Обществознание 11 класс - поурочные разработки
Социальное взаимодействие - МОДУЛЬ «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА»
Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает,
что другие не могут обойтись без него, ошибается еще больше.
Ф. Ларошфуко
Цели: познакомить с сущностью и формами социального взаимодействия; развивать умение давать оценку; воспитывать потребности в самореализации и саморазвитии личности.
Ход уроков
I. Организационный момент
С рождения человек нуждается в общении с другими людьми. Наукой установлено, что с 1,5-2-месячного возраста развитие ребенка происходит исключительно в общении со взрослыми. По мере взросления общение становится такой же потребностью, как вода и пища. Неслучайно у всех народов самым тяжелым наказанием является одиночное тюремное заключение, которое применяется как наказание за тяжкие преступления.
В 1957 г. в пустыне Туркмении был найден мальчик. Ему было пять лет, и почти все эти годы он провел в стае волков. Приговор обследовавших его врачей был суров - умственная недоразвитость. Мальчика поместили в психиатрическую больницу. Ему дали имя Джума Джумаев и начали перевоспитывать. Мальчика учили говорить, а не выть; есть руками, а не лакать из чашки; ходить, а не бегать на четвереньках. Впервые человеческое слово он произнес в 10 лет. К 15 годам Джума мог читать и писать, рассказывать о своей жизни в волчьей стае. Джума до самой своей смерти провел в психиатрической больнице, но так и остался Маугли.
- Как вы думаете, где был более счастлив Джума: в стае волков или среди людей?
II. Изучение нового материала
План
1. Социальное взаимодействие и его структура.
2. Поведение как социальная категория.
3. Основные формы социального взаимодействия.
1. Социальное взаимодействие и его структура
Социальное взаимодействие равнозначно понятию «социальное поведение». Это любое действие, поступок, акт в системе человек - человек. При этом человек выступает как представитель большой социальной группы, имеющий определенный круг прав и обязанностей; каждый из них использует социальные символы и значения в соответствии со своей социальной ролью и конкретной ситуацией. Например, один и тот же человек в разных ситуациях может быть сыном для своих родителей и отцом для своего ребенка.
(Учитель предлагает проиграть социальное взаимодействие в следующей ситуации: утро, переполненный автобус, пассажиры, кондуктор.)
2. Поведение как социальная категория
(При объяснении материала учитель акцентирует внимание учащихся на следующих выводах.)
Поведение - процесс взаимодействия человека с окружающей средой как совокупность движений, деяний и т. п.
Произвольное поведение:
• наличие целей;
• осознание возможности их достижения;
• знание способов и методов реализации целей.
Непроизвольное поведение:
• биологические рефлексы;
• не имеет сознательного плана;
• реализуется на основе неосознанных побуждений.
Социальная роль - модель поведения, ориентированная на определенный статус.
Психосоматическая - поведение зависит от биологических потребностей, культуры человека.
Психодраматическая - поведение человека зависит от требований социального окружения.
Социальная - личность ведет себя так, как ожидают от представителя той или иной социальной категории.
Самореализация - реализация личностью своих внутренних возможностей и способностей в процессе активности (деятельность + поведение).
Основные модели самореализации:
• нигилистическая;
• карьеристская;
• потребительская.
3. Основные формы социального взаимодействия
Человек гуляет в осеннем парке, где под его ногами шуршит листва. И даже со стороны видно, как ему комфортно и уютно быть наедине с собой.
Между двумя подругами произошел резкий телефонный разговор. Одна из них закрылась в своей комнате, когда к ней заглянула сестра с напоминанием об ужине, она накричала на сестру.
- Чем эти действия отличаются друг от друга? (Во втором случае действие направлено на другого человека и вызвало его ответную реакцию.)
(Учащиеся находят определение социального воздействия в учебнике и записывают его в тетради.
Далее учитель перечисляет три основные формы взаимодействия (кооперация, конкуренция, конфликт) и просит привести соответствующие примеры. Особое внимание следует уделить анализу стихийных форм коллективных действий, особенно паники. В этом случае обязательно использовать соответствующие материалы по учебной дисциплине «Обеспечение безопасности жизнедеятельности». Самый оптимальный вариант - провести интегрированный урок «Обществознание - ОБЖ - экономика».)
III. Закрепление изученного материала
- Выскажите собственное суждение по поводу высказывания философа в контексте темы урока.
• Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить.
• Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать.
• Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существуют предательства и войны.
- Что такое поступок и почему он возможен только при наличии свободы действий? (Поступок как социологическая категория предполагает добровольность совершения действий.)
- Молодежь - понятие не только возрастное, но и социальное. Проанализируйте поведение разных групп молодежи в социальном взаимодействии современного российского общества.
Домашнее задание
1. § 8 (Кравченко).
2. § 17 (Боголюбов).