Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Этнические общности - ОБЩЕСТВО В МИРЕ - 10 класс
Цель урока: выработать понимание этнической структуры человечества, подходов к ее объяснению, существующих в культуре; изучить процессы этнической интеграции и дифференциации; познакомить с этнической структур ой населения России.
Основные понятия: раса, семья народов, этническая интеграция и дифференциация, этногенез, этнос, этносы России.
План урока:
1. Этнические общности в человечестве.
2. Происхождение и развитие этносов.
3. Этническая интеграция и дифференциация (на примере русского народа).
4. Этносы в Российской Федерации.
Для урока по данной теме могут быть использованы две методические формы: лекция с элементами беседы или традиционный урок: опрос и объяснение нового материала (рекомендуется в сильном классе).
При выборе лекционного варианта урока учитель последовательно разбирает с учащимися достаточно обширный материал учебника по определенному плану. При выборе традиционного варианта учащиеся самостоятельно читают материал учебника и отвечают на вопросы учителя. В ходе такой работы учитель подводит учащихся к необходимым обобщениям и выводам.
Давая определение этнических общностей, важно напомнить учащимся, что эти общности составляют основную «линию» структурирования человеческого общества как биосоциальной (родовой) целостности (сове ту ем вернуться к схеме «Виды общественных объединений», данной в материале урока 7). На объемной «Модели человечества» (урок 1) этническая структура человечества может изображаться в виде «ветвей», «веточек», изображающих человеческие расы, народы, племена.
Подобно тому, как тема многообразия этносов раскрывается в учебнике, может быть использовано и «Древо языков» — схематическое изображение соотношения языков, как исторических, так и современных, принятое в современном языкознании (см. соответствующие учебные пособия).
Все эти образы помогут школьникам глубже осознать идею единства человеческой общности, что будет способствовать достижению воспитательных целей урока: выработке понимания объективного характера этнических и культурных различий существующих на Земле народов, а также их тесной взаимосвязи.
При обсуждении проблемы этногенеза, формирования и развития представлений о происхождении человеческих рас целесообразно четко «развести» в сознании школьников основные типы таких представлений, поскольку подробно изучить их на одном уроке практически невозможно.
К основным типам представлений об этногенезе относят:
1) теории, гипотезы, представления, выработанные в науке (этнология), исторических и социальных учениях (см. учебник), включая также их интерпретации, обусловленные обыденным сознанием, например теория происхождения людей от пришельцев из космоса и т. п.;
2) религиозные представления (христианство, ислам, иудаизм), опирающиеся на библейское предание (для сопоставления с научными теориями, гипотезами и представлениями можно использовать таблицу из урока 1);
3) все другие религиозные представления, принципиально отличающиеся от библейского предания о единстве человеческого рода (зооморфные представления и т. п.).
Представление по библейскому преданию дано в учебнике. Важно связать его с рассмотренными ранее библейскими представлениями (урок 1). Простейшая схема здесь такова: 1) сотворенные Богом Адам и Ева; 2) история человечества до Всемирного потопа: Каин из зависти убивает Авеля, у Адама и Евы рождается еще один сын — Сиф (буквально — основание), развиваются две религиозно-этнические общности — потомки Сифа (сифиты) и потомки Каина (каиниты); 3) для уничтожения развратившихся людей Бог устраивает на Земле Всемирный потоп, в котором гибнут все каиниты, а из сифитов спасается только семья Праведного Ноя; 4) три его сына, родившиеся и женившиеся еще до потопа, — Иафет, Сим и Хам дают начало современным человеческим расам и народам.
Для дополнительной информации по данному вопросу можно использовать литературу, рекомендованную к теме 1.
Дополнительные материалы
1. По теории.
В 1904 г. при Лондонском университете была создана специальная евгеническая лаборатория, работало «Общество евгенического воспитания», в которое входили такие известные английские писатели, как Бернард Шоу и Герберт Уэллс. В этот период многие выдающиеся люди, интеллектуалы западного общества, увидели в евгенике научный инструмент для «улучшения человечества». Общества, подобные английскому, возникали тогда во многих странах мира, в том числе и в Советской России. Однако в любой науке возможна постановка разных, даже взаимоисключающих гипотез, формулировка различных теорий. Отдельные евгенистические теории и выводы о полноценности или неполноценности человеческих рас стали использовать нацисты в Германии. Евгенику они решили поставить на службу своим мифологическим, религиозно-культурным представлениям о высшей расе, политике «расовой гигиены». Следствием этого явилась дискредитация самой евгеники. Так, в СССР ее запретили как «ненаучное мировоззрение».
История евгеники показательна с точки зрения влияния рациональных механистических представлений на область исследований общества. «Неудача» евгеники показательна как пример специфики социального познания, которое выходит за рамки научных методов и средств познания (связь с уроком 2).
2. К материалам об этнической дифференциации и интеграции (на примере русского народа).
В учебнике приводятся прозвища представителей русских субэтнисов — белорусов, малороссов (украинцев), великороссов и говорится о том, что эти прозвища связаны с областными наименованиями или культурно-историческими особенностями. Можно напомнить учащимся об их происхождении: от длинного казачьего чуба — хохла, который запорожцы переняли у турок; от слова картошка, которая составляет основу национальной кухни белорусов. Прозвища выходцев из Великороссии на Украине — или также сами по себе не содержат ничего обидного. Первое — пример областного названия. Второе означает солдата, военного (в XVII в., во время войн за освобождение Украины, там находились московские войска, большинство в которых составляли выходцы из Великороссии).
В отношении стремления некоторых политических сил на современной Украине и в Белоруссии окончательно разрушить единство и общую историческую память русского народа можно привести красноречивое высказывание вождя нацистской Германии Адольфа Гитлера: «Мы тогда победим Россию, когда украинцы и белорусы поверят, что они не русские». Можно обратить внимание учащихся, что различия в культуре и языке населения северных и южных земель Германии не меньшие, чем между жителями разных областей Белоруссии, Украины и России. Однако единство и самостоятельное существование германской нации никем не оспаривается, несмотря на интеграционные процессы, происходящие сейчас во всей Европе в целом. Эти примеры демонстрируют воздействие разных факторов на процессы развития этносов, этнической самоидентификации — как отдельного человека, так и больших групп, в том числе факторов политических, идеологических, религиозных.
В политическом отношении Белоруссия, Украина и Россия сейчас разделены, в религиозном отношении единство сохраняется (все эти страны — каноническая территория Русской Православной Церкви), на идеологическом поле идут противоречивые процессы — суверенизации и объединения (союз Белоруссии и России, экономический союз четырех государств — Белоруссии, Казахстана, России и Украины, а с другой стороны — мнения о ненужности и даже вредности объединения).
Одновременно этот вопрос позволяет особо выделить понятие «нация» (связь с уроком 7), затронув тему формирования гражданской нации на основе одного или ряда этносов с указанием, что данный вопрос будет изучен подробнее в дальнейшем (урок 16).
Завершающую часть урока можно провести, выстраивая вместе с учащимися на доске круговую диаграмму этносов России (см. задание 6 к § 9). Ее лучше оформить не в виде круга, разделенного на секторы (как это делается обычно), а в виде цветка с лепестками разного размера. Можно нарисовать и другой такой цветок рядом — пропорционально этническому составу учащихся в данном классе (селе, городе, регионе).