Обществознание 11 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Духовный мир личности - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Цели и задачи: 1) показать сущность и значение патриотизма и гражданственности, типы мировоззрения; 2) развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к духовной жизни общества.
Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: урок-проблема.
Ход уроков
I. Организационный момент
В повседневной жизни в окружающих людях мы видим прежде всего внешнюю сторону, и именно по ней формируем свое представление о новых знакомых: красивый это человек или невзрачный, улыбчивый или хмурый, добродушный или сердитый. Но по прошествии времени, после длительного общения внешность уже не будет играть для нас определяющей роли. О близких людях говорят: «Главное в человеке - не внешность, а душа». Кто-то может не согласиться с этим высказыванием, возразить: «Главное - не внешняя красота или душа. Все зависит от ума, мыслительных качеств. От дурака толку мало, а умный, пусть даже недобрый и некрасивый, всегда найдет свое место в жизни». Но вряд ли с таким рассуждением можно безоговорочно согласиться. Все-таки ум должен быть добрым, душевным, и силы своего ума человек должен направлять на хорошие дела и поступки.
Попробуем поискать ответы на эти непростые вопросы.
Тема урока: «Духовный мир личности».
План уроков
1. Духовный мир и духовность.
2. Мировоззрение - ядро духовной жизни.
3. Менталитет человека.
II. Изучение нового материала
1. Духовный мир и духовность
Ф. М. Достоевский писал: «Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека... ибо страх как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают общие законы, т. е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой-то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин».
- Как вы понимаете слова писателя?
Мы только что пришли к выводу о том, что всю свою жизнь человек неустанно работает над своим духовным миром.
- Что же включает в себя духовный мир человека?
(По ходу ответов учащихся выстраивается схема.)
Духовность - личное качество человека, обладающего богатым духовным миром.
Легок или труден путь к духовности? Послушайте притчу и ответьте на этот вопрос.
Однажды Сократ со своими учениками шел по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия. Увидевший это владелец увеселительного заведения спросил у философа:
- Сократ, что ты так стараешься? Посмотри, стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне.
На что Сократ ответил:
- Конечно, потому что ты зовешь их вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания.
Попробуем создать графическую модель духовной личности.
- Объясните созданную модель духовной личности.
- Что бы вы поставили на первое место? Почему?
- Назовите важнейшие элементы человеческой духовности. (Мораль, патриотизм, гражданственность, мировоззрение.)
Попробуем понять разницу между понятиями «патриотизм» и «гражданственность». Разбейтесь на две творческие группы и создайте портрет Патриота и портрет Гражданина. Представьте свою работу наглядно.
Следовательно, духовный мир личности является сложной системой, включающей в себя ряд элементов:
1) духовные потребности, заключающиеся в знаниях о себе, о мире, о смысле и назначении своей жизни;
2) эмоции, выражающие отношение человека к полученным знаниям;
3) ценности жизни и культуры, жизненную ориентацию человека, его индивидуальный выбор.
2. Мировоззрение - ядро духовной жизни
Помните странную фразу из песни Ю. Визбора: «Дороги трудны, но трудно без дорог». Что означают эти слова?
На жизненном пути человека стоят своеобразные ориентиры: нравственные и мировоззренческие. Именно они показывают человеку направления его движения. Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение. Чем оно отличается от других элементов духовного мира?
Отличительные черты мировоззрения:
• представляет собой взгляд человека не на какую-нибудь отдельную сторону мира, а именно на мир в целом;
• отражает отношение человека к окружающему его миру.
Следовательно, мировоззрение - это целостное представление человека о природе, обществе, самом себе, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Мировоззрение носит исторический характер, т. е. определяется исторической эпохой с присущими ей:
• уровнем знаний;
• наличием проблем;
• духовными ценностями и зависит от нее.
Работая с пунктом 2 § 29, заполните таблицу «Классификация типов миповоззрения».
Классификация типов мировоззрения
Мировоззрение |
Сущность |
Обыденное |
Возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека - и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры - и в этом его слабость |
Религиозное |
Мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей. Слабая сторона религиозного мировоззрения - проявление иногда непримиримости к другим жизненным позициям. Большую опасность, особенно в современных условиях, представляет фундаментализм - религиозный экстремизм, фанатизм. Религиозному мировоззрению иногда свойственно недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование |
Научное |
Включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношений человека с естественной и искусственной средой обитания. Но научное мировоззрение также имеет достоинства и недостатки. К его достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что изучение духовного мира человека еще не заняло в науке подобающего ему места. Человек, человечество, человечность - это поистине глобальная проблема настоящего и будущего. Разработка данной триады - задача неисчерпаемая, но ее неисчерпаемость требует не отстранения, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современного научного поиска, призванного обогащать мировоззрение |
Вопросы:
- Назовите типы мировоззрения.
- Что положено в основу подобной типологии?
- Проанализируйте типы мировоззрений.
- Какие перспективы открываются перед человечеством?
- Какую роль играет мировоззрение в жизни человека?
- Скажите, какую роль играет воля и ответственность при выработке того или иного мировоззрения. Свой вывод аргументируйте.
3. Менталитет человека
Мы уже говорили о ментальности русского народа. Пришла пора дать характеристику менталитета личности.
Менталитет - это специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность.
Разбившись на группы, попробуйте дать характеристику- анализ следующих профессий: первая группа - учителя; вторая группа - юриста; третья группа - банкира; четвертая группа - военного; пятая группа - художника.
При выполнении задания обратите внимания на сущностные черты ментальности указанных профессий.
- Что сближает и различает эти группы?
- Чем определяется тот или иной менталитет?
III. Итог уроков
Разбившись на группы, подумайте, в чем, на ваш взгляд, состоит взаимодействие между духовной жизнью общества и внутренним миром человека. Попробуйте выстроить логическую схему взаимодействия указанных компонентов и объяснить ее.
Домашнее задание
Выучите § 29, выполните задания.