
2. Право собственности и правомочия собственника.
3. Формы собственности (по Конституции РФ).
4. Национализация и приватизация.
5. Субъекты и объекты права собственности.
6. Восстановление через суд права собственности.
Урок по данной теме можно провести в двух вариантах:
I вариант — в форме дискуссии по докладу одного из учащихся.
II вариант — в форме игры.
I. Доклад учащегося целесообразно посвятить проблеме развития института собственности в истории нашей страны.
Дополнительные материалы
В российском законодательстве впервые «триада» правомочий (владение, пользование и распоряжение) получила закрепление в Своде Законов Российской империи (в 1830-е гг.). Определение права собственности выглядело тогда следующим образом: «Кто быв первым приобретателем имущества, по законному укреплению его в частную принадлежность, получил власть, в порядке, гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным вечно и потомственно, доколе не передаст сей власти другому, или кому власть сия от первого приобретателя дошла непосредственно или через последующие передачи и укрепления: тот имеет на сие имущество право собственности».
Интересно, что понятие права собственности, закрепленное в гражданском законодательстве России XIX в., по сравнению с законодательствами других европейских стран содержало для собственника меньше ограничений. Например, в Германском гражданском уложении 1896 г. «собственник вещи может, поскольку этому не противостоят закон или права третьих лиц, распоряжаться вещью по своему усмотрению и устранять других от всякого воздействия на нее». В Швейцарском гражданском уложении 1907 г. предоставлялось право собственнику вещи «распоряжаться ею по своему усмотрению в пределах правопорядка». Гражданский кодекс Наполеона определял право частной собственности как «право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом — с тем, однако, чтобы не делать из них употребления, запрещенного законом или особыми правилами».
Большие ограничения права собственника закреплены в Итальянском гражданском уложении 1865 г., согласно которому «собственник может в пределах, установленных законом или распоряжениями власти, по своему усмотрению пользоваться, извлекать выгоду и распоряжаться своей вещью и устранять воздействие на нее других лиц». Аналогичный подход к правомочиям собственника был закреплен в ГК РСФСР 1922 и 1964 гг., когда собственнику дозволялось владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом «в пределах, установленных законом». Ограничение правомочий собственника жесткими рамками закона не могло не сказаться на снижении эффективности гражданского оборота.
В современном российском гражданском законодательстве право собственности рассматривается как право наиболее полного господства над вещью по отношению к неопределенному числу третьих лиц, не являющихся собственниками. Собственник вправе совершать, запрещать и исключать любые действия в отношении принадлежащего ему имущества за исключением случаев, предусмотренных законом либо иными правовыми актами.
Полезно отметить, что только с точки зрения обыденного понятия о праве собственности оно представляет собой неограниченное и исключительное господство человека над вещью. На самом деле право собственности, как и всякое другое право, предполагает определенные ограничения воли собственника. Эти ограничения могут быть установлены в интересах всего общества, отдельных лиц, обеспечения охраны окружающей среды. Поэтому собственнику принадлежат не только права владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью. Нормы права возлагают на него и определенные обязанности.
Права и обязанности собственника
Права (правомочия) собственника |
Обязанности собственника |
Право владения |
Содержать предметы собственности (вещи) в должном порядке |
Право пользования |
Нести финансовые расходы по содержанию вещей |
Право распоряжения |
Платить налоги за владение собственностью |
Поэтому говорят, что собственность — это не только благо, но и бремя. Последнее можно проследить на примере владения домом и участком в пригороде (дачей). Причем если для городского жителя это владение дополнительное (основными предметами собственности могут быть квартира, машина, для предпринимателя — предприятие, подсобное помещение и т. д.), то для сельского жителя дом и участок, как правило, основные предметы собственности. Но независимо от того, дополнительная это собственность или основная, ее владелец обязан содержать дом в нормальном техническом состоянии, соблюдать меры противопожарной безопасности, платить налоги и т. д.
Актуален вопрос и о частной собственности на землю. В последнее время ведется спор о том, можно ли считать землю таким же предметом частной собственности, как машина, дом, мебель и т. д. Специалисты разделились на тех, кто говорит «да», и тех, кто выступает резко против. На стороне первых все те факторы, которые определяют значение частной собственности в рыночной экономике. Основной фактор «против» — то немаловажное обстоятельство, что земля — последнее достояние россиян, которое пока не разворовано. Если в нынешних условиях правового беспредела сделать землю предметом купли-продажи, то ее владельцами (прямо или косвенно) могут стать немногочисленные спекулянты. Основная же масса населения (и сельского в том числе) останется ни с чем. А это несправедливо.
II. (В данном случае — игран а воображение).
Учитель просит учащихся представить некую антиутопию, в которой права собственности отсутствуют. Каждый пользуется (или стремится пользоваться) тем, что ему понравилось в данный момент. Что получится в этих условиях?