Государственное устройство России - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко

Государственное устройство России - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Цели и задачи: познакомить учащихся с государственным устройством Российской Федерации, с терминами и понятиями: парламент, правительство, президент.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать законодательную, исполнительную и судебную власть в России; называть качества личности, необходимые для представителей власти; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: осуществлять планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; осваивать навыки целеполагания, планирования, прогнозирования, оценки, саморегуляции; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурировать полученные знания; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; воспитание ответственности за свои решения.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: проблемный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Однажды к Конфуцию пришел ученик и спросил:

— Каковы основные характеристики хорошего правительства?

— Еда, оружие и доверие народа, — ответил Конфуций.

— А если представить, что тебя попросили пожертвовать одним из них, что бы это было?

— Оружие.

— А если пришлось бы отказаться и от второго?

— Еда.

— Но без пищи народ бы умер!

— С незапамятных времен смерть была участью человеческих существ. Но народ, не доверяющий своему правительству, действительно пропадет.

Вопросы к классу

— Как вы поняли смысл этой притчи?

— Какое отношение имеет эта притча к нашему уроку?

(Ответы учеников.)

Тема урока: “Государственное устройство России”.

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

Государственная власть в России.

а) Президент РФ — глава государства.

б) Законодательная власть России.

в) Исполнительная власть России.

г) Судебная власть России.

III. Введение в новый материал

Предлагаю сыграть в игру “Ассоциативное колесо”. Какие ассоциации возникают у вас при слове “государство”?

(Ответы учеников.)

Государство — основная политическая организация общества во главе с правительством и его органами, осуществляющая его управление. Мы с вами привыкли к слову государство. Очень часто в своей речи взрослые и дети употребляют следующие словосочетания:

• государственные интересы;

• государство разрешает;

• государство запрещает;

• государственная власть.

— Как вы понимаете эти словосочетания? Подтвердите свои высказывания примерами.

(По ходу ответов заполняется таблица.)

Государственные интересы

Государство разрешает

Государство запрещает

Государственная власть

• Защита Отечества.

• Сохранение здоровья.

• Получение образования

• Свободно перемещаться.

• Свободно мыслить и высказываться.

• Свободно выбирать род деятельности и профессию

• Разглашать государственную тайну.

• Оскорблять.

• Клеветать.

• Нарушать законы

• Президент.

• Государственная Дума.

• Депутаты.

• Правительство

Как устроена государственная власть в России? Как действуют три ветви власти? Кто в России является главой государства? Обсудим эти вопросы на нашем уроке.

IV. Работа по теме урока

Государственная власть в России

На прошлом уроке мы выяснили с вами, что Основным законом нашей страны является Конституция Российской Федерации.

— Как же устроена государственная власть в России согласно Основному закону?

Задание: работая с текстом ст. 10, 11 Конституции РФ, ответьте на этот вопрос.

Фрагмент Конституции РФ

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

(Проверка выполнения задания.)

Таким образом, в основе осуществления государственной власти в России лежит принцип разделения властей.

— Вспомните, что он означает.

— Для чего осуществляется?

(Проверка выполнения задания.)

Задание: изучите и прокомментируйте схему на с. 175 учебника и предложенную дополнительную схему.

(Проверка выполнения задания.)

Как же действуют эти три ветви власти? Предлагаю совершить путешествие по этажам огромного здания под названием “Государственная власть”, разделившись на творческие группы.

Задание для первой группы: исследуйте и изучите первый этаж этого здания, на котором висит табличка “Президент РФ — глава государства”.

Задание для второй группы: исследуйте и изучите второй этаж здания, на котором висит табличка “Законодательная власть”.

Задание для третьей группы: исследуйте и изучите третий этаж здания, на котором висит табличка “Исполнительная власть”.

Задание для четвертой группы: исследуйте и изучите четвертый этаж здания, на котором висит табличка “Судебная власть”.

Выполнив задание, познакомившись с материалами Конституции РФ и § 21 учебника, каждая группа проводит экскурсию, а также готовит материалы, которые будут использованы для создания общей компьютерной презентации “Государственная власть в России”.

Презентация работы первой группы

Слайд 1. Президент РФ — глава государства

Презентация работы второй группы

Слайд 2. Законодательная власть России

Презентация работы третьей группы

Слайд 3. Исполнительная власть России

Презентация работы четвертой группы

Слайд 4. Судебная власть России

Вот и подошла к концу наша экскурсия по огромному зданию “Государственная власть в России”. Вы познакомились с ее отдельными ветвями, встретились с представителями власти.

Задание: работая в группе, обсудите, какие качества личности вы отметили у:

• Президента РФ;

• депутатов Государственной Думы;

• членов Правительства;

• представителей судебной власти.

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

Подведем итог нашей работы.

Задание: изучая предложенную схему, закрепите полученные знания.

Структура государственной власти в Российской Федерации

Домашнее задание

1. Прочитать § 21 учебника.

2. Написать эссе на тему “Если бы я был Президентом России...”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]