ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

Обществознание 11 класс - Поурочные разработки

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов:

личностных:

— понимание необходимости использования нравственных норм для оценки политического поведения различных субъектов политики и личного поведения;

— выбор цивилизованной формы политического поведения в современном обществе, связанной с выполнением социальной роли гражданина как субъекта политики, понимание того, что бездействие также является формой политического поведения;

— осознание необходимости соблюдения политических и правовых норм, определяющих границы политического поведения в демократическом обществе, недопустимости политического экстремизма;

метапредметных:

— умение осуществлять осознанный выбор адекватной формы политического поведения в демократическом обществе;

— умение выполнять познавательные и практические задания, связанные с характеристикой и оценкой политического поведения субъектов политики;

— умение продуктивно общаться и взаимодействовать, используя различные цивилизованные формы политического поведения;

предметных:

— владение понятиями «политическое поведение», «политическое участие», «политический экстремизм», классификация форм политического поведения и способов его регулирования;

— умение анализировать политическое поведение и давать ему оценку в зависимости от формы;

— умение прогнозировать последствия выбора формы политического поведения;

— умение применять полученные знания о многообразных формах политического поведения при оценке текущих и исторических событий и при выборе собственной формы политического поведения.

Задачи занятия:

1) раскрыть понятия «политическое поведение», охватывающее как действие, так и бездействие субъектов политики в определённых условиях, и «политическое участие»;

2) выявить связи политического поведения с политической идеологией и политической психологией;

3) охарактеризовать формы политического поведения;

4) показать сущность политического экстремизма как недопустимой формы политического поведения;

5) подвести учащихся к выводам о необходимости соблюдения нравственных, политических и правовых норм, определяющих границы политического поведения в демократическом обществе.

II. Место темы в системе учебных занятий

Тема является прямым продолжением предшествующей, поскольку политическое поведение во многом предопределяется политическим сознанием. Значение темы состоит в том, что она непосредственно выходит на практические проблемы политической жизни.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Василенко И.А. Политология: учеб, для бакалавров. — М., 2013. — Гл. 8, раздел 8.1.

Гаджиев К. С. Политология. Базовый курс: учеб. — М., 2011. — Гл. 24.

Соловьёв А. И. Политология: политическая теория, политические технологии: учеб, для вузов. — М., 2010. — Гл. 5.

Оборудование

Схемы «Многообразие форм политического поведения», «Регулирование политического поведения», таблица «Современные политические идеологии».

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

Целесообразно вначале рассмотреть основные идеи темы, а затем провести практическое занятие.

Ход занятия

Мотивационный этап

Для мотивации учащихся целесообразно обратиться к вопросам учебника или поставить вопрос: как проявляются взгляды и интересы человека по отношению к политике? Можно также использовать высказывание К. Маркса из материалов к предыдущему уроку: «Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу». Полезно напомнить учащимся суть общего понятия «поведение», которое актуализируется с помощью соответствующей статьи в школьном словаре.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Многообразие форм политического поведения.

2. Политический терроризм.

3. Регулирование политического поведения.

1. Изучение первого вопроса можно организовать в двух вариантах: 1) изложение учебного материала учителем с элементами беседы; 2) самостоятельное изучение учащимися текста первого раздела параграфа с составлением развёрнутого плана. План изложения материала при выборе первого варианта может быть таким:

1) Сущность политического поведения:

а) политическое поведение как взаимодействие с социальной средой, различными общественно-политическими силами;

б) мотивы политического поведения.

2) Формы политического поведения (объяснение материала с привлечением информации учебника и схемы «Многообразие форм политического поведения»).

3) Политическое участие. Электоральное поведение гражданина.

Многообразие форм политического поведения

При работе со схемой целесообразно обратить внимание на основания классификации форм политического поведения. В частности, они могут рассматриваться с точки зрения преемственности, целевой направленности, соответствия правовым нормам и т. п. Поэтому одно и то же действие по разным основаниям может быть отнесено одновременно к нескольким формам. Например, пикет у здания законодательного собрания с требованием принять закон о создании необходимых условий для местного самоуправления может быть отнесён и к открытым, и к традиционным, и к конструктивным, и к групповым, и к нормативным формам политического поведения. А перекрытие транспортной магистрали группой лиц, протестующих против задержки зарплаты, может быть признано открытым, групповым, протестным, отклоняющимся поведением.

При изложении вопроса желательно каждую форму иллюстрировать примером. Если учащиеся работали самостоятельно, составленные ими планы зачитываются и корректируются. Затем им самим предлагается привести соответствующие примеры.

Особого внимания требуют вопросы электорального поведения, экстремистского поведения, а также анализ поведения в толпе.

2. Проблема международного терроризма была изучена в 10 классе. Если учащиеся получили соответствующее задание на повторение, на уроке можно заслушать рассказ одного из них о сущности международного терроризма и использовать его в качестве опоры для выявления специфики политического терроризма. Если задание на повторение не было предусмотрено учителем, проблема может быть раскрыта в логике учебника. Соответствующий раздел параграфа характеризует сущность политического терроризма, его причины, анализирует данное явление с позиций политической психологии, указывает на его международный характер.

В учебнике даётся одно из возможных определений политического терроризма. Учитель может также привести следующее определение: незаконное использование насилия или угрозы насилия (убийства, взрывы, захваты самолётов, зданий, заложников и т. д.) на негосударственном уровне против личности или против собственности, для изменения курса правительства или запугивания гражданского населения либо любой его части в целях достижения политических или социальных целей. (См.: Новая философская энциклопедия. В 4 т. — М., 2001. — Т. 4. — С. 57.) В этом случае целесообразно сопоставить оба определения и обратить внимание учащихся на главные признаки терроризма: насилие, используемое с политической целью, и устрашение.

Полезно также соотнести два понятия: экстремизм и терроризм. Поскольку в отношении экстремизма в научном сообществе нет единства мнений, приведём один из подходов к выявлению связи двух названных понятий: «Не всякий политический экстремизм может быть назван терроризмом, а лишь тот, который допускает (и реально применяет) политически мотивированное насилие против гражданского населения. Таким образом, терроризм является разновидностью политического экстремизма в его крайнем — насильственном проявлении» (Дробижева Л. М., Пайн Э.А. Социальные предпосылки распространения экстремизма и терроризма // Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом / Под ред. В. Н. Кудрявцева. — М., 2002. — С. 40).

Поскольку учащиеся знакомы с фактами применения политического террора в истории, возможна работа по выявлению отличий современного терроризма от имевшего место, например, в России во второй половине XIX в. Если в прошлом террористические акции совершались по отношению к отдельным представителям власти, то сегодня жертвами террора становится большое число людей, случайно оказавшихся на месте осуществления террористических действий. В прошлом террор осуществлялся в масштабах отдельных государств, современный терроризм принял международный характер.

Естественно, учащиеся могут вспомнить террористические акции в Москве, Нью-Йорке, Лондоне, Мадриде и других местах, но задача урока не в обмене впечатлениями, а в осмыслении этих и других подобных событий.

Исследователи отмечают наличие таких подходов к пониманию современного терроризма:

— терроризм — это не обычное уголовное преступление, а некое «сверхпреступление», бороться с которым обычными методами практически невозможно;

— терроризм не просто явление новой эпохи, а некая форма войны, т. е. продолжение или ведение войны другими методами и способами, характеризующимися применением всех доступных в данный момент средств для достижения поставленной цели;

— терроризм — это сложное социально-политическое явление, в основе которого лежит спектр социальных противоречий и которое включает экстремистскую террористическую идеологию, а также структуру для проведения террористических действий. (См.: Ермаков С. М. Понятийные аспекты терроризма // Терроризм — угроза человечеству в XXI веке. — М., 2003. — С. 55—57.)

Рассматривая причины международного терроризма, учитель может напомнить учащимся, что многие учёные связывают его с неравномерностью развития преуспевающих и экономически отсталых стран, с нищетой населения многих стран «третьего мира», со стремлением к перераспределению жизненных ресурсов и природных богатств, с острой завистью, неприязнью и ненавистью одних культур, стран или социальных и этнорелигиозных групп по отношению к другим культурам, странам или группам, которые богаче, сильнее, для представителей которых характерно более обеспеченное и престижное положение. Терроризм рассматривают также как уродливый ответ на проявляющееся в процессе глобализации навязывание чуждого образа жизни, чужой культуры и системы ценностей, мировосприятия и миропонимания, как проявление стремления к сохранению своей национальной (религиозной) идентичности. Эксперты указывают также на несовпадение этнических и религиозных границ, возникновение в связи с этим территориальных и политических претензий одной нации или конфессии к другой. Отмечают и стремление той или иной этнорелигиозной группы захватить государственную власть путём отделения (суверенизации) части территории от остальной страны. (См.: Иванов В. Н. Феномен терроризма // Социально-гуманитарные знания. — 2005. — № 3.)

Психологический аспект проблемы терроризма привлекает внимание многих исследователей. Они считают, что террористы не составляют единую психологическую группу, но отмечаются их некоторые характерные черты, в том числе:

— преобладание озлобленности, злопамятности, подозрительности; раздражительность, нетерпимость;

— поиск источников личных проблем вне себя;

— высокий уровень тревожности, ощущение окружающего мира как враждебного;

— групповой нарциссизм, когда принадлежность к какой-то группе — классовой, национальной, религиозной — воспринимается как высшая ценность при одновременном снижении ценности других групп; преданность своей группе, подчинение ей, часто слепое следование её предписаниям;

— жажда самоутверждения и признания в своей среде.

Раскрывая международный характер современного терроризма, целесообразно напомнить, что ему присуща сетевая структура: в разных странах мира существует множество ячеек, образующих международную сеть.

3. Изучение вопроса идёт с опорой на схему, представленную в учебнике. Возможны два варианта изучения способов регулирования политического поведения.

1-й вариант. Самостоятельная работа учащихся с текстом соответствующего раздела параграфа. В этом случае им предлагается подумать над следующими вопросами: 1) Почему необходимо законом установить границы политической свободы? 2) В чём состоит связь между утверждением в общественном сознании демократических ценностей и политическим поведением? 3) Почему наличие политических организаций увеличивает возможность регулирования политического поведения? 4) Почему политические знания и информированность о событиях благоприятно влияют на политическое поведение? 5) Какие качества политических лидеров оказывают воздействие на политическое поведение их сторонников?

2-й вариант. Выявление способов регулирования политического поведения в процессе беседы. В такой беседе могут быть поставлены вопросы: 1) Каким образом государство регулирует поведение людей? Как оно может регулировать использование политических свобод? 2) При каком условии общественное мнение будет противодействовать политическому экстремизму? 3) В каких формах политического поведения — стихийных или организованных — люди яснее сознают ответственность за свои действия? 4) Какую роль в регулировании политического поведения могут играть политическое образование и средства массовой информации? 5) Как на политическое поведение могут влиять политические лидеры? 6) Какую роль в регулировании политического поведения могут играть политические партии?

Этап закрепления

Практические выводы должны быть глубоко осмыслены учащимися. Первый из них побуждает оценивать политическое поведение — собственное и других участников политического процесса — с позиций демократических принципов, политических и правовых норм. Второй — предупреждает об увлечениях экстремистскими лозунгами и образцами поведения, о легкомысленной доверчивости к политическим деятелям, играющим на неопытности молодёжи, её импульсивности, склонности к решительным действиям. Третий вывод ориентирует на обоснованный и ответственный выбор форм и методов политического действия, не допускающий эмоциональных срывов и аффективного поведения.

Если запланировано практическое занятие, то можно предусмотреть для него следующие виды деятельности учащихся:

— анализ и оценку актуальных примеров политического поведения. Для этого учащимся даётся задание: на основе сообщений СМИ подобрать примеры политического поведения политических лидеров и рядовых участников политического процесса. Для этого учащиеся при наличии ИКТ могут использовать информацию ленты новостей на одном из интернет-сайтов (например, rian.ru, lenta.ru, newsru.com, vesti.ru). Учитель может также подготовить газетные материалы или предложить для обсуждения известные учащимся события политической жизни и т. д. На практическом занятии найденные в СМИ или предложенные примеры обсуждаются с точки зрения: а) их соответствия понятию «политическое поведение»; б) их классификации, т. е. отнесения к определённым формам политического поведения; в) их соответствия демократическим принципам и правовым нормам;

— работу с документом, включённым в параграф, с обсуждением вопросов и заданий к нему;

— работу с текстом И. А. Ильина «Свобода и демократия» из «Дидактических материалов» (с. 63—64), если этот документ не был рассмотрен в 10 классе;

— выполнение заданий 1—5 к параграфу.

Домашнее задание

Учебник, § 27. Вопросы для самопроверки. В качестве индивидуального домашнего задания или задания по выбору для мотивированных учащихся: эссе по афоризму рубрики «Мысли мудрых».






Для любых предложений по сайту: [email protected]