Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год
ПРАВООТНОШЕНИЯ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы должно внести вклад в достижение результатов
личностных:
— формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего сущность правоотношений и правонарушений, строящего своё поведение в соответствии с правовыми нормами;
метапредметных:
— готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
— умение устанавливать причинно-следственные связи между правонарушением и юридической ответственностью;
— умение выполнять познавательные проблемные задания на правовом материале;
предметных:
— владение базовыми понятиями «правоотношение», «правонарушение», «юридическая ответственность»;
— владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать правовые последствия принимаемых решений;
— сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа (нормативных правовых актах) для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Задачи занятия:
1) продолжить формирование приверженности ценностям, закреплённым Конституцией РФ, раскрывая сущность права на судебную защиту;
2) углубить знание понятий «правоотношения», «правонарушение», «юридическая ответственность»;
3) развить у учащихся умение оценивать своё поведение и поступки других людей с позиции их соответствия правовым нормам; способствовать формированию у школьников стремления и готовности поступать в соответствии с предписаниями юридических норм, соблюдать права других людей и добросовестно выполнять свои обязанности.
II. Место темы в системе учебных занятий
Занятие строится с акцентированной опорой на внутри- предметные связи (в первую очередь на курс обществознания в основной школе).
III. Литература и оборудование
Литература для учителя
Право. 10 класс: учебник / Л. Н. Боголюбов, Е. А. Лукашева, А. И. Матвеев и др. — М., 2013. — § 14, 18.
Кашанина Т. В., Кашанина А. В. Право. 10—11 класс. — М., 2010.
Певцова Е. А. Право. Основы правовой культуры. 10 класс. Ч. 1. — М., 2010.
Оборудование
Можно использовать ИКТ для трансляции на доску схем, создаваемых учениками на уроке («Признаки правоотношений», «Структура правоотношений», «Признаки юридической ответственности»), УК РФ (ст. 14 и 15).
IV. Организация учебной деятельности
Вариант организации работы
1-й час: рассмотрение первых трёх пунктов плана урока. 2-й час: рассмотрение четвёртого и пятого пунктов.
Ход занятия
Мотивационный этап
Рекомендуем поставить перед учащимся ряд вопросов, обрисовывающих общую проблематику занятия: в какие правоотношения чаще всего вступает среднестатистический гражданин? К чему это его обязывает? Что бывает в случае нарушения норм права? Что человек может предпринять в случае нарушения его прав?
У учащихся есть первоначальные знания, полученные при изучении курса в основной школе. Привлекая факты общественной жизни, информацию СМИ и личный социальный опыт, они приводят конкретные примеры, иллюстрирующие те или иные правоотношения, виды правонарушений и юридической ответственности (желательно записать их на доске, распределив по трём соответствующим группам). В процессе корректировки ответов можно перейти к вопросу о сущности названных понятий и их признаках.
Этап изучения нового материала
План изучения нового материала
1. Что такое правоотношение.
2. Что такое правонарушение.
3. Юридическая ответственность.
4. Система судебной защиты прав человека.
5. Развитие права в современной России.
1. Приступая к изучению первого пункта плана, обращаем внимание учащихся на список видов правоотношений (созданный учащимися) и просим их подумать над следующими вопросами: почему приведённые примеры общественных отношений отнесены к правоотношениям? Кто является участником каждого из названных видов правоотношений?
На основе полученных ответов класс заполняет схему «Признаки правоотношений». Её примерное содержание:
При обобщении результатов этой работы важно подчеркнуть специфику правоотношения, которая заключается в том, что основой для его возникновения может служить только норма права. В наиболее подготовленном классе (или для выпускников, которые планируют сдавать экзамен по предмету) рекомендуем рассмотреть (с опорой на обществоведческие знания, полученные в основной школе) вопрос о структуре правоотношений и характеристике субъекта правоотношений (правоспособность и дееспособность).
Результаты обсуждения можно оформить в виде схемы:
2. Изучение второго пункта плана можно организовать как самостоятельную работу учащихся с соответствующим текстом учебника (с опорой на схему). Предварительно следует поставить перед учащимися вопрос: по каким признакам поведение человека признаётся правонарушением?
Обсуждение результатов этой работы следует провести по следующим вопросам: можно ли в формулировке признаков правонарушения вместо слова «деяние» использовать слово «действие»? В чём проявляется противоправность правонарушений? Какое деяние является общественно опасным? Что понимают под виновностью деяния? Чем преступление отличается от проступка?
Для того чтобы раскрыть вопрос о признаках преступления и их категориях, советуем обратиться непосредственно к УК РФ (ст. 14, 15), желательно продемонстрировать их для всех учащихся одновременно (возможно привлечение ИКТ).
3. Переход к изучению вопроса о юридической ответственности вполне логичен: важно подчеркнуть связь между правонарушением и государственным принуждением. Юридическая ответственность применяется только к лицу, виновному в нарушении нормы права. Государство не только устанавливает эти нормы, но и охраняет их. Это один из важнейших признаков права как социального регулятора. С целью охраны правового порядка в определённых законом случаях государство применяет меры принуждения.
Рекомендуем оформить результаты изучения в виде следующей схемы:
Следует отметить, что виды юридической ответственности в учебнике только названы. Объясняем, что вопрос о различных видах юридической ответственности и связанных с ними санкциях будет рассматриваться при изучении отдельных отраслей права на последующих уроках, посвящённых современному российскому законодательству.
4. Приступая к изучению четвёртого пункта, можно предложить учащимся ответить на вопрос: куда следует обратиться человеку в случае нарушения его права на защиту?
Можно заменить вопрос проблемным заданием. Например: гражданин П., 45 лет, был уволен с занимаемой должности. Он считает такое решение неправомерным. Куда следует обратиться гражданину П. для восстановления справедливости?
Как правило, подобные задания (вопросы) не вызывают затруднения у учащихся. Обращаем внимание, что в жизни возможна масса других ситуаций, когда нарушаются права человека, унижается его достоинство, и самый надёжный цивилизованный путь защиты прав — это обращение в суд.
Предлагаем учащимся вспомнить, какие суды составляют систему судов РФ. Рекомендуем организовать самостоятельную работу учащихся с фрагментом данного раздела параграфа (третий—пятый абзацы) с последующим заполнением таблицы «Система судов в РФ».
Система судов в РФ
Суд |
Конституционные суды |
Суды общей юрисдикции |
Арбитражные суды |
Задача |
Проверять на соответствие требованиям Конституции РФ те нормативные акты, которые принимают органы государственной власти |
Рассматривать уголовные, гражданские и административные дела |
Решать споры, возникающие в сфере экономики и управления, дела о банкротстве, о защите чести, достоинства и деловой репутации |
Какие суды входят |
Конституционный суд РФ, Конституционные суды субъектов РФ |
Верховный суд РФ, суды субъектов РФ, районные суды |
Федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ |
Важно акцентировать внимание учащихся на том, что все суды РФ составляют единую систему, которую устанавливают Конституция РФ и федеральные законы.
5. К изучению пятого пункта плана учащиеся уже подготовлены: почти все указанные в разделе «Развитие права в современной России» нормативные правовые акты им практически знакомы.
При объяснении материала желательно подчеркнуть основные ценности и ориентиры, закреплённые Конституцией РФ. Далее речь идёт о целом ряде кодексов. Учащимся предлагается, опираясь на обществоведческие знания, полученные в основной школе (а в случае затруднения — опираясь на текст учебника), назвать основные кодексы, дать им общую характеристику и указать сферу их действия.
Завершить беседу можно разговором о реформировании судебной системы РФ. Ставятся вопросы: почему реформирование судебной системы РФ — процесс не только долгий, но и трудный? Как это связано с особенностями судебной власти по сравнению с другими ветвями власти в правовом государстве? В случае затруднения можно рекомендовать учащимся обратиться к тексту учебника (три последних абзаца).
Этап закрепления
Для закрепления материала ученикам предлагается выполнить задание 3 к параграфу (с. 217).
Можно также предложить следующие задания:
1. Укажите правильный ответ.
Правоотношением называют
1) урегулированные нормами права общественные отношения, предполагающие применение мер государственного воздействия
2) урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых связаны друг с другом юридическими правами и обязанностями
3) совокупность правовых норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих однородную сферу общественных отношений
4) установленную государством и гарантированную нормами права способность субъекта общественных отношений иметь юридические права и обязанности
2. Укажите правильный ответ.
Гражданин Р. не оплатил проезд в общественном транспорте. Это пример правонарушения
— уголовного
— гражданско-правового
— административного
— дисциплинарного
3. Укажите правильный ответ.
Применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния называют
— правоотношением
— правонарушением
— нормативно-правовым актом
— юридической ответственностью
4. Установите соответствие между ситуациями и видами юридической ответственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
Ситуации |
Виды юридической ответственности |
A) гражданин совершил разбойное нападение на прохожего Б) покупательница попыталась вынести из магазина неоплаченный товар B) работник без уважительной причины не вышел на работу Г) туристическая фирма не выполнила условия, обозначенные в договоре с клиентом Д) студент опоздал к началу лекции |
1) дисциплинарная 2) уголовно-правовая 3) гражданско- правовая |
Запишите выбранные цифры в таблицу.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
5. Марина обратилась в органы внутренних дел с заявлением о пропаже паспорта. Охарактеризуйте структуру возникшего правоотношения (субъекты, объект, содержание).
Домашнее задание
В менее подготовленном классе: § 20, вопросы для самопроверки и задания 2 и 4 к параграфу.
В более подготовленном классе: § 20, четырём группам подготовить по одному развёрнутому плану по темам параграфа:
1) Правоотношения.
2) Правонарушения.
3) Юридическая ответственность.
4) Система судов РФ (на основе текста Конституции РФ, гл. 7).
План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.