Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год
ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА - ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы должно внести вклад в достижение результатов
личностных:
— сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
метапредметных:
— умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
предметных:
— сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов.
Задачи занятия:
1) дать научное представление об обществе как о социальной системе, способной создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей;
2) раскрыть понятие социального института как устойчивой формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества;
3) формировать целостное понимание общества и процесса его развития.
II. Место темы в системе учебных занятий
Данная тема является продолжением параграфа «Что такое общество» и органично связана с предыдущими уроками. Её основой стал системный подход к изучению общества. Такой взгляд на рассматриваемый объект представляет собой существенное продвижение в его понимании.
III. Литература и оборудование
Литература для учителя
Социальная философия / под ред. И. А. Гобозова. — М., 2003. — Гл. 3. «Общество как целостная система».
Голенкова 3. Т., Акулич М. М., Кузнецов В. Н. Общая социология / под ред. 3. Т. Голенковой. — М., 2005. — Разд. IV, гл. 2. «Общество как социальная общность и социальная система».
Литература для учащихся
Обществознание: профильный уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М., 2010. — § 10. «Общество как развивающаяся система».
Куликов Л. М. Основы социологии и политологии. — М., 1999. — § 4. «Социальные институты».
Оборудование
Таблица «Социальные институты» для проекции на экране.
Размноженный текст документа «Социальная система и её среда» (Обществознание. Практикум. Профильный уровень. 10 класс / под ред. Л. Н. Боголюбова. — С. 41—42).
IV. Организация учебной деятельности
Варианты организации работы
1-й вариант. Два комбинированных урока, на первом из которых рассматривается общество как система, а на втором — социальные институты.
2-й вариант. Первый час отводится на первичное раскрытие основного содержания в школьной лекции, а второй — на его более глубокое осмысление в процессе активной самостоятельной лабораторной работы учащихся с текстом параграфа и другими источниками.
Ход занятия
Мотивационный этап
Ответы на вопросы, поставленные в начале параграфа (с. 18), позволяют выявить недостаточность имеющихся у школьников знаний для целостного понимания сущности общества и подчеркнуть значение проблем, которые предстоит изучить.
Этап изучения нового материала
План изучения нового материала
1. Общее понятие системы.
2. Характерные черты общества как системы.
3. Социальные институты.
1. Первый пункт плана ориентирует на общую характеристику понятия «система». Оно относится к сложным объектам: и механическим (например, часы), и биологическим (живой организм), и социальным. Все они имеют сложную структуру, включают в себя разнородные элементы. Все эти элементы, части системы связаны между собой и взаимодействуют. Система функционирует лишь благодаря этому взаимодействию. Важно обратить внимание на то, что свойства системы принадлежат не её отдельным частям, а только системе в целом.
2. По второму пункту плана возможно самостоятельное изучение учащимися части параграфа «Особенности социальной системы». При этом им предлагается составить простой план текста. Получится примерно такая запись:
Особенности социальной системы
1. Сложный характер социальной системы.
2. Наличие в составе системы разнокачественных элементов.
3. Человек — основной элемент общественной системы.
4. Постоянное изменение общественной системы.
5. Интегративное качество системы как целого.
6. Социальная система — самоуправляемая.
7. Среда общества как системы.
8. Функции общественной системы.
Следующий шаг в работе — раскрытие каждого пункта этого плана в развёрнутой форме. Иначе говоря, учащимся предлагается превратить план в тезисы, кратко сформулировав основные положения прочитанного текста. В результате запись примет примерно следующий вид:
Особенности социальной системы
1. Общественная система имеет сложный характер, так как включает в себя множество уровней, подсистем, элементов.
2. Общество как система включает в себя разнокачественные элементы — материальные и идеальные.
3. Человек непременно включён в каждую из социальных систем.
4. Способность человека ставить цели и выбирать средства их достижения делает социальные системы более подвижными, изменчивыми, чем природные.
5. Социальная система обладает интегративным качеством, которым не обладает ни один из её элементов и которое ей присуще как целому: способностью создавать все необходимые условия для своего существования.
6. Социальная система является самоуправляемой.
7. Средой общества (совокупности жителей той или иной страны) как системы являются природа, мировое сообщество.
8. Основные функции социальной системы: адаптация, целедостижение, поддержание образца, интеграция.
Очевидно, что приведённые тезисы — лишь один из возможных вариантов такой записи. Главное, чтобы в ней нашли отражение основные положения прочитанного текста.
Целесообразно проверить, насколько учащиеся понимают смысл каждого положения. Этому поможет беседа по следующим вопросам: почему социальную систему называют суперсистемой? В чём проявляется разное качество элементов системы? Почему непременным элементом любой социальной системы является человек? Чем объясняется динамичность социальной системы? Чем отличается качество системы от качеств её элементов? Какая подсистема делает общество самоуправляющейся системой? Каким образом взаимодействуют общество как система и его среда? В чём заключается каждая из функций общества как системы?
3. Изучение третьего пункта плана — «Социальные институты» — целесообразно начать с разъяснения различия употребления слова «институт» в бытовой речи и в науке. Отправным для объяснения научного подхода является понятие «деятельность».
Для уяснения связи между потребностями, видами деятельности и социальными институтами можно использовать следующую таблицу:
Важнейшие жизненные потребности |
Основные виды деятельности |
Главные социальные институты |
Потребность в воспроизводстве рода |
Семейно-бытовая деятельность |
Институт семьи и брака |
Потребность в безопасности и социальном порядке |
Политическая, управленческая, государственная деятельность |
Политические институты, особенно государство |
Потребность в средствах существования |
Экономическая деятельность |
Экономические институты, в первую очередь производство |
Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров |
Научная, воспитательная, образовательная деятельность |
Институты науки, образования и культуры |
Потребность в решении духовных проблем, поиске смысла жизни |
Религиозная деятельность |
Институт религии |
При работе с таблицей важно обратить внимание учащихся на то, что, во-первых, социальный институт возникает на основе совместной деятельности больших масс людей; во-вторых, эта деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества; в-третьих, социальный институт представляет собой устойчивые формы организации подобной деятельности; в-четвёртых, эти формы сложились исторически; наконец, в-пятых, такая деятельность регулируется нормами, традициями, обычаями.
Применительно к любому из названных в таблице социальных институтов можно показать все перечисленные характеристики. Например, большие массы людей на любом историческом этапе занимались хозяйством. Назначением деятельности земледельцев, ремесленников, работников промышленности, торговли и сферы услуг всегда было удовлетворение потребностей населения в средствах существования. Формами организации подобной деятельности стали различные предприятия, фирмы, биржи, банки и т. п. Эти формы являются результатом исторического развития. (Учащиеся из курса истории знают, как сменяли друг друга ремесленные мастерские, мануфактуры, современные промышленные предприятия, как возникли банки и т. д.) Соответствующая сфера деятельности регулируется различными социальными нормами: Гражданским кодексом, Трудовым кодексом, законами о предпринимательской деятельности, акционерных обществах, о банках и т. д., традициями проведения ярмарок, моральными нормами, относящимися к труду и бизнесу, и т. п.
Осмыслить характерные черты социального института учащиеся также смогут, обратившись к тексту параграфа (три абзаца, начинающихся словами «Итак, социальный институт — это...»). Полезно проиллюстрировать каждую черту на примере одного и того же социального института. Так, образование как социальный институт — это и совокупность лиц, занятых образовательной деятельностью (учителей школ, преподавателей вузов, авторов учебников), и обладающие необходимыми материальными средствами образовательные организации (школы, учреждения профессионального образования, музыкальные школы и т. п.), и система регулирующих их деятельность правовых и нравственных норм, традиций, обычаев.
Затем раскрывается значение социальных институтов. Внимание учащихся привлекается к содержащемуся в учебнике положению: социальный институт стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность в действия членов общества. Затем целесообразно обратиться к абзацу, начинающемуся словами: «Наличие социальных институтов надёжно обеспечивает...»
Теоретические вопросы темы следует раскрывать на актуальных примерах развития российского общества.
Параграф завершается заданием и вопросами, которые полезно обсудить с учащимися.
Большое значение имеет работа с практическими выводами.
Первый из них ориентирует на изучение обществознания. Он противостоит легковесному суждению: «Зачем тратить силы и время на изучение наук об обществе? И так всё просто и понятно». На деле не просто. И поиск простых решений возникающих в жизни общества проблем, как правило, не ведёт к положительному результату. Это можно показать на конкретном примере. Так, многие считают, что достаточно ввести смертную казнь за наиболее тяжкие преступления, чтобы их искоренить. Однако опыт многих стран не подтверждает эту точку зрения. Или, например, некоторые полагают, что изжить пьянство можно путём введения сухого закона. Но и эти взгляды не подтверждаются историческим опытом. Общественные явления связаны с множеством факторов, и без учёта всех связей трудно принять правильные решения.
Второй вывод подводит к методу изучения общества. Учащимся можно показать, как из теории рождается методология. Если мы знаем, что общество как система взаимодействует со средой, то для понимания любого общества нужно выяснить, какова эта среда и как происходит взаимодействие с ней. Если мы знаем, что общество как система имеет сложную структуру, то изучение любого общества требует выяснения, какова эта структура и как связаны и взаимодействуют её элементы. Если мы знаем, что общество — это самоуправляющаяся система, то при изучении определённого общества следует понять особенности управления им. Теория помогает определить направления исследования объекта.
Третий вывод ориентирует на применение знаний о социальных институтах в повседневном взаимодействии с ними. Ученик уже сегодня должен правильно строить свои отношения с институтами семьи и образования. Возможно, он связан и с институтом религии. Ему предстоит развивать взаимодействие с экономическими и политическими институтами. Эффективность этого взаимодействия зависит от понимания сущности каждого из них, правовых норм, регулирующих его функционирование.
Четвёртый вывод связан с изучением последующих тем. Они характеризуют различные элементы общества как системы. Важно видеть место каждого из них в целостной системе, рассматривать связь с другими элементами.
Если второй урок отводится на самостоятельную работу учащихся, целесообразно часть времени посвятить работе с текстом учебника и документами, а другую часть — решению проблемных задач.
Помимо изучения включённого в параграф фрагмента из работы Э. Шилза, желательно организовать анализ документа «Социальная система и её среда».
Задания к параграфу могут быть выполнены и обсуждены на уроке. Однако первое из них целесообразно дать нескольким сильным ученикам заранее. При его выполнении они смогут использовать разнообразные источники информации.
Домашнее задание
При работе с текстом параграфа дома учащимся рекомендуется продумать возможные ответы на вопросы для самопроверки. Наиболее подготовленным рекомендуется материал изданий, представленных выше в списке литературы.