Мы — многонациональный народ - Родина

Обществознание 6 класс - поурочные разработки

Мы — многонациональный народ - Родина

Тема включает ряд фундаментальных для нашего сознания и морали гуманистических идей: мы — многонациональный народ; мы — единый народ; национальность не является ни заслугой, ни недостатком человека; к каждой национальности нужно относиться с уважением. Все идеи взаимосвязаны.

Специфику данного урока составляет особая идейная нагрузка. Сама тема наций и межнациональных отношений относится, как известно, к числу не только объективно сложных, но и весьма деликатных. Урок, конечно, не требует какой-то особой методики. Однако дети должны постоянно чувствовать исходящую от учителя доброжелательность, уважение, понимание.


План изучения нового материала

1. Что говорит закон.

2. Мы — дети разных народов, мы — один народ.

3. Многонациональная культура России.

4. Что такое национальность.

Урок целесообразно начать с обсуждения ответов на вопросы рубрики «Вспомни». Далее учитель выдвигает и обосновывает идею о том, что мы, россияне, — единый народ. На основе этой идеи строится разговор о национальности, об отношении человека к людям своей национальности и к людям другой национальности. Далее рекомендуем обратиться к тексту Конституции и прочитать слова, которыми она начинается: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...» Затем обсудить с ребятами ответы на следующие вопросы:

1. Почему, по вашему мнению, эта фраза стоит самой первой в главном законе нашей страны?

2. Какое это имеет значение?

3. Как вы понимаете ее смысл?

Выслушав ответы, учитель предлагает классу задание прочитать в учебнике первые четыре абзаца в разделе «Мы — дети разных народов, мы — один народ». Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Что означают слова «многонациональный народ»?

2. Чем вы подтвердите, что наша страна многонациональная?

3. Какие выводы вы можете сделать, изучив карту?

4. Какой народ был основателем и главным строителем нашего огромного государства?

Выслушав ответы учащихся, учитель кратко, в рамках текста учебника, должен разъяснить мысль об исторической и о культурной миссии русского народа, его роли в качестве созидателя страны. В результате проделанной работы учащиеся будут подготовлены к ответу на вопрос в конце раздела.

Далее следует перейти к изучению рубрики «Многонациональная культура России».

Учитель объясняет, что вместе с русской культурой национальные культуры народов России составляют великое духовное богатство нашей Родины. Он предлагает классу перейти к конкретным примерам о том, как складывается многонациональная культура. Этот момент работы представляется очень важным как в плане просвещения, так и воспитания: включается механизм эмоционального познания.

Следует предложить учащимся самим прочитать в учебнике текст, где приведены строки из стихотворения Расула Гамзатова, и ответить на вопросы. Затем учащиеся познакомятся с многонациональным коллективом авторов, создавшим песню на эти стихи.

Далее учащиеся читают материал о творчестве Степана Эрьзи.

По разделу «Мы — дети разных народов, мы — один народ» можно организовать работу по нескольким вариантам.

Вариант 1. Учитель начинает урок с рассказа об иностранцах, судьба которых тесно переплелась с судьбой России. Затем классу предлагается обратиться к рубрике «Жил на свете человек» и познакомиться с романтической судьбой пушкинского прадеда Абрама Ганнибала.


Дополнительный материал

Абрам Петрович Ганнибал — «Арап Петра Великого», прадед (по матери) Пушкина. В биографии много невыясненного. Сын владетельного князька, родился примерно в 1696 году в Северной Эфиопии. На восьмом году жизни похищен турками и привезен в Константинополь, откуда примерно в 1705—1706 годах русский посол привез его в подарок Петру I, любившему «редкости и курьезы». Петр крестил арапа, и с тех пор тот был неотлучно при царе и сопровождал его во всех походах.

В 1716 году поехал с Петром I за границу и остался во Франции учиться в Инженерной школе. Проучившись полтора года, поступил во французскую армию, воевал и был ранен. В 1723 году вернулся в Россию и служил инженер-поручиком бомбардирской роты, где капитаном был сам Петр I. После смерти Петра I стал в оппозицию Меншикову, за что в 1727 году был отправлен в ссылку в Сибирь. Служил в Томске и Тобольске, а в 1730 году переведен капитаном в Инженерный корпус, где и числился до увольнения в отставку в 1733 году. С воцарением Елизаветы вернулся в 1741 году на государственную службу. Дослужился до чина генерал-аншефа, награжден имениями. Окончательно вышел в отставку в 1762 году, а умер в 1781 году.

Обладал природным умом и выказал недюжинные способности как инженер. По преданию, помог Суворову избрать военную карьеру, убедив отца отдать сына в армию.

Женат был дважды, первый брак — неудачный. Вторым браком был женат на немке Кристине Шеберг. В 1749 году у них было шестеро детей. Его старший сын — Иван Абрамович Ганнибал — стал морским офицером, был участником Русско-турецкой войны 1768—1774 годов, отличился в битве под Чесмою и при взятии крепости Наварин (в Греческом архипелаге), основал крепость Херсон и, так же, как отец, стал генерал-аншефом (умер в 1801 году).

Дочь другого сына — Осипа Абрамовича (Надежда Осиповна) — была матерью Пушкина. Иван Абрамович стал ее опекуном, после того как отец бросил семью.

О своем происхождении Пушкин упоминал в стихотворениях «К Юрьеву», «К Языкову», «Воспоминания в Царском Селе», «Моя родословная», а также в незаконченном историческом романе «Арап Петра Великого», в примечаниях к 1-й главе «Евгения Онегина», автобиографических записках.


Вариант 2. Следует начать с рассказа о судьбе Ганнибала и подкрепить его чтением рубрики «Жил на свете человек». Знакомство с портретами А. П. Ганнибала и А. С. Пушкина станет мостиком к дальнейшему разговору о путях, приводивших иностранцев в Россию, и об их судьбах на новой родине.

Итогом всей этой работы должен стать вывод о том, что наша Родина росла и пополнялась людьми разными путями и что мы, россияне, конечно, не представляем одной нации. Однако все мы составляем один многонациональный народ России и у нас единая судьба.

Этот вывод хорошо подкрепляется философскими стихами Ф. И. Тютчева, приведенными в рубрике «Поэтическое слово». Рекомендуем учителю пояснить, что в этом стихотворении поэт в художественной форме передает спор двух противоположных сторон о том, какими путями можно «скрепить» (сохранить, составить) единство. Одна сторона — некий «оракул», т. е. прорицатель, предсказатель (здесь чувствуется скрытая ирония автора), считает, что «спаять» единство можно только «железом и кровью», иначе говоря, только путем насилия, оружия и т. д. Другая сторона — «мы» (к ней, очевидно, принадлежит сам поэт) — утверждает, что сделать это можно любовью, т. е. путем добра, доброго отношения к окружающим.

А завершается стихотворение строкой, которую можно понять и как вопрос, и как утверждение: «А там посмотрим, что прочней...» Тон этой строки говорит, что сам поэт уверен именно в силе любви.

Прокомментировав таким образом содержание стихотворения, учитель предлагает классу ответить на следующий вопрос: «Какое национальное единство будет более прочным: спаянное кровью или любовью?» Ответ на него предложите искать в строках Тютчева.

При изучении раздела «Что такое национальность» можно сразу предложить классу прочитать в учебнике первый абзац и ответить на вопрос: «Что такое национальность?»

Затем целесообразно учителю самому объяснить современный взгляд на вопрос о том, кто должен определять национальность человека и по каким признакам. В сильном же классе можно предложить учащимся прочитать следующие два абзаца и самим ответить на поставленный ранее вопрос.

При любом варианте организации работы можно завершить ее, задав вопрос: «Почему национальность не является заслугой человека или его недостатком?» Поиск ответа на этот вопрос является одной из основных задач урока.

Ход рассуждений учителя может быть примерно следующим: «Национальность — это вопрос личной судьбы, она идет от родителей и страны, в которой человек родился, а также той культуры, которую он усвоил. Она всегда остается вопросом глубоко личным, внутренним, духовным.

Говорить о какой-то хорошей или плохой нации — значит поступать некорректно. Если вспомнить знаменитую библейскую историю о Вавилонской башне, то там сказано, что сам Бог разделил людей на «различные языки». В чем был умысел Божий — нам, людям, судить трудно, а может быть, и невозможно. Если же исходить из научных представлений, то на развитие наций повлияли многие условия — географические, экономические, исторические, культурные. Само же развитие общества, а значит, и наций — явление объективное, не зависящее от наших желаний и прихотей. Вот почему унижать или возвышать какую-либо нацию — дело глупое и оскорбительное. Нет на свете плохих или хороших наций — есть плохие или хорошие люди, совершающие плохие или хорошие поступки. Вот за свои поступки человек действительно несет ответственность, и их действительно можно оценивать.

Безусловно, у человека может быть чувство гордости за свой народ, культуру, родину. Такие чувства мы называем патриотическими. Это прекрасные, высокие чувства, ибо они основаны на любви. Поэтому настоящий патриотизм не может стать поводом для оскорбления других народов. В противном случае это уже не патриотизм, а шовинизм, от которого недалеко и до фашизма.

А личная заслуга каждого из нас измеряется только тем, что мы сумеем создать своим трудом и своим талантом».

При изучении рубрики «Учимся уважать людей любой национальности» учитель должен отметить, что существуют правила, которые четко говорят о том, как нужно относиться к людям другой национальности. Можно организовать комментированное чтение четырех правил, приведенных в учебнике. В ходе этой работы делаются записи учителем на доске, учащимися в тетради.

Или учитель может заранее подготовить плакат (постер) с правилами, вывесить его на доске и организовать обсуждение. В ходе работы учащиеся делают краткие записи в тетрадях.






Для любых предложений по сайту: [email protected]