Общество, в котором мы живем - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко

Общество, в котором мы живем - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Цели и задачи: повторить и обобщить знания учащихся по теме “Общество, в котором мы живем”.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять значение понятий изучаемой темы; выявлять черты общества и давать их характеристики; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: пакеты с материалами.

Тип урока: систематизации и обобщения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Один человек решил изменить мир. Но мир такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей десяток. Так этот человек добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким: до самого себя.

— Как вы поняли смысл этой притчи?

(Ответы учеников.)

III. Работа по теме урока

Итак, что же представляет собой общество, в котором мы живем? Мы закончили изучать эту тему. Насколько хорошо мы ее усвоили, определим на нашем уроке.

1. Понятийная разминка

Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы усвоили понятийный аппарат темы. Я называю слово, и тот, кто первый поднимает руку, отвечает — зарабатывает призовые очки.

Понятия: глобализация, нанотехнологии, глобальные проблемы человечества, демография, экология, ресурсы, конституция, референдум, парламент, гражданин, гражданство, патриотизм, духовные ценности, реставрация, краеведение.

2. Теоретический этап

(На столе лежат карточки с вопросами. Представители команд берут их и отвечают. В случае неверного ответа или его отсутствия право ответа переходит к другой команде, которая зарабатывает дополнительные баллы.)

Вопросы

1. В чем выражается единство современного мира?

2. Раскройте содержание каждой составляющей процесса глобализации.

3. Как проявляет себя ускорение мирового общественного развития?

4. Перечислите характерные черты современного общества.

5. Каким образом развитие промышленности влияет на окружающую среду?

6. Докажите, что Россия всегда была частью мирового сообщества.

7. Раскройте проблемы и достижения в социальной сфере современного российского общества.

8. Каковы ресурсы и возможности развития экономики нашей страны?

9. Каким образом размеры территории России сказываются на доступности природных ресурсов и особенностях их использования?

10. Какие задачи перед российской экономикой ставит руководство страны?

11. Назовите основные характеристики Конституции РФ.

12. Каковы основы конституционного строя России?

13. Зарисуйте на доске схему “Государственное устройство РФ”.

14. Расскажите об основных ценностях российского народа, унаследованных исторически.

15. Какие достижения определяют место России среди других государств мира?

3. Проблемные задания

Аристотель говорил: “Мы становимся справедливыми, поступая справедливо, умеренными — поступая умеренно, смелыми — делая смелые поступки. Поэтому немаловажно то, что мы формируем наши те или иные привычки с самых ранних лет. Это очень важно, а может быть, и самое важное”.

Вопросы

1. Как вы поняли смысл высказывания философа?

2. Согласны ли вы с ним? Позицию обоснуйте.

3. Какое отношение имеет это высказывание к теме нашего сегодняшнего занятия?

4. Считаете ли вы нравственные проблемы важными?

(Ответы учеников.)

Какие поступки мы совершаем в повседневной жизни? Чем руководствуемся: привычкой или сознательным выбором? Что важнее, а самое главное — правильнее?

Об этом и пойдет речь на третьем этапе нашего занятия.

Сегодня мы будем объяснять смысл понятий “нравственная дилемма”, “выбор”, “совесть”. Нам предстоит вырваться за пределы юридических категорий, решать нравственные, проблемные вопросы, вести дискуссию, работать в группе, выступать публично.

Итак, речь сегодня пойдет о нравственной дилемме — она всегда предполагает ситуацию, в которой человек должен сделать выбор. Вам надо будет определить, правильно или нет поступают люди.

Задание: познакомьтесь с предложенной ситуацией и ответьте на вопросы.

Хельга и Рашель выросли вместе, несмотря на то что семья Хельги исповедовала христианство, а семья Рашель — иудаизм. Они были подругами. Долгие годы этой разнице в Германии не придавали большого значения, но после прихода к власти Гитлера ситуация изменилась. Гитлер приказал евреям носить нарукавные повязки с шестиконечной звездой Давида. Он призывал своих последователей громить дома евреев и избивать их на улице. В конце концов их стали арестовывать и высылать из страны. По городу ходили слухи, что многих евреев убили. Укрывательство евреев, за которыми охотилось гестапо, по законам фашистской Германии было серьезным преступлением.

Однажды ночью Хельга услышала стук в дверь, открыв ее, она увидела Рашель, кутающуюся в темное пальто. Рашель возвращалась из гостей. Подойдя к своему дому, она увидела там гестаповцев. Они уже забрали ее родителей и братьев. Понимая, что и ее заберут, Рашель побежала к дому подруги.

Что же делать Хельге? Если она не впустит Рашель, гестаповцы наверняка ее схватят. Хельга знала, что большинство задержанных евреев погибли, и она не хотела, чтобы такая же судьба постигла ее лучшую подругу. Спрятав ее, Хельга нарушила бы закон, подвергла бы риску себя и свою семью. В их доме была маленькая комнатка на третьем этаже, где Рашель была бы в безопасности.

Проблемный вопрос. Должна ли Хельга спрятать Рашель?

Таким образом, перед нами нравственная дилемма.

В тексте говорится:

• об обязательствах перед друзьями и семьей;

• об ответственности перед законом и властью;

• о вере в святость человеческой жизни.

Часть I. Разбор ситуации

• Ученики получают письменное описание дилеммы Хельги.

• Учитель убеждается в том, что все хорошо понимают термины и могут четко изложить смысл текста.

• Учитель предлагает определить (например, поднятием руки), как Хельга должна поступить.

Часть II. Альтернативные дилеммы

(Если весь класс считает, что Хельга должна спрятать Рашель, то предлагается решить еще одну дилемму.)

А. Предположите, что до этого Хельга лишь раз встречалась с Рашель и плохо ее знала.

— Как она должна была поступить в этом случае?

Б. Предположите, что родители Хельги слышали, что происходит за дверью, и запретили ей впускать Рашель в дом.

— Как она должна поступить в этой ситуации?

(Если весь класс считает, что Хельга не должна была прятать Рашель, то можно предложить одну из приведенных ниже дилемм.)

А. Предположите, что несколько друзей Хельги уже прячут евреев от гестапо.

— Как она должна поступить в этом случае?

Б. Предположите, что Хельга увидела приближающихся гестаповцев и поняла, что, если она сейчас не впустит Рашель, они ее немедленно убьют.

— Как она должна поступить в этом случае?

Часть III. Проведение дискуссии

Вспомогательные вопросы

1. Что самое главное из того, что объединяет друзей?

2. Имеет ли право человек рисковать своими близкими ради друзей?

3. Имеет ли право он рисковать собой ради спасения ближнего?

4. С точки зрения Рашели, как должна была поступить Хельга?

5. С точки зрения Хельги, как она должна была поступить?

(Подводятся итоги дискуссии.)

4. Творческий этап

— Что такое ценности? Попробуйте самостоятельно дать определение понятия “лжеценности”.

Задание: подчеркните черты, которые вы никогда не сможете простить человеку, с которым дружите. Объясните почему. Дополните список.

• Трусость;

• предательство;

• жадность;

• слабохарактерность;

• грубость;

• подлость.

5. Задание на логическое мышление

— Каждая команда должна внимательно прочитать притчу, определить смысл и озаглавить.

Притча для первой команды

Однажды осел упал в колодец и стал громко реветь, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: “Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев — засыплю-ка я старый колодец да и ослика заодно закопаю”.

Недолго думая он пригласил своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему, и заревел, но люди не обращали на это внимания и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел такую картину — каждый ком земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца.

Притча для второй команды

Однажды мужчина возвращался домой с работы раньше обычного. Его дом находился на другом берегу реки, поэтому он очень торопился, чтобы не опоздать на паром. Он так редко приходил домой рано. “Как же обрадуется жена, увидев меня!” — думал мужчина.

Но, к сожалению, ему не хватило каких-то пяти минут. Он прибежал как раз в тот момент, когда паром уже отчаливал от берега. Мужчина очень расстроился, ведь следующего парома нужно было ждать несколько часов. Он присел на берегу реки, низко склонив голову.

Тут к нему подошел мудрец и сказал:

— Чего ты печалишься? Просто вставай и иди дальше!

— Но впереди река! — удивился мужчина.

— Значит, иди по воде!

— Я не умею!

— Теперь умеешь, — сказал мудрец серьезным и уверенным голосом.

Мужчина посмотрел на мудреца и поверил ему. Ему так сильно хотелось пораньше попасть домой, что он вскочил на ноги и... пошел по воде. Он действительно шел по воде!

Когда он пришел домой и рассказал жене обо всем, что с ним произошло, она сказала ему:

— Как здорово! Ты сегодня познакомился с очень необычным человеком. Почему же ты не пригласил его к нам в гости?

— Действительно! — подумал мужчина и отправился обратно к мудрецу.

Он перешел реку и застал мудреца на том же месте.

— Мы с женой были бы очень рады видеть вас у нас в гостях! — обратился к нему мужчина.

— Я не могу, — ответил мудрец, — паром только через несколько часов.

— Зачем нам паром? — удивился мужчина. — Вы ведь можете ходить по воде!

— И все-таки мне пока нужен паром. Я знаю, что я могу ходить по воде, но не верю в это!

(Проверка выполнения задания.)

IV. Подведение итогов урока

Вот и закончилось наше путешествие в мир обществознания. Жить среди людей непросто. Поэтому завершить наш урок я хочу, прочитав притчу. Задумайтесь над ее смыслом.

Ученик однажды спросил старца: “Как мне научиться разбираться в людях: кому мне доверять и кого опасаться?”

— Скажу тебе вначале, кого нужно опасаться, — сказал старец. — Опасайся самого смиренного с виду! Когда увидишь, что кто-то кладет перед тобой поклоны, обнимает тебя и выказывает тебе свое необыкновенное расположение, того ты опасайся больше всего!

— Как же так, старче? — удивился ученик. — Объясни мне!

— Потому что он первый и предаст тебя! — ответил старец со вздохом.

— А кому же мне доверять? — спросил ученик.

— Доверяй тем, кто прост с тобой и говорит тебе правду, какая бы она ни была, эти люди первыми придут к тебе на помощь!

Домашнее задание

Повторить материалы главы 2.






Для любых предложений по сайту: [email protected]