Обществознание 6 класс - Поурочные разработки
ВВЕДЕНИЕ
Поурочные разработки подготовлены авторским коллективом, создавшим также учебник “Обществознание. 6 класс”, вышедший под редакцией Л. Н. Боголюбова и Л. Ф. Ивановой. Освещённые в них методические подходы и приёмы организации учебного процесса преемственны системе обучения в 5 классе, учитывают особенности возраста учащихся, имеющийся у них опыт познавательной деятельности, приобретённые ими знания и умения.
Использование учителем данных поурочных разработок будет способствовать реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в учебном процессе.
Центральными темами в курсе “Обществознание” в 6 классе являются следующие: “Человек в социальном измерении”, “Человек среди людей”, “Нравственные основы жизни”.
В процессе обучения обществознанию в 6 классе у школьников формируется относительно целостное представление о человеке как личности, о деятельности как целенаправленном проявлении активности человека, раскрываются ключевые научные категории, отражающие социальную сущность человека. С опорой на эти понятия шестиклассники получают возможность объяснять явления социальной действительности, связанные с деятельностью людей, межличностными отношениями, совершенствуются обще-учебные компетенции учащихся. Эти знания, умения и ценностные установки необходимы для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей.
Курс способствует развитию информационных учебных умений школьников по поиску социальной информации в адаптированных источниках, адекватному её восприятию, применению основных обществоведческих терминов и понятий при анализе, обобщении, систематизации полученных данных.
В ценностно-мотивационной сфере курс содействует совершенствованию понимания побудительной роли мотивов в деятельности человека, усвоению важнейших нравственных норм и пониманию их роли в регулировании общественной жизни. Курс формирует умение применять эти нормы к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, способствует пониманию школьниками необходимости руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни.
Одной из задач обучения в 6 классе является осмысление учащимися понятия “трудовая деятельность”, значения трудовой деятельности для их жизненного успеха. Особое внимание целесообразно уделить характеристике учебной деятельности как основного вида активности подростков.
В эстетической сфере курс помогает учащимся лучше понять роль искусства в становлении личности.
При планировании уроков учителю важно выделить время для совершенствования коммуникативной сферы подростков. Знание особенностей коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности, понимание значения коммуникации в межличностном общении откроют школьникам новые возможности для взаимодействия в современном обществе, они научатся использовать современные средства связи для поиска и обработки необходимой социальной информации. В процессе работы с такого вида информацией у учащихся углубляется понимание языка массовой социально-политической коммуникации, что позволяет осознанно её воспринимать. В 6 классе продолжается работа над развитием умения различать факты, аргументы, оценочные суждения. В широко используемом методе групповой работы совершенствуются умения взаимодействовать в ходе выполнения задания, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Особое внимание уделяется в курсе знакомству учащихся с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Наряду с другими учебными предметами курс “Обществознание” вносит существенный вклад в достижение метапредметных результатов. В курсе особое внимание уделяется практической тренировке умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность в ходе выполнения разного рода учебных проектов, а их презентация способствует овладению различными видами публичных выступлений: монологом, дискуссией и др.
Познавательные и практические задания составлены таким образом, что в ходе их выполнения учащиеся совершенствуют свои умения:
1) в использовании элементов причинно-следственного анализа;
2) в исследовании несложных жизненный ситуаций;
3) в определении сущностных характеристик изучаемого объекта; выборе верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) в поиске и извлечении нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) в переводе информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выборе знаковых систем адекватно-познавательной и коммуникативной ситуации;
6) в подкреплении изученных положений конкретными примерами, в том числе на основе межпредметных связей и личного опыта;
7) в оценке своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнении в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) в определении собственного отношения к явлениям современной жизни, формулировании своей точки зрения.
Рекомендуемые в пособии поурочные разработки могут быть применены учителем при подготовке к уроку полностью или частично. Педагог может также воспользоваться дополнительными материалами для учителя, помещёнными в пособии, отдельными элементами или методами, описанными в данных поурочных разработках, взяв их за основу собственной творческой модели урока с учётом индивидуальных особенностей своих учеников.