Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год
ГРАЖДАНИН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов
личностных:
— развитие российской гражданской идентичности, патриотизма, осознание гражданства как правовой связи с государством, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
— гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, ориентирующегося в своих правах и обязанностях;
— готовность к служению Отечеству, его защите;
метапредметных:
— владение навыками решения проблемных познавательных заданий, связанных с проблемами гражданства, военной службы, правами и обязанностями налогоплательщика;
предметных:
— владение базовыми понятиями «гражданин», «гражданство», «воинская обязанность», «военная служба», «налогоплательщик»;
— умение применять знания об основаниях приобретения гражданства, о различиях в объёме прав граждан и неграждан в конкретных ситуациях.
Задачи занятия:
1) дать более глубокие и осмысленные знания (по сравнению с основной школой) о принципах российского гражданства и основаниях его приобретения;
2) конкретизировать знания о воинской обязанности, альтернативной гражданской службе;
3) довести до понимания учащихся важность не только соблюдения прав, но и исполнения обязанностей налогоплательщика.
II. Место темы в системе учебных занятий
Занятие строится с акцентированной опорой на межпредметные связи с литературой и историей Отечества (вторая половина XIX — XX в.). Оно направлено на то, чтобы углубить и поднять на более высокий уровень обобщения знания учащихся о правовом статусе гражданина РФ, дополнив уже известные положения и идеи (из основной школы) рядом новых аспектов.
III. Литература и оборудование
Литература для учителя
Нормативные правовые акты:
ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Ст. 4, 11.
ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Ст. 1, 22—25.
ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». Гл. I.
Налоговый кодекс РФ. Ч. 1, гл. III, ст. 21, 23.
Оборудование
Компьютер, проектор.
IV. Организация учебной деятельности
Вариант организации работы
1-й час: рассмотрение первого и второго пунктов плана урока. 2-й час: рассмотрение третьего и четвёртого пунктов плана. 3-й час: рассмотрение пятого пункта плана.
Ход занятия
Мотивационный этап
Привлечение поставленных в начале параграфа вопросов (с. 229) активизирует знания учащихся, полученные в основной школе, и помогает опереться на личный социальный опыт для того, чтобы облегчить изучение темы.
Желательно подчеркнуть актуальность рассматриваемых вопросов как для российского общества, так и для других стран. Для подавляющего большинства людей в каждой стране установление гражданства не является проблемой, так как они с самого рождения являются гражданами определённого государства и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. Но в современном мире по разным причинам (прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики) возникают различные миграционные потоки. Такие передвижения, индивидуальные и групповые, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства. Значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается по соглашениям, заключаемым между государствами. Всё это порождает необходимость законодательного урегулирования вопросов гражданства. В законодательство о гражданстве вносятся дополнения в направлении его большей гуманизации. Так, в закон регулярно вносятся поправки, оптимизирующие процедуру приёма в гражданство России для некоторых категорий лиц.
Целесообразно предварить изучение нового материала постановкой проблемного задания (в качестве такового можно использовать задачу, предполагающую анализ конкретной ситуации). Например: родители Ивана, граждане бывшего СССР, приехали на жительство в Ростов-на-Дону в 1993 г. из страны, которая в прошлом была одной из союзных республик. Иван родился в 1994 г. на территории РФ. В 1998 г. семья обратилась по вопросу приобретения гражданства РФ. Является ли Иван гражданином РФ?
Этап изучения нового материала
План изучения нового материала
1. Гражданство РФ.
2. Права и обязанности гражданина РФ.
3. Воинская обязанность.
4. Альтернативная гражданская служба.
5. Права и обязанности налогоплательщика.
1. Рекомендуем изучать вопросы гражданства РФ в логике учебника: первоначальное объяснение понятия «гражданство» (с опорой на ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», ст. 4) с последующей конкретизацией и углублением отдельных аспектов.
Предлагается раскрыть содержание принципов российского гражданства, например:
— неограниченность, т. е. запрещение дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
— единое и равное гражданство, т. е. в РФ признаётся только федеральное гражданство, все граждане равны независимо от оснований приобретения гражданства;
— принцип сохранения гражданами РФ, проживающими за её пределами, российского гражданства;
— неотъемлемость гражданства, т. е. гражданин России ни при каких обстоятельствах не может быть лишён гражданства;
— сокращение безгражданства, т. е. РФ заинтересована в упрочении правового статуса лиц без гражданства, проживающих на территории России. Для них вводится упрощённый порядок приобретения гражданства. Дети, рождённые в России от лиц без гражданства, приобретают статус граждан России.
С опорой на соответствующую схему учебника (с. 230) и ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ст. 11) изучаются основания приобретения гражданства.
Не исключено, что в некоторых классах может возникнуть повышенный интерес к вопросу о получении российского гражданства в упрощённом порядке. Учитель может адресовать таких учеников к ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
Как правило, учащимся интересен вопрос о двойном (или множественном) гражданстве (в более подготовленном классе можно ввести термин «бипатризм» как характеристику правового состояния лица во взаимоотношениях одновременно с двумя или несколькими государствами). Институт двойного гражданства существует давно, но государства по-разному относятся к его официальному признанию. В число стран, признающих двойное гражданство, входят Великобритания, Испания, Италия, Израиль, США, Германия и многие другие. Двойное гражданство характерно для международно-правовых региональных союзов (например, Европейский союз).
Согласно Конституции РФ (ст. 62) гражданин России может иметь также гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международными договорами РФ. Введение института двойного гражданства в России было одним из путей решения проблемы соотечественников, которые после распада СССР оказались в ближайшем зарубежье на положении лиц без гражданства.
Двойное (множественное) гражданство является исключением из правила.
Россия рассматривает своих граждан, имеющих двойное гражданство, прежде всего, как российских граждан. Следовательно, если гражданин России является одновременно гражданином иного государства, Россия во взаимоотношениях с этим гражданином исходит из того, что это её гражданин. Исключение составляют случаи, предусмотренные международными договорами РФ или федеральными законами.
Желательно акцентировать внимание на том, что лица с двойным гражданством на этом основании не могут уклоняться от выполнения конституционных обязанностей, вытекающих из принадлежности к гражданству РФ, или освобождаться от ответственности. Гражданство РФ не прекращается автоматически с приобретением иного гражданства. Конечно, бипатрид может в любое время по собственному желанию выйти из гражданства одного или двух государств, гражданством которых он обладает. В одностороннем порядке государство может приостановить состояние двойного гражданства только в одном случае: если при оформлении получения гражданства были представлены подложные (сфальсифицированные) документы.
После завершения изучения этого пункта следует вернуться к заданию, предложенному в начале урока (ответ: да, ребёнок — гражданин РФ согласно закону о гражданстве (ст. 12, п. 1), если государство, ранее входившее в состав СССР, не предоставляет ему своего гражданства), а также организовать выполнение задания 1.
2. Вопрос о правах и обязанностях гражданина изучается с опорой на знания, полученные в основной школе. Рекомендуем изучение построить в форме беседы по следующим вопросам: 1) Что такое права человека? 2) Какие группы прав человека выделяют юристы? 3) Чем права человека отличаются от прав гражданина? 4) Что такое обязанность? 5) Какие обязанности закреплены в Конституции РФ?
В наиболее подготовленном классе можно организовать работу с рубрикой «Мысли мудрых». С этой целью ставятся вопросы: 1) Как вы понимаете смысл высказывания? 2) С какими положениями урока оно может быть связано? 3) Какие аргументы за и против позиции автора вы можете предложить? 4) Какими примерами может высказывание быть проиллюстрировано?
Завершая изучение этого пункта, важно обратить внимание учащихся на то, какие обязанности распространяются на всех лиц, проживающих на территории РФ, а какие только на граждан РФ.
3. Переходя к изучению третьего пункта плана, учитель предлагает учащимся вспомнить из курса основной школы, из чего состоит обязательная подготовка к военной службе. Затем идёт самостоятельная работа с соответствующим текстом учебника (более подготовленным ученикам можно предложить самостоятельную работу с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 1, п. 22—25).
Вопросы для беседы по прочитанному: 1) Что включает в себя понятие «воинская обязанность гражданина РФ»? 2) Кто подлежит призыву на военную службу? 3) Каковы сроки прохождения военной службы? 4) Кто может быть освобождён от службы? 5) Кому может быть предоставлена отсрочка от призыва?
4. При изучении материала об альтернативной гражданской службе (АТС) рекомендуем привлечь внимание учащихся к следующим вопросам: 1) В каких случаях гражданин имеет право на замену военной службы по призыву АГС? 2) Кого направляют на АГС? 3) Каковы сроки и место прохождения АГС? В случае особого интереса кого-либо из учащихся к вопросу об организации и прохождении АГС можно рекомендовать школьникам ознакомиться с содержанием глав III, IV соответствующего федерального закона.
Рекомендуем учителю привлечь материалы местных СМИ (как решается вопрос об организации АГС в регионе, какие места предоставляются и т. п.).
5. Рассматривая вопрос о правах и обязанностях налогоплательщика, желательно подчеркнуть, что Конституция РФ на всех лиц, проживающих на территории РФ, возлагает обязанность платить налоги. Права налогоплательщиков изучаются на основе соответствующей схемы учебника (желательно при помощи ИКТ транслировать схему на «большой экран»). Вопрос об обязанностях может быть изучен путём самостоятельной работы учащихся с соответствующим текстом учебника или текстом Налогового кодекса РФ (ч. 1, гл. III, ст. 21, 23) с последующим составлением схемы (по аналогии со схемой о правах налогоплательщика).
Этап закрепления
Целесообразно поставить перед учащимися ряд вопросов, которые позволят перейти к рубрике «Практические выводы».
Так, вопрос «Как складываются отношения государства и гражданина, находящегося за его пределами?» позволит подойти к первому и второму выводам. Третий вывод, который ученики могут сделать самостоятельно, состоит в том, что каждый гражданин должен знать законодательство, быть в курсе вносимых в него изменений и дополнений.
Опираясь на полученные знания о правах и обязанностях гражданина, учащиеся могут прийти к четвёртому выводу: о необходимости выполнять свои конституционные обязанности.
К пятому выводу приведут ответы на вопрос: какие меры могут быть приняты против гражданина, отказавшегося прийти по повестке в военкомат?
Шестой вывод школьникам поможет сформулировать ответ на вопрос: что необходимо для того, чтобы гражданин мог воспользоваться правом замены военной службы по призыву АГС?
Для закрепления изученного материала могут быть использованы следующие задания:
1. В юриспруденции термин «гражданство» используется для обозначения (укажите правильный ответ):
1) системы общеобязательных социальных норм, охраняемых государством
2) устойчивой правовой связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей
3) совокупности негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах
4) правового статуса человека, его возможностей и притязаний в различных сферах общественной жизни
2. Верны ли следующие суждения о принципах гражданства РФ? (Укажите правильный ответ.)
А. Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения.
Б. Государство гарантирует защиту конституционных прав, свобод своих граждан во время их пребывания на своей территории, защиту и покровительство за рубежом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Установите соответствие между примером и элементом статуса налогоплательщика, который он иллюстрирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Пример |
Статус налогоплательщика |
A) Индивидуальный предприниматель представил в налоговый орган налоговую декларацию. Б) Индивидуальный предприниматель представил в налоговый орган информацию, необходимую для льготного налогообложения. B) Гражданин уплатил налог на принадлежащее ему транспортное средство. Г) Гражданин отказался выполнить неправомерные требования должностного лица налогового органа. Д) Гражданин ведёт в установленном порядке учёт своих доходов и расходов |
1) права 2) обязанности |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
4. Найдите верные суждения и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) Молодой человек в год достижения 18-летнего возраста обязан встать на воинский учёт.
2) На военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва.
3) За уклонение от призыва на военную службу установлена административная ответственность.
4) Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, предусмотренных законом.
5) Срок альтернативной гражданской службы такой же, как и срок военной службы.
5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Уплачивая налоги, граждане вступают с государством в налоговые ____________________ (А), которые отличаются тем, что в них присутствует ____________________ (Б), т. е. подчинение одной стороны другой.
Конституция РФ гарантирует следующие ____________________ (В) налогоплательщиков: установление налогов и сборов только законом; запрет ____________________ (Г) законов о новых налогах и налогах, ухудшающих положение налогоплательщиков.
Правоотношения в налоговой сфере возникают, изменяются и прекращаются в результате наступления ____________________ (Д), устанавливающих, изменяющих или прекращающих права тех или иных лиц. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и ____________________ (Е), на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) субъекты
2) физические лица
3) права
4) правоотношение
5) юридические факты
6) неравенство сторон
7) ответственность
8) обязанности
9) обратная сила
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Домашнее задание
В менее подготовленном классе: § 22, вопросы для самопроверки и задание 3 к параграфу. В более подготовленном классе: § 22, задания 1—5 к параграфу. Трём группам подготовить развёрнутый план по материалам параграфа (с обязательным привлечением соответствующих нормативных правовых актов) по одной из следующих тем:
1) Гражданство РФ.
2) Воинская обязанность в РФ.
3) Альтернативная гражданская служба.
План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.