Брейн-ринг на тему «Общество - большой “дом” человечества» - ОБЩЕСТВО - БОЛЬШОЙ «ДОМ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко

Брейн-ринг на тему «Общество - большой “дом” человечества» - ОБЩЕСТВО - БОЛЬШОЙ «ДОМ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Цели и задачи: в игровой форме обобщить и закрепить знания учащихся по теме “Общество — большой “дом“ человечества”; привить навыки практического применения полученных теоретических знаний и умений в ходе урока-игры типа “Брейн-ринг”;

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать черты общества и его четырех сфер; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: доска с расписанными раундами игры и колонками для подсчета баллов, цветные карточки, учебник, словарь экономических терминов.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Учащихся необходимо заранее проинформировать о предстоящей игре и указать материал, необходимый для повторения. Объявляется тема игры. Учащиеся делятся на две команды. Каждая из них выбирает капитана, который руководит подготовкой команды к игре. Назначаются помощники для заполнения таблицы результатов. Каждая команда получает цветную сигнальную карточку, поднятие которой означает готовность команды дать ответ.

2. Брейн-ринг проводится в пять раундов — четыре основных и один финальный.

3. Каждый раунд имеет свою систему начисления баллов. Сумма баллов, полученных командой за каждый раунд, заносится в таблицу результатов. Капитан оценивает участие каждого игрока команды и, следуя количеству баллов, ставит оценку участнику игры.

II. Игра “Брейн-ринг”

Раунд 1. “Разминка”

Командам предлагается ответить на вопросы ведущего. Право ответа получает та команда, которая раньше подняла сигнальную карточку. Если данная команда допустила ошибку, то она не получает баллы, а право ответа на поставленный вопрос переходит к команде соперников. Стоит оговорить с учащимися, что за ответ на вопросы этого раунда можно заработать 1, 3 или 5 баллов в зависимости от сложности вопроса. Причем все вопросы расположены в порядке возрастания сложности. Максимальное количество баллов в этом раунде — 30.

Вопросы 1 раунда

1. В чем состоит смысл разных значений понятия “общество”? Приведите примеры. (1 балл.)

2. О какой сфере общества идет речь в следующем предложении? Свой ответ аргументируйте. (1 балл.)

Если эта сфера общества не выполняет своих задач, то уровень жизни людей резко снижается, не хватает денег на выплату зарплаты и пенсий, появляется безработица, растет преступность.

3. Объясните разные значения понятия “экономика”. (1 балл.)

4. Чем различаются физический и умственный труд? (3 балла.)

5. Составьте список пяти самых распространенных и пяти самых редких профессий. (3 балла.)

6. Почему досуг человека является зеркалом его работы? (3 балла.)

7. Сравните внутреннюю и внешнюю политику государства. В какой из них могут участвовать рядовые граждане? (3 балла.)

8. В чем заключается смысл разделения властей? (3 балла.)

9. О каких теориях происхождения государства вам известно? (5 баллов.)

10. Почему в обществе существует социальное неравенство? Какие положительные и отрицательные стороны есть у этого явления? (5 баллов.)

11. Раскройте смысл высказывания: “Культура — сложная система, создававшаяся тысячами поколений людей”. (5 баллов.)

12. Докажите, что духовные богатства общества и культурное наследие тесно связаны между собой. Приведите примеры. (5 баллов.)

13. Завершите схему “Основные типы обществ”. (1 балл.)

14. Дайте характеристику реформистского и революционного путей развития общества. (3 балла.)

Раунд 2. “Решите кроссворд”

Каждая команда заранее составляет кроссворд. Они ими обмениваются. За каждое верно угаданное слово команда получает по 1 баллу. Время на выполнение задания — 5 мин.

Раунд 3. “Ты — мне, я — тебе”

Каждая команда должна в течение 3—5 мин подготовить 5 вопросов для команды-соперника. В результате жеребьевки команды по очереди начинают обмениваться вопросами. За составленные вопросы команде начисляется от 0 до 5 баллов (в зависимости от количества вопросов). Команда-соперник, ответившая правильно на поставленный вопрос, также зарабатывает по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Раунд 4. Черный ящик

На стол каждой команды ставят черный ящик и лист-задание с описанием того, что находится внутри. Участники по предложенному описанию должны в течение 1 мин угадать, что находится в черном ящике. В случае верного ответа каждая команда получает 5 баллов.

Задания

1-й ящик

А я хочу, а я хочу опять

И то, и это раз по 25.

Мне нужно это и еще вон то,

В моих желаньях много всякого. (Потребности.)

2-й ящик

Она бывает массовой, народной,

Религиозной, светской, бесподобной.

Дает образование и воспитание,

Развитие и благосостояние. (Культура.)

3-й ящик

Что делает человека человеком?

Об этом рассуждали век от века.

Что человеку нужно и зачем?

Потребность эта вечная всех тем.

Чтобы ответить на многие вопросы,

Способности свои вам преподносит

Через задатки, гениальность и талант

Тот человек, который мыслит, как гигант.

Он познает не только мир, но и себя

Самопознанием, наполнив свое Я.

И это многое помогает ему,

Освоить тему новую,

Где связан тесно он с природой

Которую беречь он должен год от года.

Вы поняли, какой расклад.

И теме следующей, надеюсь, будет каждый рад.

Она дает нам жизнь и красоту,

Гармонию и чистую среду.

Определите сами эту тему,

Что связывает нас с ней ежедневно. (Человек и природа.)

Раунд 5. “Суперигра”

Команде, одержавшей победу по результатам предыдущих раундов, нужно определить наиболее эрудированного игрока команды. Для этого необходимо составить как можно больше слов из слова “общество”. Составивший наибольшее количество слов признается сильнейшим игроком команды.

III. Подведение итогов урока

Учитель объявляет победителей игры “Брейн-ринг”, анализируются допущенные ошибки. После совещания капитаны дают общую оценку работы каждого члена команды. Выставляются итоговые оценки за урок.

Домашнее задание

Написать эссе на тему “Общество — большой “дом“ человечества”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]