Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОТРАСЛИ ПРАВА - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов
личностных:
— осознание ценностных ориентиров, основанных на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
— понимание положительной роли суда как института, стоящего на страже прав и свобод;
метапредметных:
— умение анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (гражданина);
— умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках;
— определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения на роль и место судебной системы и суда в демократическом государстве;
предметных:
— владение понятиями «правосудие», «судопроизводство», «принципы судопроизводства», «гражданский процесс», «уголовный процесс», «арбитражный процесс», «суд присяжных»;
— умение находить и извлекать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ).
Задачи занятия:
1) разъяснить роль судебной системы в демократическом государстве, рассмотреть основные стадии судопроизводства, выделить принципы демократического судопроизводства, определить основные ситуации, при которых граждане и организации имеют право обращаться в суд, установить тенденции развития судебной системы Российской Федерации;
2) сформировать умения учащихся характеризовать российское судопроизводство, закономерности его развития, анализировать актуальную информацию о составе судей, целях деятельности различных судов, сроках рассмотрения дел, объяснять различия в компетенции судов высшей юрисдикции, раскрывать на примерах изученные теоретические положения об обращениях граждан в суд.
II. Место темы в системе учебных занятий
Тема «Процессуальное право» изучается в разделе «Правовое регулирование общественных отношений», является логическим продолжением тем правового блока. Занятие строится с акцентом на внутрикурсовых связях (материале, изученном в 9 классе, а также предыдущих параграфах правового блока). Учащиеся получают возможность расширить свои знания о системе судов в Российской Федерации, об их компетенции, усвоить разницу в назначении этих судов, этапах рассмотрения обращений граждан и организаций в суд по различным вопросам, сопоставить возможные ситуации обращения в различные судебные инстанции.
Изучению темы также способствуют межпредметные связи с историей (курс истории России 8 и 9 кл.). Изучая тему «Процессуальное право», учащиеся могут привлекать свои знания об истории создания состязательного, всесословного суда в России в 1864 г. и последующих изменениях в структуре судов нашей страны.
III. Литература и оборудование
Литература для учителя
Нормативные правовые акты: Конституция РФ; ФЗ «О прокуратуре РФ»; ФЗ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ».
Оборудование
Проектор, средства для демонстрации презентаций.
IV. Организация учебной деятельности
Варианты организации работы
1-й вариант: 1-й, 2-й и 3-й часы: уроки в традиционной форме в логике изложения материала в учебнике.
2-й вариант: 1-й и 2-й час: школьная лекция с элементами беседы по вопросам, предложенным в тексте параграфа и в рубрике «Вопросы для самопроверки». 3-й час: лабораторно-практическое занятие, основанное на анализе документов (Конституция РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ», ГПК РФ, УПК РФ). Работа с фрагментами документов обеспечивается посредством демонстрации презентации классу. Слайды презентации содержат фрагменты названных источников, касающиеся вопросов принципов российского судопроизводства, стадий рассмотрения дела в гражданском, арбитражном и уголовном судопроизводстве, полномочий суда присяжных.
Ход занятия
Мотивационный этап
Вопросы, поставленные в начале параграфа (с. 287), позволяют актуализировать знания учащихся о суде и судебной системе демократического государства, ситуациях, в которых граждане имеют право обращаться в различные судебные инстанции. Целесообразно также задать учащимся вопрос: имеет ли право гражданин И., недовольный решением суда, обратиться с жалобой на пересмотр дела, или вынесенное судом решение неоспоримо?
В процессе вводной беседы учитель должен сориентировать учащихся на то, что правосудие — это рассмотрение гражданских, уголовных, административных дел и принятие по ним решения. Правосудие в демократическом государстве вершится только судом, квалифицированными судьями, требования к которым определяются специальными законами о статусе судей. Центральной и сложнейшей задачей суда является установление истины.
Можно напомнить учащимся, что благодаря обращениям в суд многие граждане смогли отстоять свои права в разных сферах жизнедеятельности: права потребителя, несправедливо уволенного работника, обманутого вкладчика... Следует сказать и о вынесении приговоров преступникам, которые по приговору суда отбывают наказание с целью исправления, а также восстановления справедливости в обществе.
Этап изучения нового материала
План изучения нового материала
1. Что такое процессуальное право и судопроизводство.
2. Гражданский процесс: принципы, участники, этапы.
3. Уголовный процесс: принципы, специфика, субъекты уголовного процесса, этапы судебного разбирательства, суд присяжных заседателей.
4. Административная юрисдикция: субъекты административной ответственности, административные наказания.
1. Рекомендуем изучать вопросы процессуального права в логике изложения учебника. Так, сначала учитель поясняет понятия «процессуальное право», «материальное право», «правосудие», «судопроизводство». Затем предлагает учащимся заполнить следующую таблицу (вписать Отрасли права в каждый столбик):
В законченном виде таблицу можно вывести через проектор на экран.
Система права
Материальное право |
Процессуальное право |
Конституционное право |
Гражданское процессуальное право |
Семейное право |
Уголовно-процессуальное право |
Трудовое право |
Административный процесс |
Экологическое право |
|
Жилищное право |
Конституционное производство и др. |
Предпринимательское право и др. |
2. Рассматривая гражданский процесс, необходимо сделать акцент на основных принципах гражданского судопроизводства (они названы в тексте параграфа) с пояснением каждого принципа. В процессе рассказа учителя учащиеся заполняют следующую таблицу:
Основные принципы гражданского судопроизводства
Принцип |
Пояснение |
Право на обращение в суд |
|
Равенство перед законом и судом |
|
Независимость суда |
|
Гласность судебного разбирательства |
|
Состязательность и равноправие сторон |
|
Обязательность судебных постановлений |
Можно дать учащимся заполнить таблицу в качестве домашнего задания по материалам школьной лекции и тексту учебника.
Изучая вопрос, касающийся участников гражданского процесса, очень важно остановиться на правах и обязанностях участников. При изучении вопроса желательно вывести на экран схему, содержащуюся в параграфе (с. 290). Информацию по этому вопросу также целесообразно оформить в следующей таблице:
Участники гражданского процесса
Участники |
Права и обязанности |
Истец |
|
Ответчик |
|
Третьи лица |
|
Лица, способствующие правосудию |
На проектор также желательно вывести схему «Категории и виды дел в гражданском процессе». Схема должна быть прокомментирована учителем, объяснены все понятия: исковые дела, судебный приказ и т. д.
При изучении вопроса о стадиях рассмотрения дела в гражданском процессе необходимо рассмотреть схему из параграфа (с. 291). В более мотивированном классе желательно попросить учащихся привести конкретный пример (из любой категории дел, рассматриваемых в гражданском процессе) и на его основании рассмотреть стадии гражданского процесса.
Учитель должен рассказать учащимся о реальных судебных процессах, когда суд помогал восстановить в правах незаконно уволенного гражданина, обманутого потребителя, выселенного «чёрными маклерами» из квартиры гражданина. При этом обязательно подчеркнуть положительную, защищающую роль суда как механизма и института отстаивания прав и свобод гражданина и человека.
Для закрепления материала по вопросу гражданского судопроизводства целесообразно в виде самостоятельной работы или «мозговой разминки» проконтролировать степень усвоения учащимися базовых понятий и фактов темы.
Посредством проектора на экран выводятся следующие вопросы и задания:
1. Дайте определение процессуального права, используя слова защита, реализация, материальное, порядок, регламентирует.
2. Рассмотрение гражданских, уголовных, административных дел и принятие по ним решения — это:
A) судопроизводство
Б) правосудие
B) процессуальное право
3. Основной предмет гражданского процесса — _____________________
4. Сборник правил гражданского процесса — _____________________
5. Категории судебных дел в гражданском процессе
Категория дела |
Содержание |
Исковые дела по спорам |
|
Дела, по которым судьи выдают судебные приказы |
|
Дела, возникающие из публичных правоотношений |
|
Дела особого производства |
В качестве практического задания по анализу источников можно предложить учащимся на дом (в более мотивированном классе — на уроке) следующее задание:
Ст. 46.1 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»; ст. 2 Гражданско-процессуального кодекса РФ: «Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций... других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений...».
Вопросы: 1) Каково соотношение статьи 46.1 Конституции РФ и приведённых статей из ГПК и АПК?
При этом учащиеся чётко подводятся к пониманию того, что решение суда может быть пересмотрено в случае неудовлетворённости одной из сторон, так как главная задача правосудия — доказательство истины и торжество справедливости.
Учитель уточняет у учащихся, какова цель работы арбитражного суда. В качестве закрепления материала по этому вопросу заполняется таблица.
3. Самым сложным является вопрос об уголовном судопроизводстве. В логике изложения учебника и с опорой на схемы, содержащиеся в параграфе, учащиеся получают знания о специфических принципах уголовного судопроизводства:
— отсутствие обвинительного уклона;
— уважение чести и достоинства личности;
— неприкосновенность личности;
— неприкосновенность жилища;
— презумпция невиновности;
— обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту.
В вопросе о трёх группах участников (субъектов) уголовного судопроизводства целесообразно детально остановиться на роли адвоката и прокурора. О функциях каждого из них можно сказать, привлекая материалы ФЗ «О прокуратуре РФ» и ФЗ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ». В более мотивированном классе можно в качестве задания-проекта дать учащимся темы «Этика адвокатской деятельности», «История адвокатуры в России», «Прокурор и его роль обвинителя в уголовном процессе». Учащиеся подводятся к выводу о том, что состязательность в уголовном процессе, обязательное право обвиняемого на защиту — конституционные права, обеспечивающие демократичность и справедливость суда.
Изучая этапы прохождения дела в уголовном судопроизводстве, важно подчёркивать тщательную работу органов власти по сбору информации по делу, её тщательному анализу, привлечению свидетельских показаний, улик и других требующихся для доказательства материалов. Вынесение приговора — сложнейшая задача суда. В уголовном процессе, более чем в любом другом, судебная ошибка недопустима.
Учащимся предлагается задание (работу можно организовать в форме дискуссии) «Пойми чужую мысль»: «Там, где судят человеческие пороки, будь прокурором, а там, где судят человека, будь адвокатом» (Бауржан Тойшибеков, современный литератор).
Особое внимание уделяется изучению суда присяжных заседателей. На основе ФЗ «О присяжных заседателях» и текста учебника учащимся предлагается выписать основные требования, предъявляемые к присяжному, роль коллегии присяжных в судебном процессе, назначение и ценность суда присяжных как особого института демократизации суда. Вопрос о плюсах и минусах функционирования суда присяжных можно рассмотреть в процессе дискуссии.
4. В вопросе об административной юрисдикции чётко обозначается возраст наступления административной ответственности (16 лет), а также административные наказания, применяемые к нарушителям. На конкретных примерах учащимся объясняется разница между уголовным и административным наказаниями.
Этап закрепления
Целесообразно обсудить рубрику «Практические выводы», особо отметив, что любой человек имеет право на судебную защиту, на обращение в суд; даже письменный отказ от такого своего права недействителен. Знания о порядке судебной защиты могут помочь учащимся ориентироваться во взрослой жизни. Можно посоветовать учащимся более детально изучить ГПК РФ — закон, регулирующий гражданское судопроизводство, Федеральные законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах».
Учащимся задаётся вопрос: что им как гражданам России даёт знание основных принципов судопроизводства, структуры судов и их полномочий? Где и когда им могут пригодиться эти знания? Учащиеся подводятся к выводу о том, что при возникновении сложных гражданских, семейных и других судебных дел разумнее всего прибегнуть к помощи адвоката, так же как при заболевании резоннее обратиться к врачу, чем заниматься самолечением, результатом которого могут быть серьёзные осложнения.
Для закрепления предлагаются следующие задания:
1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «арбитражный процесс»? Составьте два предложения, содержащих информацию об арбитражном процессе.
2. Гражданка М. была недовольна работой подрядной организации, проводившей ремонт в её квартире. В какой суд должна обратиться гражданка М.? Какой документ она должна представить в суд? В каком качестве предстанет в суде гражданка М. и в каком — фирма-подрядчик?
3. Назовите не менее трёх категорий дел, рассматриваемых в уголовном процессе, каждую из которых проиллюстрируйте конкретным примером.
4. Основные стадии гражданского процесса.
Этап |
Содержание |
Исковое заявление |
|
Возбуждение производства по делу |
|
Подготовка к судебному разбирательству |
|
Разбирательство дела |
|
Вынесение и объявление решения |
|
Выдача исполнительного листа |
Домашнее задание
Учебник, § 27, документ после параграфа, задания к документу, вопросы и задания к параграфу.
В более подготовленном классе: составить сложный план по теме «Гражданское судопроизводство в Российской Федерации».