Политический конфликт - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Обществознание 11 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Политический конфликт - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Цели и задачи: 1) познакомить с особенностями политических конфликтов, показать этапы эскалации политического конфликта, определить пути урегулирования и разрешения конфликтов; 2) развивать у учащихся умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать у учащихся отношение к политическим конфликтам, задуматься о развитии толерантности.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: урок-практикум.

Ход уроков

I. Организационный момент

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу (50 лет). За завтраком жена подумала: «Вот уже 50 лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю часть хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе маслом верхнюю половину хлеба, а другую отдала мужу. Против ее ожидания, он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал: «Моя дорогая, ты доставила мне сегодня самую большую радость. Вот уже много лет я не ел самую любимую мной нижнюю половину хлеба. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь».

Действительно, в жизни очень важны взаимопонимание и умения обсуждать проблемы, не допускать конфликтных ситуаций. Поговорим о природе политических конфликтов сегодня на уроке.

Тема урока: «Политический конфликт».

План уроков

1. Источники и значение конфликтов в политике.

2. Развитие политического конфликта.

3. Урегулирование конфликтов.


II. Изучение нового материала

1. Источники и значение конфликтов в политике

В наши дни нередки конфликты, вызванные политическими проблемами. Приведите примеры политических конфликтов.

Политический конфликт - это столкновение, противоборство субъектов политики. В основе конфликта - расхождение политических интересов, ценностей. Целью такой борьбы является реализация этих интересов и целей в сфере государственной власти.

- Предположите, из каких проблем общества могут возникать политические конфликты. (Примерный ответ. 1. Политические конфликты вырастают из нерешенных социальных противоречий в экономической сфере, в социальной сфере, в сфере культуры. 2. Возникают в результате развития собственно политических противоречий между государственной властью и местным самоуправлением между государством и обществом, между различными элементами политической системы; между элитой и контрэлитой, политической элитой и массой и т. д. 3. Противоречия возникают вследствие непродуманной национальной политики неравного распределения власти, политических прав и свобод и т. д.)

- Как вы считаете, возникновение политических конфликтов - это закономерный процесс?

Жизнь доказывает, что своевременное выявление и разрешение противоречий способствует предотвращению конфликтных ситуаций, и наоборот, невнимание и равнодушие властей к проблемным ситуациям общества могут стать источником политических конфликтов.

Разбившись на группы, обсудите вопрос о роли конфликтов в жизни общества. Свое мнение аргументируйте.

(По ходу проверки задания выстраивается схема.)



- Работая с материалом учебника на с. 268, заполните таблицу «Типы политических конфликтов».


Типы политических конфликтов


Тип конфликта

Сущность

Первый

Связан с распределением материальных ресурсов, средств государственного бюджета, доступом к власти, величиной налогового бремени и т. д. («конфликт интересов»), В этом случае положение и интересы различных социальных групп порождают стремление изменить в свою пользу возможности удовлетворения своих потребностей. Такие конфликты относительно легче других поддаются регулированию

Второй

Коренится в расхождении мнений людей по вопросу о базовых ценностях и политических идеалах («конфликт ценностей»). Может, например, возникнуть конфликт между той частью общества, которая поддерживает принципы демократии, ориентируется на рыночную экономику, и той его частью, которая разделяет антидемократические ценности и идеалы. Поскольку в этих случаях действует правило «или-или», их регулирование затруднено

Третий

Характеризуется выдвижением на первый план принадлежности людей к той или иной общественной группе («конфликт идентичности»). Субъект политики при этом отождествляет себя не со всем обществом, не со всем народом страны, а с тем или иным этносом, определенной религиозной группой и т. п. Тогда конфликт может возникнуть по разделительной линии «наши-не наши», что становится преградой на пути общенационального объединения. Это порождает особые трудности для его разрешения


2. Развитие политического конфликта

Как же возникает конфликт? Как протекает?

Работая с пунктом 2 § 26, исследуйте, как развивается конфликт, чем характеризуются этапы эскалации политического конфликта. Ответьте на следующие вопросы:

- Какие этапы протекания конфликта вы можете назвать?

- Что собой представляет этап скрытого от общественности периода обострения противоречий?

- К чему приводит этот этап?

- Как называется второй этап протекания политического конфликта?

- В чем его сущность?

- Какие основные черты он имеет?

- Охарактеризуйте процесс эскалации конфликта.

- В чем опасность этого этапа, если одной из сторон является государственная власть?

- Что такое бунт? Определите его отличительные черты. Приведите примеры.

- Что такое мятеж? Чем он отличается от бунта?

- Что такое восстание? Каковы его отличительные черты?

- Что такое гражданская война? Вспомните ее характерные особенности.

- К чему приводят международные конфликты? Приведите примеры.

- Сделайте общий вывод о причинах возникновения бунтов, мятежей, восстаний и войн.

Перед вами фрагмент документа. Внимательно его изучите и ответьте на вопросы к нему.

Рабочий материал

Мо-цзы (V в. до н. э.)

Ныне правители царств знают лишь о любви к своему царству и не любят другие царства, поэтому всеми силами страны стремятся нанести удар другой стране. Ныне главы семейств знают лишь о любви к своей семье, но не любят другие семьи, и поэтому, не брезгуя ничем, всеми силами семьи стремятся разграбить другую семью. Если отсутствует взаимная любовь между людьми, то непременно появляется взаимная ненависть; если правитель и его подчиненные не питают взаимной любви, то нет милости и верности; если между отцом и сыном нет взаимной любви, то нет родительской любви и почитания родителей; если между братьями нет взаимной любви, то нет согласия между ними...

Вопросы

1. Когда и где был написан этот документ и как он отражает традиции страны, которую представляет автор?

2. В чем, по мнению автора, главная причина конфликтов?

3. Можно ли говорить об актуальности взглядов автора сегодня?


3. Урегулирование конфликтов

Итак, мы выяснили, что неразрешенные проблемы могут иметь трагические последствия. К счастью, современное общество выработало методы предупреждения, регулирования и разрешения конфликтов. Исследуем их.

Познакомьтесь с суждениями немецкого философа и социолога XX в. Дарендорфа о регулировании конфликтов и ответьте на вопросы.

Рабочий материал

1. Переговоры, т. е. создание органа, в котором конфликтующие стороны регулярно встречаются с целью ведения переговоров по всем острым темам, связанным с конфликтом, и принятия решения установленными способами, соответствующими обстоятельствам (большинством, квалифицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно). Однако редко бывает достаточно только этой возможности: переговоры могут остаться безрезультатными. В такой ситуации рекомендуется привлечение третьей стороны, т. е. не участвующих в конфликте лиц или инстанций.

2. Наиболее мягкой формой участия третьей стороны является посредничество, т. е. соглашение сторон от случая к случаю выслушивать посредника и рассматривать его предложения. Несмотря на кажущуюся необязательность этого образа действий, посредничество (например, Генерального секретаря ООН, федерального канцлера и т. д.) часто оказывается в высшей степени эффективным инструментом регулирования.

3. Тем не менее часто необходимо сделать следующий шаг к арбитражу, т. е. к тому, что либо обращение к третьей стороне, либо в случае такого обращения исполнение ее решения является обязательным. Эта ситуация характеризует положение правовых институтов в некоторых (в частности, международных) конфликтах.

4. В случае, если для участников обязательно как обращение к третьей стороне, так и принятие ее решения, обязательный арбитраж находится на границе между регулированием и подавлением конфликта.

Этот метод может иногда быть необходим (для сохранения формы государственного правления, возможно, также для обеспечения мира в международной области), но при его использовании регулирование конфликтов как контроль их форм остается сомнительным.

Нужно подчеркнуть еще раз, что конфликты не исчезают путем их регулирования. Там, где существует общество, существуют также конфликты. Однако формы регулирования воздействуют на насильственность конфликтов. Регулируемый конфликт является в известной степени смягченным: хотя он продолжается и может быть чрезвычайно интенсивным, он протекает в формах, совместимых с непрерывно изменяющейся социальной структурой. Возможно, конфликт является отцом всех вещей, т. е. движущей силой изменений, но конфликт не должен быть войной и не должен быть гражданской войной. Пожалуй, в рациональном обуздании социальных конфликтов заключается одна из центральных задач политики.

Вопросы

1. Назовите способы урегулирования конфликта.

2. Какую из двух позиций в оценке общественного конфликта разделяет автор? Подтвердите свое мнение словами из документа.

3. Какова роль посредничества в урегулировании конфликта? Почему автор называет его мягкой формой участия третьей стороны? В чем состоит отличие арбитража от посредничества?

4. Почему обязательный арбитраж рассматривается как форма, находящаяся на границе между регулированием и подавлением конфликта?

5. Как вы думаете, что дает автору основание утверждать, что конфликты не исчезают путем их регулирования? Согласны ли вы с этим утверждением? На чем основана ваша точка зрения?

(По ходу ответов учащихся выстраивается схема.)




III. Итог уроков

Германский государственный деятель Людвиг Эрхард сказал: «Компромисс - это искусство разделить пирог так, чтобы каждый был уверен, что лучший кусок достался ему».

- Можно ли это суждение отнести к компромиссу в политическом конфликте? Аргументируйте свой ответ. Поясните его на примере.

- Прочитайте стихотворение-притчу Руми «Рассказ о винограде».

Вот как непонимание порой

Способно дружбу подменить враждой,

Как может злобу породить в сердцах

Одно и то ж на разных языках.

Шли вместе тюрок, перс, араб и грек.

И вот какой-то добрый человек

Приятелям монету подарил

И тем раздор меж ними заварил.

Вот перс тогда другим сказал: «Пойдем

На рынок и ангур приобретем!»

«Врешь, плут, - в сердцах прервал его араб, -

Я не хочу ангур! Хочу эйнаб!»

А тюрок перебил их:

«Что за шум, друзья мои?

Не лучше ли узюм?»

«Что вы за люди! - грек воскликнул им. –

Стафиль давайте купим и съедим!»

И так они в решении сошлись,

Но, не поняв друг друга, подрались.

Не знали, называя виноград,

Что об одном и том же говорят.

Невежество в них злобу разожгло,

Ущерб зубам и ребрам нанесло.

О, если б стоязычный с ними был,

Он их одним бы словом помирил.

«На ваши деньги, - он сказал бы им, -

Куплю, что нужно всем вам четверым.

Монету вашу я учетверю

И снова мир меж вами водворю!

Учетверю, хоть и не разделю,

Желаемое полностью куплю!

Слова несведущих несут войну,

Мои ж - единство, мир и тишину».

Вопросы

1. Каков основной смысл данной притчи? Каким образом ее смысл связан с проблемой мирных взаимоотношений между народами?

2. Почему возникают столкновения между народами? Каким образом их можно предотвратить?


Домашнее задание

Выучите § 26, выполните задания.






Для любых предложений по сайту: [email protected]