Обществознание 11 класс - поурочные разработки
Уроки контроля и тренинга ЕГЭ - МОДУЛЬ «ДУХОВНАЯ СФЕРА»
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся; формировать технические навыки выполнения заданий ЕГЭ.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Выполнение заданий частей А и В
Учитель напоминает, что часть А включает задания, в которых 4 варианта ответа, только один из них правильный. Ответы отмечаются в бланке ответов № 1. Под номером выполняемого задания поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа. Учитель подчеркивает, что в реальном ЕГЭ у каждого участника будет свой пакет заданий, не имеющий аналога с другими заданиями для учащихся, находящихся в одной аудитории.
В бланке № 1 также отмечаются ответы заданий части В. Ответ необходимо дать в виде слова, последовательности букв или цифр.
Вариант 1
ЧАСТЬ А
А1. Подчеркивая многообразие, сложность и неоднородность общества, ученые характеризуют его как:
1) систему;
2) часть природы;
3) материальный мир;
4) цивилизацию.
А2. Верны ли суждения?
А. В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные качества личности, поощряются инициатива и предприимчивость.
Б. В индустриальном обществе коллективные начала преобладают над частными интересами.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А3. Изучению внутреннего духовного мира человека посвящена наука:
1) этика;
2) психология;
3) философия;
4) эстетика.
А4. Все то, что создано человеком на протяжении всей его истории, называется:
1) общество;
2) культура;
3) искусство;
4) цивилизация.
А5. Искусство как элемент духовной сферы человеческого общества характеризует признак:
1) отражение действительности в образно-символической форме;
2) выполнение функции социального управления;
3) опора на веру в сверхъестественное;
4) всестороннее объяснение событий и явлений.
А6. Верны ли суждения?
А. Достижения элитарной культуры и массовой культуры не взаимодействуют друг с другом.
Б. Потребители элитарной культуры могут проявлять интерес к достижениям массовой культуры.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А7. Предписания снимать пальто и шляпу при посещении театра, не шуметь во время спектакля иллюстрируют социальные нормы:
1) этикета;
2) морали;
3) права;
4) традиций и обычаев.
А8. Утверждение «Если весна была полноводной, то лето будет урожайным» служит примером:
1) научного наблюдения;
2) народной приметы;
3) логического умозаключения;
4) научного закона.
А9. Элитарную культуру характеризует признак:
1) ориентация на извлечение прибыли;
2) навязывание упрощенных «версий жизни»;
3) нацеленность на социальную борьбу;
4) доступность узкому кругу знатоков.
А10. Область духовной деятельности человека, направленная на постижение закономерностей развития природы, общества и мышления, называется:
1) искусство;
2) наука;
3) религия;
4) паранаука.
А11. Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты - это:
1) культура;
2) цивилизация;
3) духовная культура;
4) наука.
А12. Первоначальное значение слова «культура» - это:
1) создание искусственных материалов;
2) способы обработки земли;
3) правила поведения в обществе;
4) духовный мир личности.
А13. Основными функциями культуры являются:
1) регулирующая функция (регулирование поведения человека, образцы поведения и ценности);
2) образовательно-воспитательная функция (уровень культуры личности определяется приобщением к культурному наследию);
3) интегративная функция (культура сплачивает людей, обеспечивает целостность общества);
4) все перечисленные выше.
А14. Новаторство в культуре - это:
1) сохранение лучших элементов старого в культуре, приращение культурного богатства в процессе творчества, создание нового в культуре, что приобретает общественную значимость;
2) передача культурных ценностей от поколения к поколению;
3) накопление и передача неповторимых художественных произведений, научных открытий, идей;
4) возвышение искусства над политикой, наукой, моралью.
А15. Мировой религией является:
1) зороастризм;
2) буддизм;
3) индуизм;
4) кришнаизм.
А16. Верны ли суждения?
А. Высокая сложность содержания и формы отличает произведения народной культуры.
Б. Идеи социального протеста часто присутствуют в произведениях элитарной культуры.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А17. Преемственность в развитии культуры отражает пример:
1) проектирование здания фондовой биржи;
2) создание скульптуры царя Петра I;
3) съемка фильма «Пираты Карибского моря»;
4) традиция встречи Нового года.
А18. Право на свободу совести осуществляется при выборе:
1) выпускником школы рабочей специальности;
2) религиозных или атеистических убеждений;
3) технической направленности получаемого образования;
4) профиля открываемой фирмы.
А19. Верны ли суждения?
А. Человеческую культуру называют второй (искусственной) природой.
Б. Способом решения экологических проблем современного общества является отказ от развития научных исследований.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А20. Новаторство в развитии культуры отражает пример:
1) прочтение классического романа;
2) изобретение персонального компьютера;
3) рождественское гадание;
4) проведение церковного обряда.
А21. Слова «триллер», «шоумен» отражают продукты, произведенные в рамках культуры:
1) массовой;
2) элитарной;
3) народной;
4) экранной.
Правильные ответы: A1-1, А2-1, А3-2, А4—2, А5-1, А6-2, А7-1, А8-2, А9-4, А10-2, A11—1, А12-2, А13-4, А14-1, А15-2, А16-2, А17-4, А18-2, А19-1, А20-2, А21-1.
ЧАСТЬ В
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
(Ответ: профессиональное.)
В2. Какие положения являются неверными?
1) все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой;
2) культура представляет меру человеческого в человеке;
3) каждое поколение отбирает культурные традиции и ценности, накапливает и сохраняет их;
4) каждое поколение создает свои образцы культуры, не опираясь на опыт предшествующих поколений;
5) вера в Бога для каждого человека должна стать обязательной.
(Ответ: 4, 5.)
В3. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: к каждой позиции, данной в первом столбике, подберите соответствующую позицию из второго столбика.
Явление духовной жизни Формы культуры
1) концерт этнографического ансамбля А) народная
2) компьютерная игра Б) элитарная
3) былины об Илье Муромце В) экранная
4) концерт симфонической музыки
5) выставка авангардной живописи
(Ответ: 1-А, 2-В, 3-А, 4-Б, 5-Б.)
В4. Потребности человека, заключающиеся в познании окружающего мира, творческом самовыражении и нравственном самосовершенствовании, называются:
(Ответ: духовные.)
Вариант 2
ЧАСТЬ А
А1. Социологи называют массовую культуру коммерческой, потому что она:
1) способна приносить прибыль;
2) формирует мировоззрение;
3) объективно отражает события и процессы;
4) нацеливает на социальные изменения.
А2. Примером этических норм в науке служит высказывание:
1) «Возлюби ближнего своего как самого себя»;
2) «Платон мне друг, но истина дороже»;
3) «На Бога надейся, а сам не плошай»;
4) «Не сотвори себе кумира».
А3. Верны ли суждения?
А. Культурой называют совокупность всего созданного человечеством на протяжении всей своей истории.
Б. Культурой называют все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все их результаты.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А4. Совокупность всего того, что создано человеком, обозначается понятием:
1) общество;
2) культура;
3) искусство;
4) цивилизация.
А5. Развитие природы, общества и мышления в наиболее обобщенном виде изучает:
1) искусство;
2) наука;
3) религия;
4) мировоззрение.
А6. Верны ли суждения?
А. Духовная деятельность современного человека изменяет все, что существует в природе.
Б. Формой существования и передачи духовной культуры могут быть только материальные предметы.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А7. Известно, что многие слова русского языка пришли в него из других языков. Данный факт из истории культуры свидетельствует:
1) о сохранении самобытности;
2) возрождении традиций;
3) национальной изоляции;
4) взаимном обогащении.
А8. К области гуманитарных относится наука:
1) физика;
2) химия;
3) история;
4) анатомия.
А9. Преемственность в развитии культуры иллюстрирует пример:
1) изучение в школе «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского;
2) изобретение самолета братьями Райт;
3) создание новой технологии обработки камня;
4) проектирование телевизионной башни.
А10. Только искусству как виду духовной деятельности свойственно:
1) устанавливать закономерности развития природы и общества;
2) создавать принципиально новые отрасли производства;
3) отражать действительность в понятиях;
4) утверждать ценность личностного образного восприятия мира.
A11. Верны ли суждения?
А. Высокая сложность содержания и формы отличает произведения народной культуры.
Б. Идеи социального протеста часто присутствуют в произведениях народной культуры.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А12. Согласно российским законам религиозное обучение запрещается проводить:
1) факультативно в любом учебном заведении;
2) частным образом на дому;
3) в некоторых негосударственных учебных заведениях;
4) на обязательных уроках в общеобразовательной школе.
А13. Верны ли суждения?
А. Средства массовой информации в современном обществе знакомят население страны с достижениями культуры и искусства.
Б. Средства массовой информации в современном обществе влияют на формирование общественного мнения.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А14. К национальным религиям относится:
1) католицизм;
2) православие;
3) иудаизм;
4) ислам.
А15. В деятельности фольклорных музыкальных коллективов проявляется форма культуры:
1) массовая;
2) народная;
3) экранная;
4) элитарная.
А16. Кинофильмы этого российского режиссера критика относит к явлению элитарной культуры:
1) Н. Михалков;
2) Э. Рязанов;
3) А. Тарковский;
4) В. Наумов.
А17. Термин «культура» первоначально означал:
1) создание искусственных материалов;
2) правила поведения в обществе;
3) естественную среду обитания;
4) способы обработки земли.
А18. Какое положение характеризует явление новаторства в культуре:
1) передача культурных ценностей от поколения к поколению;
2) накопление и передача неповторимых художественных произведений, научных открытий, идей;
3) сохранение лучших элементов старого в культуре, приращение культурного богатства в процессе творчества, создание нового в культуре, что приобретает общественную значимость;
4) правильного ответа нет.
А19. Культура, которую создают анонимные авторы, часто не имеющие профессиональной подготовки, называется:
1) элитарной;
2) духовной;
3) массовой;
4) народной.
А20. Какие этические нормы и принципы являются универсальными для ученых?
1) научная честность и корректность в сборе экспериментальных данных;
2) отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований;
3) отстаивание своих научных данных в любой научной среде;
4) все перечисленное выше.
А21. Право на свободу совести предполагает:
1) открытие собственного дела;
2) выбор выпускником школы рабочей специальности;
3) выбор религиозных или атеистических убеждений;
4) обучение в специализированной школе.
Правильные ответы: А1-1, А2-2, А3-3, А4—2, А5-2, А6-4, А7-4, А8-3, A9-1, А10-4, А11—4, А12-4, А13-3, А14-3, А15-2, А16-3, А17-4, А18-3, А19-4, А20-4, А21-3.
ЧАСТЬ В
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме:
(Ответ: христианской.)
В2. Найдите в приведенном списке средства массовой информации и запишите цифры в порядке возрастания.
1) аналитический сборник статей;
2) телеграфная станция;
3) телевизионный канал;
4) проведение театрального фестиваля;
5) концерт эстрадной музыки;
6) ежедневная радиопередача.
(Ответ: 1, 3, 6.)
В3. Приведите три примера проявления интеграции культуры в современном мире.
В4. Участие радиостанции в информационной поддержке фестиваля «Старые песни о главном» является проявлением...».
(Ответ: массовой культуры.)
Перед звонком с урока учитель собирает письменные работы.
Домашнее задание
Повторить основные термины.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Выполнение заданий части С
Учитель напоминает, что задания с развернутым ответом выполняются на бланке № 2. Сначала записывается номер задания, а затем развернутый ответ на него.
Вариант 1
С1. Русский писатель Л. H.Толстой применил принцип ненасилия к сферам общества: естественно-природной, житейско-нравственной, государственно-политической. Он считал, что насилие, как бумеранг, вызывает ответное насилие, общество пытается покарать зло (этому служат тюрьмы, армия, суд), но зло не исчезает, а множится. Л. H. Толстой сформулировал теорию о том, как возможно победить зло.
Как называется эта теория?
Назовите великих людей прошлого, придерживавшихся таких же идей.
С2. Опираясь на теоретические знания и сведения, полученные из средств массовой информации, приведите два примера глобализации культуры.
Прочитайте текст и выполните задания С3-С6.
Массовая культура
Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации привело к созданию нового феномена - массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство - все это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально ориентирует (будь то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции - это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру, - это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.
В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс»... Понятие «средний класс» стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот «средний класс» стал и стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.
Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятие напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у... зрителя, слушателя, читателя, что в свою очередь формирует особый тип - пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека.
А. А. Радугин
С3. Каковы, по мнению автора, причины появления массовой культуры?
С4. Кто является потребителем массовой культуры?
С5. Назовите, используя Ваши знания из курса обществознания и повседневного опыта, формы проявления массовой культуры.
Сб. Каковы цели расширения и развития массовой культуры?
Вариант 2
С1. «Наука никого не может научить тому, что он должен делать, она указывает только на то, что он может или что он хочет совершить» (М. Вебер).
Каково место науки среди иных форм духовной сферы?
С2. Приведите два примера, когда новое в искусстве не противостоит старому.
Прочитайте текст и выполните задания С3-С6.
В США растет этническое и культурное многообразие населения. Но и в мультикультурной модели есть свои минусы. В частности, белые из группы большинства превращаются в меньшинство. В результате они начинают активно бороться за свою культурную идентификацию: открываются специальные клубы для белых, поднимают голову ультранационалистические организации. Но у нее есть и несомненные плюсы: дети учатся друг у друга обычаям и традициям чужого народа; живьем, а не по учебникам они знакомятся с культурной географией мира. Где еще можно найти такую уникальную лабораторию культурного опыта?
Неузнаваемо преобразились современные города, где в супермаркетах можно купить продукты и одежду из любого уголка мира, отведать в ресторанах национальное кушанье на любой вкус, выбрать в магазине книгу о любой стране и культуре. Параллельно процессу усиления культурного разнообразия и культурного плюрализма в развитых странах, каждая из которых, в том числе и большинство европейских стран, похожа на географический атлас в миниатюре, идет процесс глобализации культуры. Что это значит?
Мультфильмы Уолта Диснея или песни «Битлз», доллары и имена голливудских кинозвезд знают сегодня практически во всех странах мира, даже в племенных объединениях Африки. К ним приобщаются с помощью телевидения и радио.
К. Клакхон
С3. Назовите две тенденции современного этнического и культурного развития.
С4. Приведите два собственных примера, иллюстрирующих процесс глобализации культуры.
С5. Объясните, почему автор называет США «уникальной лабораторией культурного опыта».
Сб. Объясните, что такое культурный плюрализм? Приведите три примера из современной жизни, иллюстрирующих такое явление.
Вариант 3
С1. Л. Н. Толстой писал: «Кто научился размышлять, тому трудно веровать».
В чем сходство и в чем различие науки и религии?
С2. Перечислите не менее трех основных направлений современной музыки и приведите соответствующие примеры.
Прочитайте текст и выполните задания С3-С6.
Вопреки сложившемуся мнению о том, что к высокой культуре больше тяготеют пожилые, нежели молодежь, эмпирические исследования показывают, что медиана возраста посетителей музеев равна 31 году, а исполнительских искусств - 35 годам, в среднем по стране по всем видам искусства она равняется 28 годам. Таким образом, потребителями ценностей высокой культуры в Америке является в основном молодежь. Различия между искусствами состоят в том, что аудитория художественных галерей, театра и балета более молодая, а оперы и симфонических оркестров более пожилая. Еще убедительнее данные по Великобритании: аудитория высокой культуры в Англии моложе, чем в Америке.
Большинство исследований выявляет сильную связь между уровнем образования и приобщенностью к высокой культуре. Аудитория высокой культуры включает главным образом профессоров, учителей, ученых, студентов, журналистов и артистов. Она непопулярна среди политиков, бизнесменов, инженеров и прочих технократов. Напротив, аудитория массовой культуры ранжируется в обратном порядке. На той и другой шкале средние позиции занимают менеджеры и служащие. В целом основную аудиторию высокой культуры составляют так называемые профессионалы (врачи, ученые, юристы, преподаватели).
Т. Кэндо
С3. Назовите сферы общества, о взаимоотношениях которых идет речь в тексте.
С4. О каких двух формах культуры идет речь в данном отрывке?
С5. Опираясь на текст отрывка и знания курса обществознания, приведите один-два примера проявления каждой из этих форм культуры.
Сб. Назовите факторы, влияющие на отношение людей в Америке к культуре. Укажите любые три.
Вариант 4
С1. Н. Г. Чернышевский писал: «Отвергать прогресс - такая же нелепость, как отвергать силу падения».
Всегда ли, с вашей точки зрения, прогресс есть положительное явление?
Как соотносятся мораль и технический прогресс?
С2. Перечислите функции, которые выполняет культура в современном обществе. Приведите не менее трех примеров, иллюстрирующих проявление этих функций.
Прочитайте текст и выполните задания С3-С6.
С позиций гуманизма человек - это не просто продукт социальных обстоятельств, а свободное существо, субъект деятельности, познания и творчества...
Гуманизм как определенная система ценностных ориентаций и установок, доведенный до логического конца, получает значение общественного идеала. В этом смысле человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается полная реализация всех его потенций, достигается гармония в социально-экономической и духовной жизни. Реализация принципов гуманизма означает проявление в различных сферах общественной жизни человеческого начала. Общечеловеческое начало противостоит групповому, классовому, националистическому и выступает как определенная система ценностей, которая имеет значение для всего человечества. В этом контексте гуманизм можно определить как систему идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и человеческой личности в частности.
А. А. Радугин
С3. В чем особенность гуманистического понимания человека?
С4. Используя ваши знания по истории и обществознанию, назовите исторический период, связанный с возникновением гуманизма.
С5. Приведите не менее трех аргументов, подтверждающих мысль, содержащуюся в выделенном в тексте предложении.
С6. Приведите несколько (не менее трех) примеров художественных произведений (литературы, живописи, музыки и др.), выражающих идею гуманизма в искусстве.
Задание С7 (предлагается на все варианты одинаковое).
Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.
Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.
С7.1 «Помни: только эта жизнь имеет цену» (из литературных памятников Древнего Египта).
С7.2 «Дела должны вести нас к счастью. Но где нет справедливости, нет счастья» (древнеиндийская мудрость).
С7.3 «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (А. Дистервег).
Домашнее задание
Темой для эссе взять свой любимый афоризм.