ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов

личностных:

— осознание значимости выбора будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;

метапредметных:

— умение самостоятельно искать методы решения практических задач, касающихся трудовых правоотношений;

— умение обобщать, дифференцировать информацию, полученную из нормативных документов (Конституции РФ, Трудового кодекса РФ и других документов);

— умение применять правила общения в деловом профессиональном взаимодействии;

предметных:

— владение понятиями «трудовое право», «трудовые правоотношения», «занятость», «трудоустройство», «безработица», «социальное обеспечение»;

— владение умениями применять полученные знания о правах и обязанностях работника и работодателя в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Задачи занятия:

1) представить сущностные характеристики трудовых правоотношений, порядок приёма на работу, особенности трудовой деятельности несовершеннолетних;

2) систематизировать знания учащихся о социальной защите граждан РФ;

3) конкретизировать знания старшеклассников о системе профессионального образования в Российской Федерации.

II. Место темы в системе учебных занятий

Уроки по данной теме позволяют изучить вопросы, которые связаны с правовым регулированием общественных отношений, возникающих по поводу применения труда. Особое место занимают трудовые правоотношения и связанный с ними порядок приёма на работу. Занятие направлено на расширение и обогащение уже имеющихся знаний. Так, темы «Право на труд. Трудовые правоотношения», «Социальные права» (9 класс) заложили основы формирования следующих ведущих понятий: трудовое право, трудовые правоотношения, трудовой договор, социальное государство.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Нормативные правовые акты: Конституция РФ; Трудовой кодекс РФ; Закон «О занятости населения в Российской Федерации».

Основы права: учеб, пособие / под общ. ред. М. Б. Смоленского. — М., 2012.

Право. 11 класс / под ред. Л. Н. Боголюбова. — М., 2008.

Никитин А. Ф. Право. 10—11 классы: профильный уровень. — М., 2008.

Дьяченко Н. В. Урок-игра «Юридический консультант» по теме «Труд и трудовое право» // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2005. — № 10.

Калуцкая Е. К. Организация познавательной деятельности учащихся при изучении семейного и трудового права в 11 классе // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2007. — № 4.

Половникова А. В. Правовое регулирование занятости и трудоустройства // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2007. — № 5.

Оборудование

Статьи Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, фрагмент Федерального государственного стандарта, статистический документ, макет резюме.

IV. Организация учебной деятельности

Вариант организации работы

Первые два вопроса темы изучаются на первом и втором уроках (в форме лабораторных занятий, комбинированного урока); последующие два, касающиеся права социального обеспечения и образовательного права, рассматриваются на третьем занятии (в форме комбинированного урока).

Ход занятия

Мотивационный этап

Целесообразно начать урок краткой беседой учителя с классом по следующим позициям: 1) Что такое правоотношения? 2) Назовите структурные элементы правоотношений. 3) Кратко охарактеризуйте их. Важно, чтобы в ответах прозвучало следующее: а) общественные отношения, урегулированные нормами права, принято называть правоотношениями; б) субъекты, объекты, содержание правоотношений составляют их структуру; в) в качестве субъектов выступают физические и юридические лица. Объектом является то, по поводу чего возникает правоотношение, — материальные блага, нематериальные блага, культурные ценности, действия, которые связаны с производством, распределением, обменом, потреблением различных продуктов и товаров, поведением людей. Содержанием выступают права и обязанности участников правоотношений.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Трудовые правоотношения.

2. Порядок приёма на работу.

3. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение.

4. Профессиональное образование.

1. Первый пункт темы является доминантой урока. В нём освещаются вопросы, связанные с участниками и содержанием трудовых отношений. Учитывая, что учащиеся знают признаки правоотношений, учителю достаточно обратить внимание на определение понятия «трудовые правоотношения», под которым понимаются «возникающие на основе трудового договора и регулируемые нормами трудового права трудовые отношения, согласно которым один субъект — работник — обязуется выполнять трудовые функции с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, а другой субъект — работодатель — обязан предоставлять работу, обеспечивать здоровые и безопасные условия труда и оплачивать труд работника в соответствии с его квалификацией, сложностью работы, количеством и качеством труда» (Основы права: учеб, пособие / под ред. М. Б. Смоленского. — М., 2012).

Учитель характеризует суть отношений между работником и работодателем, т. е. трудовые отношения: участников, их права и обязанности, возраст, правовой статус. В целях лучшего усвоения нового материала целесообразно предложить старшеклассникам работу с нормативными документами — Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ.

Вопросы и задания к ст. 37 Конституции РФ: 1) Какое право защищается в ст. 37 Конституции РФ? 2) Как вы понимаете слова «труд свободен»? Тождественно ли это праву на труд? 3) Объясните, в чём состоит значение этого права для человека и общества. 4) Почему оно никогда не утратит своей актуальности? 5) В каких случаях необходимо применить эту юридическую норму? 6) Как вы понимаете п. 1 статьи?

Вопросы и задания к ст. 15 ТК РФ: 1) Что согласно нормам Трудового кодекса РФ принято называть трудовыми отношениями? 2) Как называется соглашение между работником и работодателем? Объясните, почему оно требует нормативного выражения. 3) В чём состоит взаимообусловленность этого соглашения? Назовите конкретные правовые нормы, это подтверждающие. 4) Какое право человека реализуется в ст. 15 ТК РФ? 5) Основываясь на документе, поясните мысль, что трудовые отношения представляют собой юридические отношения по использованию труда граждан в качестве работников, которым противостоит работодатель. 6) Что связывает ст. 37 Конституции РФ и ст. 15 ТК РФ? 7) Какие положения Конституции развёрнуты и конкретизированы в Трудовом кодексе? 8) Вспомните иерархию источников права. Имеет ли она место в этом случае? Если да, то в чём заключается? Дайте характеристику как источникам права Конституции РФ и Трудовому кодексу РФ.

Вопросы и задания к ст. 20 ТК РФ: 1) На основе норм ст. 20 поясните, кто может быть работником и работодателем в Российской Федерации. 2) Как вы понимаете слова «лицо, вступившее в трудовые отношения»? Конкретизируйте примером. 3) В каком возрасте разрешено вступать в трудовые отношения в качестве работников? 4) В чём вы видите социальную значимость норм ст. 20? 5) Объясните смысл слов «в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделённый правом заключать трудовые договоры». 6) Приведите пример, когда эти нормы станут практически востребованы в вашей жизни.

В параграфе даётся подробный перечень прав и обязанностей участников трудовых правоотношений. Учитель предлагает классу самостоятельно ознакомиться с ним.

Важно рассмотреть положение несовершеннолетних работников. Глава «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет (ст. 265—272)» Трудового кодекса регламентирует трудовую деятельность несовершеннолетних. В ней закреплён целый комплекс норм. Некоторые из них: 1) Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. 2) Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время. 3) Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет. ТК к ним относит: работы с вредными и (или) опасными условиями труда, подземные работы, а также работы, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка спиртных напитков, табачных изделий, наркотических и иных токсических препаратов, материалов эротического содержания и торговля ими). 4) Запрещается направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъёмочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений. 5) Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем), помимо соблюдения общего порядка, допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В завершение этой части работы целесообразно обратиться к документу и заданию к нему (с. 275).

2. Изучение второго пункта плана рекомендуется провести в два этапа. Первый будет заключаться в объяснении учителем теоретического материала: порядка приёма на работу, назначения и содержания трудового договора. Процедура трудоустройства подробно изложена в тексте параграфа. Второй этап — выполнение практического задания «Как составить резюме». Учитель напоминает, что резюме — это краткая самохарактеристика специалиста, в которой делается акцент на его профессиональных и личных качествах. Компоненты резюме: 1) Личные данные. 2) Образование. 3) Опыт работы. 4) Дополнительная информация. Формат резюме — одна страница. Заранее подготовлены и распечатаны заготовки для выполнения задания.

Личные данные

Образование

Опыт работы

Дополнительная информация





Изучая вопрос, касающийся расторжения трудового договора, важно обратить внимание школьников на основания, тому предшествующие. Будет полезно, если учитель пояснит, что прекращение трудовых отношений обусловлено рядом оснований. Трудовое право к ним относит следующие обстоятельства: 1) по соглашению сторон и истечении срока трудового договора (договор может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон; администрация должна уведомить работника в письменной форме за три дня об истечении срока действия срочного трудового договора); 2) по инициативе работника (по собственному желанию); 3) по инициативе работодателя; 4) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

3. Третий пункт плана посвящён проблеме занятости населения и его социальной защите. Здесь возможны объяснение учителя, самостоятельная работа класса с текстом учебника, беседа по пунктам: 1) что понимается под социальным обеспечением; 2) виды социального обеспечения; 3) пенсионный возраст в РФ; 4) механизм формирования пенсии; 5) виды пенсий; б) виды социальных пособий.

Другой вариант — работа класса с фрагментом нормативного документа — Федерального государственного стандарта государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда и статистическим материалом — таблицей «Где больше всего нужны работники».

Федеральный государственный стандарт государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда

Состав, последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги

13. Государственная услуга включает следующие административные процедуры (действия):

1) анализ сведений о безработном гражданине, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения;

2) информирование безработного гражданина о порядке предоставления государственной услуги, формах и графике её предоставления, направлениях социальной адаптации...

4) проведение тестирования (анкетирования) по методикам с учётом выбора безработным гражданином формы его проведения;

5) обработка материалов тестирования (анкетирования) безработного гражданина, анализ результатов тестирования (анкетирования) и формирование тематики и планов проведения занятий по социальной адаптации...

8) обучение безработного гражданина методам и способам поиска работы, технологии поиска работы, обсуждение оптимальных действий при поиске подходящей работы и трудоустройстве;

9) обучение безработного гражданина технологии составления индивидуального плана самостоятельного поиска работы с указанием мероприятий по поиску работы, их целей и результатов;

10) обсуждение индивидуальных планов самостоятельного поиска работы, выработка рекомендаций по их совершенствованию, а также по самостоятельному поиску подходящей работы;

11) обучение безработного гражданина технологии составления резюме, составление резюме, обсуждение резюме и направление его работодателю (с согласия безработного гражданина);

12) обучение безработного гражданина методике проведения переговоров с работодателем по вопросам трудоустройства посредством телефонной или видеосвязи с использованием сети Интернет, а также при личном обращении;

13) проведение тренинга (видеотренинга с согласия безработного гражданина) по собеседованию с работодателем и обсуждение его результатов;

14) организация проведения собеседования с работодателем посредством телефонной связи или видеосвязи с использованием сети Интернет, а также при личном обращении в случае участия в занятии по социальной адаптации работодателя и обсуждение результатов собеседования;

15) подготовка рекомендаций по совершенствованию навыков делового общения и проведения собеседований с работодателем;

16) обсуждение вопросов формирования делового имиджа, обучение методам самопрезентации;

17) подготовка рекомендаций по совершенствованию безработным гражданином навыков самопрезентации;

18) обсуждение вопросов, связанных с подготовкой к выходу на новую работу, адаптацией в коллективе, закреплением на новом рабочем месте и планированием карьеры, выполнением профессиональных обязанностей (http://www.rg.ru/2013/05/22/adaptacia-dok.html).

Вопросы и задания: 1. Проанализируйте состав административных процедур. Классифицируйте их по следующим основаниям: а) умения, приобретённые безработным гражданином; б) навыки, культура общения и взаимодействия, приобретённые безработным; в) средства обучения. На основании классификации сделайте вывод о возможностях и содержательности данной государственной услуги; приобретениях, получаемых соискателем. 2. Объясните, чем вызвано появление этого Федерального государственного стандарта. На решение какой социально-экономической проблемы он нацелен? 3. Опираясь на текст документа и знания обществоведческого курса, скажите, какая функция государства иллюстрируется этим примером. В чём состоит основное назначение этой функции?

Где больше всего нужны работники, млн рабочих мест (по данным Минтруда РФ)

Строительство

1,52

Обрабатывающие производства

1,42

Торговля, ремонт

0,97

Образование

0,77

Недвижимость

0,76

Сельское хозяйство, охота, рыболовство, лесное хозяйство

0,61

Здравоохранение

0,60

Государственное управление, социальное страхование

0,49

Транспорт и связь

0,45

http://www.rg.ru/2013/05/

Вопросы и задания: 1. Какое общественное явление описывается с помощью цифр в этом материале? 2. Можно ли, используя теоретические знания об обществе, объяснить, опираясь на диаграмму, какой социальный институт более всего нуждается в рабочей силе? Аргументируйте свой ответ. 3. Можно ли говорить о достаточности информации, чтобы составить полную картину о рынке труда в РФ? Каких данных не хватает? Сформулируйте вопросы, помогающие представить в полном объёме вышеназванную проблему. 4. Известно, что статистика представляет информацию «из первых рук». Как вы это понимаете? Зачем нужна такая информация? Что она помогает выявить, обнаружить, установить?

4. Имеет смысл более подробно остановиться на уровнях (ступенях) профессионального образования. Начальное профессиональное образование готовит работников квалифицированного труда по широкому спектру рабочих профессий и специальностей на базе основного общего и среднего образования. К образовательным учреждениям начального профессионального образования относят училища. Среднее профессиональное образование готовит специалистов среднего звена. Образовательные организации среднего профессионального образования — техникумы и колледжи. Высшее профессиональное образование включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать задачи по выбранному профессиональному профилю. Это образование можно получить в академиях, институтах, университетах. Дополнительное профессиональное образование предполагает обучение специалистов и рабочих кадров, которые уже имеют тот или иной уровень профессионального образования. Целью дополнительного образования является повышение профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств, переквалификация кадров.

Обращаясь к практическим выводам, целесообразно поставить вопросы, которые заставят учащихся задуматься о выборе профессии, о необходимости продолжить образование, о способах взаимодействия и правилах общения в трудовом коллективе.

Этап закрепления

Закрепление можно реализовать в формате следующих заданий:

1. Верны ли суждения о трудовых правоотношениях?

А. Трудовые правоотношения возникают по решению одной из сторон.

Б. Субъектами трудовых правоотношений являются работник и работодатель.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ряда.

1) пособие по беременности и родам

2) ежемесячное пособие на ребёнка

3) социальное обеспечение

4) пособие по временной нетрудоспособности

5) трудовая пенсия

Домашнее задание

Учебник, § 25, рубрики «Вопросы для самопроверки», «Задания». Учащимся, проявившим интерес к теме, можно рекомендовать следующую литературу:

Кашанина Т. В. Право: учебник для 10—11 классов. Профильный уровень. — М., 2010. — Кн. 2. — Гл. 5. «Труд и социальная защита».

Салыгин Е. Н. Основы правоведения: учеб. пособие для 10— 11 классов школ гуманитарного профиля. — Гл. 11. «Трудовое право».






Для любых предложений по сайту: [email protected]