Обществознание 11 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Целостность и противоречивость современного мира - СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП МИРОВОГО РАЗВИТИЯ
Цели и задачи: 1) познакомить с сущностью глобальных проблем, показать причины их появления, пути решения данных проблем; 2) развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к глобальным проблемам человечества, ответственность за будущее планеты Земля.
Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип урока: урок-поиск.
Ход урока
I. Организационный момент
Один голубь постоянно менял гнезда. Неприятный запах, исходивший от этих гнезд, был невыносим для него. Он горько жаловался на это
мудрому, старому, опытному голубю. А тот все кивал головой и наконец сказал: «Оттого, что ты постоянно меняешь гнезда, ничего не изменится. Измени свою жизнь. Обрати внимание на грязь, которую ты разводишь в гнезде. Не гнезда плохи, а твое отношение к ним».
Да, существует древняя пословица: «Плоха птица, что гнездо свое марает». Давайте задумаемся: а что мы сами делаем для сохранения природы? Сейчас даже появился термин «мусорная цивилизация», который отражает тяжелую современную ситуацию.
Что же можно сделать ее для исправления ситуации? Поговорим об этом на уроке.
Тема урока: «Целостность и противоречивость современного мира».
План урока
1. Глобальные проблемы современности.
2. Экологическая проблема.
3. Демографическая проблема.
4. Проблема взаимоотношений Севера и Юга.
II. Изучение нового материала
1. Глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы человечества охватывают всех землян, невзирая на их различия, касаются всех и каждого. Современный человек наконец-то осознал, что Земля не так велика, как ему казалось прежде. Мир хрупок, хрупка жизнь человека и всех обитающих на нашей планете существ. Многое надо решить человечеству для продолжения своего существования. Озоновые дыры, невероятная солнечная активность, глобальное изменение климата, парниковый эффект, истощение ресурсов - все это только малая толика того, что угрожает жизни на Земле.
Работая со схемой, дайте характеристику глобальных проблем.
2-4. Экологическая проблема. Демографическая проблема. Проблема взаимоотношений Севера и Юга
Для повышения эффективности работы разбейтесь на группы, каждая из которых исследует и анализирует глобальные проблемы человечества по следующему плану:
1. История возникновения проблемы.
2. Причины возникновения.
3. Особенности.
4. Формы проявления.
5. Последствия.
6. Пути решения.
Первая группа - экологическая проблема.
Вторая группа - демографическая проблема.
Третья группа - проблема взаимоотношения Севера и Юга.
(По ходу проверки на доске выстраивается схема.)
III. Итог урока
- Нередко можно слышать утверждение о том, что природа сама справится с возникающими экологическими проблемами. Насколько справедливым представляется вам подобное утверждение? Обоснуйте свой ответ.
Не так давно Ж. Эллюль утверждал: «Присутствие иммигрантов, сопровождаемое распространением в Европе ислама, несомненно, приведет к деградации всего западного общества. В результате безрассудства, которое мы проявляем уже в течение 20 лет, Запад окажется еще через 20 лет в таком же положении в мировом масштабе, как сегодня белое меньшинство в ЮАР перед лицом черного большинства».
- Что вы думаете по поводу этого высказывания и что вы могли бы возразить известному французскому мыслителю?
- В последние годы в телевизионных передачах, в прессе довольно часто можно встретить утверждения о том, что мы становимся членами единого, но находящегося на грани гибели планетарного сообщества. Разделяете ли вы такую пессимистическую оценку?
- Научно-технический прогресс способен дать ключ к разрешению всех глобальных проблем. Согласны ли вы с подобной точкой зрения?
Домашнее задание
Выучите § 39, выполните задания.