Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ - ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов
личностных:
— осознание значимости постановки цели деятельности и выбора средств её достижения для собственного личностного роста;
— понимание важности разнообразия собственной деятельности, способствующего удовлетворению различных потребностей и развитию интересов в разных сферах жизни;
метапредметных:
— умение классифицировать виды деятельности и потребности человека на основе определённых сравнений;
— умение использовать информацию о деятельности и потребностях, представленную в различных видах (в том числе в схемах и таблицах);
— умение соотносить общее и частное на примерах видов деятельности и потребностей человека;
— способность давать обоснованные оценки мотивам деятельности;
предметных:
— владение понятиями «деятельность», «потребности»;
— целостное представление о структуре деятельности;
— понимание связей между сознанием и деятельностью;
— умение раскрывать на отдельных примерах виды деятельности, мотивы и потребности людей;
— умение использовать знания о деятельности и потребностях в контексте учебных и жизненных ситуаций.
Задачи занятия:
1) систематизировать знания школьников о деятельности и потребностях человека;
2) конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром, позволяющей познавать мир и себя самого, создавать необходимые для собственного существования условия;
3) показать взаимосвязь деятельности и сознания;
4) представить различные подходы к классификации видов деятельности и потребностей человека;
5) помочь школьникам осознать практическую значимость знаний о деятельности и потребностях человека для достижения личного и профессионального успеха.
II. Место темы в системе учебных занятий
При изучении темы можно использовать полученные в основной школе знания о деятельности человека и её основных видах. На уроках в 10 классе понятие деятельности углубляется, изучается целостно, акцент делается на взаимосвязи деятельности и сознания. Целесообразно также опираться на материал, касающийся особенностей человеческой деятельности, рассмотренный на первых уроках 10 класса при изучении общества как совместной жизнедеятельности людей (§ 1) и социальной сущности человека (§ 4).
Курс истории наполняет понятие «деятельность» конкретным содержанием: можно привлекать соответствующие изучаемой эпохе примеры коллективной и индивидуальной деятельности, проявляющейся в её конкретных видах (политической, трудовой, военной и т. д.). Курс литературы знакомит с художественными произведениями как результатами деятельности писателей, поэтов, а курсы естественно-научного комплекса — с деятельностью учёных, её научными результатами.
III. Литература и оборудование
Литература для учителя
Социология: учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. — М., 2002. — Гл. 3 (§ 2—3).
Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. М. Н. Марченко. — М., 2003. — Гл. 1 (§ 3—7), гл. 2 (§ 3).
Оборудование
Таблица «Особенности деятельности человека», схемы «Потребности человека: вариант классификации», «Структура деятельности», «Пирамида потребностей», вопросы для закрепления в электронном варианте.
IV. Организация учебной деятельности
Варианты организации работы
1-й вариант. 1-й час: школьная лекция с элементами беседы по вопросам, предложенным в тексте параграфа и в рубрике «Вопросы для самопроверки» (учебник, § 5, вопросы 1—8). 2-й час: лабораторное занятие с фрагментами оригинальных текстов по изучаемой теме. В частности, могут быть использованы тексты из пособия «Дидактические материалы. 10—11 классы». Можно использовать тексты «Структура деятельности», «Деятельность и поведение», «Предметный характер деятельности» (подтемы 3, 4).
2-й вариант. 1-й и 2-й часы: традиционные уроки с изучением на первом уроке первого и второго пунктов плана, на втором — третьего и четвёртого пунктов с последующим проведением итогового закрепления. 3-й час: работа с документами и решение познавательных заданий.
Ход занятия
Мотивационный этап
Начать урок целесообразно с вопроса: как существовало бы человеческое общество без деятельности людей? В результате обсуждения учащиеся подводятся к мысли о том, что именно деятельности люди обязаны своим существованием. Без неё не было бы ни человека, ни человеческого общества, так как только в процессе деятельности человек познаёт мир и самого себя, создаёт всё необходимое для своего существования и развития.
Этап изучения нового материала
План изучения нового материала
1. Деятельность и потребности.
2. Структура деятельности и её мотивация.
3. Многообразие видов деятельности.
4. Взаимосвязь деятельности и сознания.
1. Классу с сильным составом учащихся можно предложить сравнить определения деятельности, которые дают некоторые социальные науки.
Социология определяет деятельность как специфическую форму отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающуюся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. (Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г. В. Осипова. — М., 2000. — С. 70).
Социальная психология определяет деятельность как специфический вид активности человека, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя. (Словарь социально-гуманитарных терминов / под общ. ред. А. Л. Айзенштадта. — Минск, 1999. — С. 79).
Сравнение данных определений даёт возможность, во- первых, заметить и в том и в другом определении слово специфическая, т. е. свойственная только человеку форма отношений или активности. Во-вторых, и то и другое определение одинаково обозначают направленность этой активности (или формы отношений) на преобразование человеком окружающего мира и самого себя. Различия же в определениях связаны с предметом изучения данных наук. Социальная психология, изучая закономерности поведения людей, включённых в социальные группы, рассматривает деятельность как проявление активности человека. Социология, изучая социальные факты, процессы, отношения, определяет деятельность как особую форму отношений.
В менее подготовленном классе начать изучение материала можно с обращения к первым двум абзацам подтемы «Деятельность человека: основные характеристики», в которых излагается суть понятия «деятельность».
Особенности деятельности человека, её характер могут быть изложены учителем или выявлены учащимися на основе самостоятельного ознакомления с соответствующим текстом учебника. Уместно каждую особенность раскрывать на конкретном примере, подтверждающем специфику деятельности человека и её отличие от инстинктивно целесообразного поведения других живых существ, неспособных выходить за пределы биологической программы поведения, изменять её, проявлять творчество.
Конкретизации положений учебника может способствовать работа с таблицей. Сильному классу таблица может быть предложена для заполнения по ходу изучения материала, менее подготовленному классу она может быть представлена как средство наглядности. Важно заметить, что в таблице акцентируются отдельные особенности деятельности, которые не отменяют другие её характеристики, а проявляются через них.
Конкретизация целесообразна и при изучении потребностей, на удовлетворение которых направлена человеческая деятельность. Например, стоит попросить учащихся проиллюстрировать примерами словосочетания «переживаемая нужда» и «осознаваемая нужда».
Изложенную в учебнике самую доступную классификацию потребностей человека можно изучить с помощью схемы «Потребности человека: вариант классификации».
Характер деятельности |
В чём проявляется отличие от поведения других живых существ |
Примеры |
Сознательный |
Сознательное выдвижение целей своей деятельности и предвидение её результатов |
Создание нового проекта здания, на основе которого впоследствии будет вестись строительство |
Продуктивный |
Направленность на создание полезного человеку и обществу продукта |
Производство пищевых продуктов, одежды, телевизоров, фотоаппаратов, отдельных комплектующих для сложной техники |
Орудийный |
Создание и дальнейшее использование новых орудий труда с помощью других, уже имеющихся орудий |
Производство, использование и обеспечение сохранности станков, конвейеров и т. д. |
Преобразующий |
Изменение человеком окружающего мира и самого себя |
Озеленение городов; проведение социальных реформ; развитие воли, привычек, способностей |
Общественный |
Необходимость разнообразных отношений с другими людьми и с тем, что выработало человечество |
Разделение труда при производстве и вводе в эксплуатацию компьютерной техники, опора на известные изобретения и открытия при подготовке программного обеспечения |
При работе со схемой важно заметить, что данная классификация — одна из многочисленных классификаций человеческих потребностей. Естественные потребности в других классификационных системах могут быть названы биологическими, врождёнными, физиологическими, органическими, природными. Идеальные потребности могут по-другому называться духовными или культурными. Некоторые исследователи рассматривают духовные потребности как разновидность потребностей социальных, так как они, как и социальные потребности, порождены обществом. Согласно другому подходу, в числе групп потребностей, помимо физиологических, социальных и духовных, выделяются экзистенциальные, престижные, когнитивные и эстетические потребности. Любой классификацией потребностей, отличной от данной в учебном тексте, можно завершить работу по данному разделу плана. В частности, можно продемонстрировать и описать «пирамиду потребностей» — иерархическую модель потребностей человека, представляющую собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу:
Физиологические потребности (пища, вода, одежда, воспроизводство рода и т. д.) — Потребность в безопасности (защита от болезней, преступности, от врагов и т. д.) — Социальные потребности (дружба, любовь, взаимопонимание и т д.) — Потребность в уважении (самоуважение, общественное положение и т. д.) — Потребность в саморазвитии (духовный рост, самосовершенствование и т. д.).
В качестве текущего закрепления может быть предложено: 1) сравнить две любые классификации и определить, что в них повторяется; 2) определить, рассмотрев варианты классификации, базовые потребности, которые лежат в основе человеческой деятельности.
2. В ходе знакомства с целями, средствами и продуктами деятельности учащимся может быть предложено по аналогии с примерами, данными в учебнике, привести свои примеры целей, средств и результатов деятельности. Полезно пояснить, что к средствам деятельности относят как орудия и приспособления, так и приёмы, способы действий, а также деньги, часто необходимые для осуществления деятельности.
Уровень осмысления учащимися понятия «процесс деятельности» желательно проверить с помощью обращения учащихся к абзацу учебного текста, начинающемуся словами «Если поставлена цель...», и обсуждения вопроса, почему результат деятельности может оказаться беднее или богаче начального замысла, т. е. цели деятельности. Заслушав мнения учащихся, целесообразно выделить ряд причин несовпадения цели и результата деятельности, разграничив объективное в них (не зависящее от участников деятельности) и субъективное (зависящее от них). Так, выдвижение недостижимой цели, выбор не вполне соответствующих цели средств, отсутствие необходимых умений, проявление недобросовестности справедливо отнести к субъективным моментам, а, например, непредвиденное изменение условий, в которых протекала деятельность, — к объективным.
С понятиями объекта и субъекта деятельности можно познакомиться, обратившись к тексту документа, данного в конце параграфа.
3. При изучении многообразия деятельности важно довести до понимания учащихся два аспекта. Первый заключается в том, что объективно многообразие деятельности вызвано многообразием потребностей человека и общества. С каждым видом потребностей можно связать тот или иной вид деятельности. Второй аспект заключается в том, что многообразие видов деятельности связано с различными их классификациями. Каждой классификации свойствен свой ракурс рассмотрения человеческой деятельности, свои основания для выделения её видов.
В учебнике приведены различные классификации видов деятельности и примеры, их иллюстрирующие. Можно попросить учащихся, опираясь на учебный текст, выполнить следующие задания: 1) назвать различные виды деятельности; 2) привести конкретные примеры деятельности, относящейся к тому или иному виду; 3) определить, по каким основаниям выделены данные виды деятельности; 4) изобразить различные классификации видов деятельности с помощью схем. Эти задания разнятся по уровню сложности и рассчитаны на учащихся с разным уровнем подготовки.
4. Четвёртый пункт плана может быть изучен путём самостоятельной работы учащихся с соответствующим текстом учебника и документом к параграфу.
Беседу по прочитанному тексту учебника можно провести по следующим вопросам:
1) Какие два подхода противостоят друг другу во взглядах на сознание? В чём их главное различие?
2) Все ли действия человека являются осознанными?
3) Может ли деятельность влиять на сознание человека? Можно ли говорить об обратном — о влиянии сознания на деятельность?
4) Что такое ведущие виды деятельности? Назовите их.
5) Можно ли словосочетания «человеческая деятельность» и «сознательная деятельность» рассматривать в качестве синонимов?
Этап закрепления
Закреплению изученного поможет работа с рубрикой «Практические выводы». В классе с сильным составом учащихся эта рубрика может быть изучена с помощью поиска тех теоретических положений, знание которых подводит к каждому из имеющихся в учебнике выводов. Так, например, усвоить первый и третий выводы помогает положение о соответствии цели и средств деятельности. Второй практический вывод можно сделать на основе идеи о разных мотивах одной и той же деятельности (композиции мотивов). К четвёртому выводу подведут ответы учащихся на вопрос о том, как влияет разнообразие деятельности на развитие личности. Пятый вывод базируется на внимании к внутреннему миру окружающих людей, их внутренней деятельности.
В классах с менее подготовленными учащимися полезно конкретизировать каждый из выводов — рассмотреть их на примерах.
В ходе закрепления можно предложить задания, подобные тем, которые используются на ЕГЭ.
1. Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества. Субъектом данной деятельности являются
1) материальные возможности общества
2) изучающие литературу студенты
3) пути использования ресурсов
2. Соотнесите особенности деятельности с её видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Особенности |
Виды деятельности |
1) Создание необходимых людям благ 2) Наличие воображаемой обстановки 3) Обязательное использование языка 4) Необходимость специальной подготовки |
A) Игра Б) Общение B) Труд |
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
1 |
2 |
3 |
4 |
Домашнее задание
Учебник, § 5, документ к параграфу, вопросы к документу, вопросы для самопроверки.
Учащимся с невысоким уровнем подготовки: задания к параграфу № 1, 2, 3.
Хорошо подготовленным учащимся: 1) на основе материалов СМИ и Интернета сформулировать самостоятельно условие задания, аналогичное условию задания № 1; 2) подготовить к обсуждению в классе эссе по высказыванию (на выбор по желанию): а) данному в рубрике «Мысли мудрых»; б) «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие — самая трудная вещь на свете» (И. В. Гёте); 3) разработать проект «Мотивы учебной деятельности учащихся» (на примере учащихся разного возраста из своей школы).
Учащимся, проявившим интерес к теме, можно рекомендовать: Обществознание: учеб. для 10 кл.: профильный уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. — Гл. III. — § 17.