Глобальные проблемы современности - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко

Глобальные проблемы современности - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Цели и задачи: познакомить учащихся с глобальными проблемами современности, выяснить их сущность; показать роль мирного сотрудничества всех стран в решении мировых глобальных проблем, место России в их разрешении; познакомить с терминами и понятиями: глобальные проблемы, терроризм, демография.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать глобальные проблемы современности; определять причины возникновения глобальных проблем и пути их решения; выявлять взаимосвязи современных глобальных проблем, составлять соответствующую схему; находить нужную социальную информацию в различных источниках; давать оценку взглядов, подходов, событий, процессов с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: осуществлять планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; осваивать навыки целеполагания, планирования, прогнозирования, оценки, саморегуляции; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; воспитание ответственности за свои решения.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: анализ.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Все мы обязаны своей жизнью нашей планете — прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед... нами, перед варваром-человеком. Получив неограниченную власть над природой и надменно упиваясь этой властью, он, считающий себя “венцом природы”, забыл, что сам является ее скромной частицей. “Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, — горестно восклицает писатель В. Астафьев, — что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого”.

Это золотые слова, вдумайтесь в них. Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Человечество лицом к лицу столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом, смертельная опасность которого стала особенно очевидной сейчас, когда тучи военного конфликта несколько поредели. Ресурсы планеты не умножаются, а иссякают. Катастрофически быстро загрязняются вода и воздух, при этом пригодной для питья воды становится все меньше. Превращаются в пески плодородные земли — главный источник нашей жизни. На глазах сокращается площадь лесов, дающих Земле кислород, стабилизирующих климат и циркуляцию вод. Повсеместно дают о себе знать химические загрязнения. В результате варварского хозяйствования человека буквально вываливаются на планету горы отбросов, удушающих все живое. Выбросы в атмосферу различных газов ускоряют парниковый эффект, истощают вокруг планеты озоновый слой.

Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей — они глобальны. Экологическая ситуация, например, на Урале может оказать воздействие на состояние окружающей среды во Флориде, а процессы, происходящие, скажем, в Калифорнии, способны повлиять на состояние живой природы на Дальнем Востоке. Пыль Сахары с помощью пассатов достигает берегов Южной Америки, а дыхание Чернобыля, к большому сожалению, ощутили и в некоторых странах Западной Европы.

Может ли кто-нибудь спрятаться (на острове, в бункере, в горах) от экологической беды? Наивный вопрос, скажете вы и будете правы.

Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: “Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля”. Пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скорбной надписью: “Каждый хотел лучшего для себя”.

(Статья из Интернета)

Вопросы к классу

— Как вы поняли смысл этого рассказа?

— Какое отношение он имеет к теме нашего урока?

(Ответы учеников.)

Тема урока: “Глобальные проблемы современности”.

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

1. Глобальные проблемы человечества: сущность, причины возникновения.

2. Глобальные проблемы современности.

а) Загрязнение окружающей среды и нехватка природных ресурсов.

б) Демографические проблемы и противоречия между богатыми и бедными странами.

в) Угроза войн и распространения ядерного оружия.

г) Международный терроризм.

III. Введение в новый материал

На прошлом уроке мы говорили о мировом сообществе, которое образовалось на Земле, в том числе и для того, чтобы сообща решать общие проблемы. С какими трудностями столкнулось человечество? Какие проблемы должны решать люди в XXI в.? Обсудим эти вопросы на нашем уроке.

IV. Работа по теме урока

1. Глобальные проблемы человечества: сущность, причины возникновения

Прочитайте название нашего урока и, используя прием “понятийное колесо”, подберите синонимы к слову “глобальный”. (Ответы учеников.)

Задание: воспользовавшись толковым словарем, найдите в нем определение термина “проблема”.

(По ходу выполнения задания составляется схема.)

Задание: работая с текстом рубрики “Советуем запомнить!” и схемой на с. 125 учебника, дайте определение термина “глобальные проблемы человечества” и выделите особенности глобальных проблем.

(Проверка выполнения задания.)

Итак, глобальными называют:

• проблемы, касающиеся всех стран, народов и социальных слоев;

• проблемы, приводящие к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае обострения угрожающие существованию человеческой цивилизации;

• проблемы, требующие для своего решения сотрудничества в общепланетном масштабе, общих действий правительств и народов.

Задание: прокомментируйте статистические данные. О чем они свидетельствуют?

Статистические данные

1. Без нынешней атмосферы, созданной парниковым эффектом, средняя температура на нашей планете была бы —15 С.

2. Сегодня уровень углекислого газа в атмосфере колеблется на отметке в 380 промилле, что на 25% больше, чем самый высокий показатель в природной среде.

3. 2005 г. был самым теплым за всю историю наблюдений. Восемь самых теплых лет на памяти человечества были с 1998 по 2005 г.

4. Ученые предсказывают повышение средней температуры на 2,5 С к 2100 г. В эпоху плиоцена (1,8 млн лет назад), когда температура на Земле была эквивалентна сегодняшней, уровень моря был на 3,5—4,5 м выше.

5. Геологи считают, что уровень моря может подняться на 20—60 см к концу столетия, если нынешние тенденции к потеплению будут продолжаться.

6. Количество белых медведей резко сократилось, и они уже фактически исчезли из естественной среды обитания, причем никакие изменения не могут спасти ситуацию.

7. Первые принудительные переселения в связи с последствиями изменения климата состоялись в 2007 г., когда 100 жителей тихоокеанского острова Тегу были эвакуированы в связи с повышением уровня моря и последующим затоплением.

8. Первый пик повышения температуры пришелся на период с 1900 по 1930 г., а второй проявляется постоянным повышением температуры начиная с 1970-х гг.

9. С 1950 г. арктические льды сократились на 15% и очень быстро исчезают. Ученые считают, что в Арктике первые грунтовые покровы появятся уже в начале 2040 г.

10. В 1910 г. в национальном парке Глейшер в штате Монтана было 150 ледников, сегодня из них осталось всего 27.

11. Площадь пустынь во всем мире растет в результате повышения температуры. В конце 2007 г. Австралия потеряла 25% урожая в связи с опустыниванием земель.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: используя знания, полученные в школе, материалы Интернета, СМИ, назовите проблемы, которые, с вашей точки зрения, являются глобальными для человечества.

(По ходу проверки выполнения задания составляется схема.)

Проблемный вопрос. Термин “глобальные проблемы человечества” впервые появился только в 1945 г. Как вы думаете, почему? Разве раньше люди не испытывали голод, не воевали между собой?

(Ответы учеников.)

Да, вы абсолютно правы в своих предположениях. Вторая мировая война показала всю опасность вооруженных конфликтов. А бомбардировка двух японских городов — Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 г., в результате которой пострадали те, кто не держал в руках оружие, а мирные люди — старики, женщины и дети, стала апогеем этого периода в жизни человечества. Последствия бомбардировки ощущаются и сегодня.

2. Глобальные проблемы современности

По данным различных источников информации, насчитывается до 100 глобальных проблем, и в рамках одного урока рассмотреть их все невозможно. Мы ограничимся лишь некоторыми из них. Я вам предлагаю остановиться на проблемах, которые касаются каждого жителя Земли.

Задание для первой группы: работая с текстом п. 2 § 15 учебника и дополнительным материалом, исследуйте проблему загрязнения окружающей среды и нехватки природных ресурсов.

Задание для второй группы: работая с текстом п. 3 § 15 учебника и дополнительным материалом, исследуйте демографическую проблему и противоречия между богатыми и бедными странами.

Задание для третьей группы: работая с текстом п. 3 § 15 учебника и дополнительным материалом, исследуйте проблему угрозы войн и распространения ядерного оружия.

Задание для четвертой группы: работая с текстом п. 2 § 15 учебника и дополнительным материалом, исследуйте проблему международного терроризма.

(По ходу проверки выполнения задания заполняется таблица.)

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Дополнительный материал для первой группы

Экология — это слово сегодня знают даже дети. Многих оно, к сожалению, почти не трогает (для них гром еще не грянул), и это ужасно: ведь человечество стоит в шаге от вселенской экологической катастрофы. Положение столь серьезно, что нужны небывалые идеи, усилия и материальные средства, чтобы предотвратить катастрофу.

Экологическая драма разворачивается на наших глазах: выбывают из оборота плодородные почвы, увеличивается площадь пустынь, иссякают пригодные для питья пресные воды, вырастают горы отбросов. Озоновая дыра и кислотные дожди. Чернобыль и Тримайл (трехмильный остров в США — место размещения одной из АЭС. В 70-е гг. XX в. там произошла серьезная катастрофа на станции), загрязненный Мировой океан и трагедия Амазонии... Одна американская газета писала, что третья мировая война уже фактически началась, она ведется против природы.

Стало понятно, что наука, техника и промышленность не могут создать рая на Земле. Автомобили, самолеты, стиральные машины, пластмассовые ведра и консервы для домашних животных - эти блага получены за счет многих истинных ценностей, подлинных источников существования — плодородной почвы, чистой воды, устойчивого климата.

Быстрыми темпами растет население Земли, а каждому человеку требуются пиша, одежда, крыша над головой. Ежегодный прирост населения — 88 млн человек, а лишено чистой воды 1,5 млрд людей — более четверти населения. Только в 1987 г. сгорело 8 млн га амазонского леса, что стоило миру 1/4 всего оксида углерода, выброшенного в атмосферу. Площадь земель, ежегодно превращаемых в пустыню, — 6 млн га (по другим данным, 11 млн га). Поголовье африканских слонов в 1979 г. составляло 1300 тыс., в 1989 г. — уже 600 тыс., а сегодня еще меньше. Для того чтобы очистить от грязи узкую полосу западногерманского шельфа Северного моря, надо будет истратить 10 млрд долл., это столько, сколько тратится за 40 дней на военные расходы ФРГ. И еще одно сравнение: стоимость одного ядерного испытания 12 млн долл., а за эти деньги можно было бы установить 80 тыс. ручных насосов, дающих жителям засушливых стран доступ к питьевой воде.

Крупный западный физик М. Оппенгеймер заявил, что не является преувеличением то, что глобальная экологическая проблема в ближайшие 40 лет будет определяющей, такой же, как “холодная война” в последние 40 лет. И “первый звонок” уже прозвучал — это необычно жаркое лето в последние годы, засуха во многих районах мира, опустошающие наводнения в Юго-Восточной Азии. Эти явления ускоряют осознание необходимости проведения экстремальных мер — локальных и глобальных.

Сегодня этой проблемой занимаются президенты и парламенты большинства стран мира, сегодня нет политических партий, способных устраниться от ее решения.

Однако озабочены этой проблемой далеко не во всех странах. Во многих государствах до вопросов сбережения планеты просто не доходят руки. С одной стороны, все больше людей здесь осознает остроту экологических проблем. С другой — проявляется сдержанное отношение развивающихся стран к абстрактной постановке экологических проблем.

Также в последнее время было замечено интенсивное разрушение озонового слоя, который защищает Землю от ультрафиолетового излучения. Над Антарктидой и над Арктикой появились озоновые дыры, и они увеличиваются в размерах, что грозит человечеству вспышкой рака кожи и глазных заболеваний. Также увеличение дозы ультрафиолетовых лучей может ослабить иммунную систему человека, а заодно уменьшить урожай, сократив тем самым продовольственное снабжение Земли. Гигантская дыра в озоновом слое атмосферы Земли над Антарктидой уже более чем вдвое превысила размеры Европы. Об этом сообщил бюллетень Всемирной метеорологической организации (ВМО).

Во многих частях света наблюдаются общая нехватка, постепенное уничтожение и растущее загрязнение источников пресной воды. К причинам, вызывающим эти явления, относятся необработанные надлежащим образом сточные воды и промышленные отходы, утрата естественных водосборочных площадей, исчезновение лесных массивов, неправильные методы ведения сельского хозяйства, допускающие смыв пестицидов и других химикатов в воду. Подобная практика наносит вред водным экосистемам и угрожает обитателям пресных рек и водоемов.

В развивающихся странах каждый третий житель страдает от недостатка питьевой воды и надлежащих санитарных условий — основных требований для здоровой и достойной жизни. В странах примерно 80% всех болезней и одна треть смертных случаев вызваны потреблением загрязненной воды.

Сколько средств нужно вообще для преодоления экологического кризиса Земли? Американский Институт всемирного наблюдения считает, что до конца столетия на эти цели надо потратить 770 млрд долл. Эта сумма кажется (да и на самом деле является) гигантской, но она намного меньше, чем военные расходы всех государств за один только год. Бывший министр обороны США Р. Макнамара сказал замечательные слова: “Я живу с репутацией человека, умеющего считать. Сегодня я говорю: безумство тратить фантастические средства на вооружение! Надо немедленно переключить их на спасение природы планеты от деградации”. Как говорится, здесь нечего добавить.

Дополнительный материал для второй группы

Рост численности населения планеты и проблемы, с ним связанные, — тема старая как мир. Снова высказывается опасение по поводу неконтролируемого роста населения в развивающихся странах. Так чем же грозят быстрые темпы роста населения Земли и как остановить людскую лавину?

Крупный американский ученый Л. Браун справедливо отмечает, что мир 90-х гг. XX в. следует делить на две группы: страны с неизменным или отсутствующим ростом населения и высоким уровнем жизни и страны, где население продолжает быстро расти, а условия жизни ухудшаются. Рекордсменом роста населения из всех континентов остается Африка (ежегодный прирост составляет около 2,8%, т. е. почти в 3 раза выше, чем в США), а внутри африканского континента — Кения, где годовой темп роста достигает 4,2%. Высоки темпы роста и на Ближнем Востоке (2,0%), на полуострове Индостан (2,5%).

И если при ожидаемом в середине XXI в. падении рождаемости население объединенной Германии будет меньше современного, то, по расчетам Л. Брауна, население, например, Нигерии (которое уже сейчас превышает 100 млн человек) стабилизируется где-то на уровне 532 млн человек. В 5 раз возрастет население бурно растущей Кении, страдающей от засух и голода Эфиопии и некоторых других государств.

Такой вариант можно назвать и социальной бомбой: бурный рост населения в мире нищеты, голода, болезней, неграмотности лишь увеличивает потенциал людских бедствий и приведет к политическим взрывам.

Население мира будет моложе нынешнего по составу, а это уже само по себе осложнит социальные вопросы. Омоложение уже идет - в развивающихся странах молодежь составляет почти 60% населения, в том числе дети до 15 лет — 40%. В одной только Мексике ежегодный приток новой рабочей силы составляет 1 млн человек (при долге страны более 100 млрд долл.).

Население будет другим и по религиозному составу. Предстоит огромный рост населения, исповедующего ислам: с 800 млн мусульман в 1980 г. до 4,4 млрд в 2100 г. А христианство, доминирующее в современном мире, увеличит число своих сторонников всего лишь с 1,4 млрд до 2,2 млрд человек.

Общество XXI в. будет еще более городским, повсеместно урбанизированным. И здесь возникнут новые соотношения: уже к 2020 г. три из пяти крупных городов мира (более 15 млн человек) будут приходиться на страны третьего мира — это Мехико (18 млн человек), Сан-Паулу и Калькутта. Здесь, видимо, появятся и неожиданные цифры, ибо “взрывная урбанизация” ведет к “трущобной урбанизации”.

Итак, главный способ смягчения демографической проблемы — как можно скорее стабилизировать численность населения Земли. Как это сделать?

Частичный ответ на этот вопрос дали итоги переписи 1990 г. в Китае, которую проводили 7 млн человек, число объектов которой превысило 1 млрд человек. Актуальность ее итогов определилась тем, что КНР довольно давно проводит демографическую политику, пожалуй, наиболее жесткую в мире, стимулирующую семью с одним ребенком.

Официальная цель демографической политики КНР — снижение прироста населения до 1,5%, затем выход на 1% и стабилизация численности населения. Это очень важно, так как здесь каждый процент весит несравненно больше, чем в других странах. Эта политика уже приносит свои результаты: за последние десятилетия сбор зерна в Китае вырос на 50%, тогда как население увеличилось всего на 8 — 10%. К сожалению, итоги переписи 1990 г. показали, что, несмотря на прогрессивные сдвиги в естественном движении населения, полностью добиться провозглашенной цели этой стране пока не удалось.

Более мягкую политику проводит Индия - здесь на плакатах изображена счастливая индийская семья — мать, отец и двое детей. Пока что ежегодный прирост здесь превышает 2%, и если так пойдет дальше, то в следующем столетии она обгонит Китай и станет первой страной в мире с населением 1,7 млрд человек. Но, может быть, такие рубежи и не будут достигнуты: оптимизм вызывают недавние изменения в юго- восточном штате Керала. Там уже долгое время у власти стоят левые партии, которые провели ряд важных социальных преобразований — расширен круг лиц, получающих пенсии, хорошо поставлена система среднего образования. Керала стал самым грамотным штатом — здесь грамотны 70% населения, намного больше, чем в среднем по Индии. И результаты проявились уже в 1970-х гг. — прирост населения упал ниже рубежа 2%. В этом, видимо, ключ к решению проблемы, и не только в Керале, но и везде в мире. А на КНР и Индию приходится сейчас 1/3 прироста населения Земли.

Демографическая проблема — одна из главных проблем века. Демографический кризис развитых стран привел к нарушению воспроизводства населения, к сокращению его численности. Демографы называют такой процесс депопуляцией. Демографический взрыв в странах Африки, Азии, Латинской Америки, с одной стороны, обеспечивает прилив свежих сил, рост трудовых ресурсов, а с другой — создает дополнительные трудности в борьбе с преодолением экономической отсталости, осложняет решение многих социальных вопросов. Быстрый рост численности населения наступил во второй половине XX в. В наши дни абсолютный прирост населения Земли достигает 80 млн человек. Ученые считают, что пик демографического взрыва позади.

Демографическая политика — регулирование воспроизводства населения — определяется демографической ситуацией в стране. Возраст является главным критерием при определении трудовых ресурсов. Численность активной части населения мира составляет 2 млрд человек. Уровень грамотности, общего и специального образования, условия жизни, питания, здоровье, способность к восприятию нововведений являются показателями качества населения.

С целью решения демографической проблемы ООН приняла “Всемирный план действий в области народонаселения”. Прогрессивные силы считают, что программа планирования семьи может содействовать улучшению воспроизводства населения.

Отсталость, бедность, нищета. Наверное, это не только скудная еда, плохая одежда и ветхое жилище. Это, видимо, еще и состояние души. Люди, годами испытывающие материальные лишения, привыкают думать только об удовлетворении элементарных потребностей: о хлебе насущном и дешевой одежде. Нищие люди не собирают домашних библиотек, а предпочитают вместо ценной книги купить килограмм мяса, вместо билета на концерт — лекарство. Бедность страшна как бы обреченностью души, отсутствием интереса к жизни. Известно, что сытый и богатый часто не разумеет голодного и бедного.

Сегодня наиболее высокий уровень массовой бедности и нищеты — в Тропической Африке. Здесь сосредоточено 1/3 наименее развитых государств мира (Буркина-Фасо, Нигер, Мали, Судан, Чад, ЦАР, Эфиопия и др.), в которых национальный продукт на душу населения — около 200 долл, в год, доля обрабатывающей промышленности в национальном доходе — до 10%, коэффициент грамотности населения в возрасте старше 15 лет — до 20%. В одном ряду с этими странами стоят некоторые азиатские страны (Афганистан, Бангладеш и др.) и отдельные страны Океании.

По данным ЮНЕСКО, на планете более 100 млн детей в возрасте от 6 до 11 лет не посещает школу. Самое ужасное состоит в том, что эта цифра год от года растет и к 2020 г. число детей, которые не посещают школу, может составить уже 200 млн человек.

Дополнительный материал для третьей группы

“На земле всегда будут происходить опустошительные войны. И смерть нередко будет уделом всех борющихся сторон. С беспредельной злобой эти дикари уничтожат множество деревьев в лесах планеты, а затем обратят свою ярость на все, что еще найдется живого вокруг, неся ему боль и разрушение, страдание и смерть. Ни на земле, ни под землей, ни под водой не останется ничего нетронутого и неповрежденного. Ветер разнесет по всему миру лишенную растительности землю и присыплет ею останки существ, наполнявших когда-то жизнью разные страны” — это пророчество, леденящее душу, принадлежит великому итальянцу эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

К огромному сожалению, вся история развития человечества — это страшная история военных действий. Специалисты подсчитали: в период с 1900 по 1938 г. было 24 войны, а в 1946-1979 гг. - 130. Все больше и больше становится человеческих жертв. В Наполеоновских войнах погибли 3,7 млн человек, в Первой мировой войне — 10 млн, во Второй мировой (вместе с гражданским населением) — 55 млн, а за все войны XX в. — 100 млн человек. К этому можно добавить, что Первая мировая война велась на площади в Европе 200 тыс. км2, а Вторая мировая - уже 3,3 млн км2.

Вторая часть пророчества Леонардо да Винчи, к нашему огромному счастью, пока не осуществилась, вернее, осуществилась не полностью. Но кому сегодня не ясно, что впервые в своей истории человечество всерьез встало перед вопросом “быть или не быть?”.

В продолжающуюся в мире гонку вооружений втянуты колоссальные производительные силы. В 1990 г. в мире на вооружение тратилась гигантская сумма — около 1 трлн долл. До последнего времени многие страны готовы были платить любую цену за наращивание военной мощи. Очень серьезную угрозу миру создает расползание ядерного оружия, т. е. приобщение к ядерной кнопке новых государств.

Исключительное место среди глобальных проблем человечества занимает проблема сохранения мира, предотвращения мировых войн и ядерного конфликта. Накопленные запасы современного оружия способны в считанные часы уничтожить миллионы людей. Таким образом, уже сейчас существует риск уничтожения человечества.

Дополнительный материал для четвертой группы

Терроризм и его последствия являются одной из основных и наиболее опасных проблем, с которыми сталкивается современный мир. Его жертвами может стать любая страна, любой человек. Терроризм уже приобрел международный, глобальный характер. Это объясняется расширением и глобализацией международных связей и взаимодействия в различных областях.

Озабоченность мирового сообщества ростом террористической активности обусловлена многочисленностью жертв террористов и огромным материальным ущербом, наносимом террором. За последнее время людские и материальные потери в связи с террористическими актами зафиксированы в Северной Ирландии, США, России, Кении, Танзании, Японии, Аргентине, Индии, Пакистане, Алжире, Израиле, Египте, Турции, Албании, Колумбии, Иране и ряде других стран.

Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ, наличием международных террористических центров и организаций, изощренностью и античеловечностью террористических актов.

Террористическая деятельность сегодня направлена как против жизни конкретного лица, так и неопределенного количества людей, которые выражаются в насилии либо угрозе его применения. В этих целях может осуществляться и разрушение каких-либо объектов. События последних десятилетий дают основания для вывода, что все чаще в целях устрашения террористы совершают свои преступные деяния в отношении обычных граждан. Нередки случаи, когда преступления совершаются против граждан другого государства, оказавшихся в зоне террористического акта.

Чаще всего объектами терроризма становятся:

• школы (наглядный пример тому захват школы в Беслане);

• торговые и офисные здания (теракт 11 сентября, направленный на уничтожение крупнейших в мире торговых центров в США);

• руководящие лица (убийство президента Чеченской Республики Ахмада Кадырова);

• отели (террористический акт в Турции);

• метро и другие общественные места.

Число жертв, размеры и характер разрушений, вызванные терактами начала XXI в., оказались сопоставимы с последствиями вооруженных конфликтов и локальных войн.

Трагедия Беслана. Рано утром у школы № 1 учителя, дети и их родственники собрались на торжественную линейку по случаю начала нового учебного года. Всего на линейке, по данным Комитета образования администрации Беслана, присутствовали 895 учеников и 59 учителей и технических сотрудников школы. Количество родителей, пришедших проводить детей в школу, неизвестно. Открыв беспорядочную стрельбу в воздух, боевики приказали всем присутствующим зайти в здание школы, однако большинство — в основном старшеклассники и взрослые — смогли просто разбежаться. Тех, кто не смог это сделать — учеников младших классов и их родителей и часть учителей, - бандиты загнали в спортзал.

Их посадили в центре зала, а вокруг них по всему полу разложили мины и бомбы, соединенные проводами. Бомбы прилепили к стенам и подвесили к потолку. Два больших взрывных устройства установили в баскетбольных кольцах. Боевики периодически стреляли, чтобы устрашить заложников. Они использовали детей в качестве живых щитов, заставляя их стоять перед окнами. Температура внутри зала продолжала расти, и многие заложники начали терять сознание. Люди снимали одежду, чтобы охладиться, и пили собственную мочу, чтобы утолить жажду.

В первые же минуты захвата на звуки выстрелов к школе начали сбегаться сотрудники милиции. В хаотичной перестрелке погибли трое человек. Одно тело лежало у входа в здание, два других — на проезжей части у ограды. Все погибшие — гражданские лица. В течение всего дня боевики не давали забрать тела, открывая огонь при приближении людей к школе.

В течение двух часов с начала захвата школы боевиками власти создали антикризисный штаб, а школа была окружена военными и милицией. Ближе к ночи к зданию были стянуты бойцы спецподразделений “Альфа” и “Вымпел”. Поданным оперативного штаба, число погибших в результате захвата заложников террористами в школе города Беслана, достигло 330 человек.

Ирина Яненсон написала стихотворение, посвященное памяти трагедии Беслана.

Содрогнулся весь мир, вся планета Земля,

Горе черною птицей взлетело

В день, когда осетин выносил из огня

Обгоревшее детское тело.

В день, когда неизвестный всем город Беслан

Приковал к себе наше вниманье,

Когда дети Беслана стонали от ран,

Когда взрослых душили рыданья.

Запах крови и пота и страха предел,

Звук оружия, сдержанный шепот,

Безысходность и ужас — несчастный удел,

Каблуков оглушающий топот.

В тишине так пугали глухие шаги

Террористов, идущих вдоль зала,

Тенью, в воздухе тихо рисуя круги,

Смерть детей нежно в лоб целовала.

Время, голодом чувства слегка притупив,

Изнуряло на жаркой погоде...

Прозвучал как призыв неожиданный взрыв

Дети смело рванулись к свободе.

Пули в спину бегущих от смерти детей,

Нереальность и шок потрясенья,

Удалось избежать стольких детских смертей,

Богом дан был им шанс на спасенье.

Снова взрывы и выстрелы, грохот и дым,

Крики слышались, будто им вторя...

Чей-то муж и отец в этот миг стал седым,

Зарыдав от бессилья и горя.

Чья-то мать и жена, в этот миг постарев,

Осознав сына, дочки потерю,

К небу руки простерла, воскликнуть успев:

“Я не верю, не верю, не верю!!!”

Содрогнулся весь мир, вся планета Земля,

Горе черною птицей взлетело,

На исходе сентябрьского трудного дня

Солнце будто от слез заблестело.

Сердце плакало, ныло, страдала душа,

Опускались усталые плечи,

Зажигались повсюду в тот день на Земле

Поминальные яркие свечи.

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

Человечество сможет выжить только в том случае, если осознает всю пагубность своих нынешних деяний и найдет верный путь к вратам истины. Человек сегодня никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь человеческим разумом, мы должны научиться восторгаться вдвойне гармонией, красотой природы, неисчерпаемостью ее тайн. Она вечна, тогда как человеческая жизнь — всего лишь миг, мгновение. И нам об этом надо помнить.

Домашнее задание

1. Прочитать § 15 учебника.

2. Задание на выбор.

• Подготовить компьютерную презентацию на тему “Глобальные проблемы современного общества”.

• Подобрать материалы на тему “Как борется человечество с ядерной угрозой”.

• Написать рассказ на тему “Как я могу помочь бороться с глобальными проблемами человечества”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]