Обществознание 6 класс - Поурочные разработки
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - Человек среди людей
Задачи уроков
1. Раскрыть основное содержание понятия «межличностные отношения» через выявление их специфики: эмоциональной основы, взаимного характера, зависимости от способа их осуществления.
2. Способствовать осмыслению учащимся личного опыта, полученного в результате взаимодействия с другими людьми.
3. Содействовать развитию уважения к личности человека через раскрытие значения межличностных отношений для психологического комфорта.
4. Развивать познавательные универсальные учебные действия: умение работать с текстом учебника.
Оборудование уроков
Выставка сочинений-миниатюр «Портрет моего друга», фотографии друзей учащихся, рисунки и книги о дружбе и любви.
План изучения нового материала
1. Что такое межличностные отношения.
2. Чувства — основа межличностных отношений.
3. Виды межличностных отношений.
Варианты организации учебной деятельности
Комбинированный урок, включающий работу с текстом учебника, объяснение учителя и выполнение познавательных заданий в рабочей тетради; урок групповой работы с элементами игры.
В начале комбинированного урока можно поставить перед учащимися вопросы, включённые в рубрику «Вспомним», а затем перейти к обсуждению проблемы влияния симпатии на отношение к людям, используя рубрику «Обсудим вместе».
Изучение нового материала можно начать с работы над текстом учебника. Учитель организует комментированное чтение и обсуждение вопросов, включённых в текст параграфа, работу с иллюстрациями и выполнение заданий к ним.
В процессе работы с материалами учебника педагогу важно обратить внимание учащихся на выделенные слова — понятия и термины, связанные с данной темой.
При изучении первого пункта плана важно, чтобы учащиеся усвоили, что межличностные отношения характеризуют взаимосвязи между личностями, вступающими в непосредственный контакт. Взаимность и непосредственный характер — важные отличительные черты этого вида отношений в обществе.
Иллюстрации и примеры в тексте помогут лучше уяснить значение непосредственного взаимного контакта для успеха межличностных отношений.
Закрепление изученного в этой части урока может быть проведено с использованием задания № 1 (§ 6) в рабочей тетради, которое посвящено значению межличностных отношений для человека.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о значении чувств в межличностных отношениях. Учащимся после прочтения соответствующего пункта параграфа можно предложить выполнить в тетрадях задание: раздели указанные на цветной плашке чувства на две группы — положительные и отрицательные, добавь список по своему усмотрению (с. 51).
Проверка выполнения задания позволит подчеркнуть, что среди чувств есть такие, которые сближают людей, делают контакты между ними приятными, а есть и противоположные — разделяющие людей и затрудняющие их взаимодействие. Понятия «симпатия» и «антипатия» можно рассмотреть как антиподы, предложить ребятам проиллюстрировать конкретными примерами проявление симпатии и антипатии.
Необходимо обратить внимание учащихся и на такое понятие, как «стереотип», определение которого даётся в учебнике (с. 52). Учитель объясняет подросткам, что стереотип может существенно влиять на отношения между людьми. Чтобы учащиеся лучше усвоили смысл этого термина, можно предложить им письменно в тетрадях выполнить задание: продолжить фразы «Все отличники...», «Все спортсмены...», «Каждый охотник...» и т.п. Проверка выполнения задания может выявить, что у многих учеников продолжения фраз окажутся одинаковыми. Необходимо спросить ребят о том, почему в классе были предложены похожие продолжения простых фраз и каким образом стереотипы влияют на отношения между людьми.
После разбора и обобщения ответов учащихся целесообразно подвести их к выводу о том, что «понять другого — важное условие межличностных отношений» (с. 52 учебника).
Далее может быть выполнено задание № 3 (§ 6) в рабочей тетради.
Третий пункт плана урока изучается также с помощью текста и иллюстраций учебника. Ребята могут в своих тетрадях нарисовать круги отношений. В центр круга помещается буква «Я», ближе к ней — круг близких межличностных отношений — мои любимые и друзья, во втором круге — приятели, в третьем — товарищи по общему делу, и, наконец, в четвёртом — знакомые.
Далее можно сочетать изучение текста рубрики «Путешествие в прошлое» о дружбе А. С. Пушкина и И. И. Пущина и иллюстраций рубрики «Картинная галерея». К этому фрагменту урока непосредственно примыкает задание № 1 рубрики «В классе и дома».
Последний абзац текста (с. 54) посвящён теме любви. Безусловно, тема эта весьма деликатная, в ряде случаев (если учителю известно о существующих в классе отношениях влюблённости) учителю целесообразно предложить ребятам самостоятельно прочитать соответствующий фрагмент учебника без комментариев и вопросов к этому сюжету.
Возможно и обсуждение проблемы школьной любви. Выбор варианта изучения темы остаётся за педагогом, его тактика зависит от конкретных особенностей класса, готовности обсуждать с подростками этот вопрос.
Домашнее задание. Выполнить задания рубрики «В классе и дома» и в рабочей тетради (по усмотрению учителя).
Задания № 2 и 7 (§ 6) в рабочей тетради дают возможность проверить, насколько усвоен материал об уровнях межличностных отношений. Задание № 6 (§ 6) в рабочей тетради посвящено различиям деловых и личных отношений между людьми. Задание № 5 (§ 6) в рабочей тетради представляет собой тест с выбором неверного ответа из списка терминов. Кроссворд (задание № 4) позволяет расширить словарный запас учащихся, отработать знание терминов. Задание № 8 (§ 6) в рабочей тетради предполагает написание самостоятельного текста, возможно с использованием информации из Интернета.
Групповая работа. Организовать групповую работу при изучении данной темы позволит выполнение учащимися опережающих заданий. Данный вариант организации занятия уместен, если есть возможность провести сдвоенный урок. Тогда первый час может быть отведён на работу в группах, а второй — на представление и обсуждение результатов работы.
В начале урока учитель помогает учащимся разделиться на группы, которые могут быть образованы на основе личных предпочтений самих шестиклассников, и даёт предварительное задание (оно выполняется всеми группами в обязательном порядке): прочитать § 6 и выполнить задание № 4 к § 6. После его выполнения, группам необходимо придумать для своей команды название, девиз и эмблему.
Урок будет состоять из нескольких последовательно проведённых игр и обсуждения их результатов. Занятие начинается игрой, в которой проверяется способность ребят действовать согласованно.
Игра «Групповой портрет»
Цель игры: отработать способы сотрудничества и конструктивного взаимодействия в малых группах. Перед участниками ставится задача нарисовать общий портрет, причём в рисунке должно присутствовать изображение каждого участника группы. Это усиливает чувство принадлежности к данной группе. В игре наряду со способностью к кооперации развивается наблюдательность, есть возможность творческого самовыражения каждого члена группы.
Для проведения игры каждой группе понадобится большой лист бумаги (А3 или А2), фломастеры или восковые мелки.
Следующую инструкцию учитель сообщает устно и раздаёт на карточках каждой группе:
«Вы должны сообща нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды. Свой портрет рисовать нельзя, попросите кого-нибудь из группы сделать это. Придумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, каков будет жанр и сюжет вашей картины. Подумайте, как вы будете представлять свою работу зрителям. Какие пояснения вы будете давать при этом?»
Время выполнения задания — 15 мин. Затем по очереди (по жребию) каждая группа представляет свою работу. На выступление каждой группе даётся 3 мин.
После выполнения работы необходимо провести анализ игры, используя следующие вопросы, которые также предъявляются учащимся вместе с инструкцией:
1. Кому ты доверил написать твой портрет?
2. Что ты чувствовал, когда рисовали тебя?
3. Кто выбрал тебя художником?
4. Как вы пришли к решению, что нарисовать?
5. Ты доволен своим портретом?
6. Насколько тебе понравилось работать вместе с другими ребятами?
7. Насколько ты доволен тем портретом, который нарисовал ты сам?
Отвечает на эти вопросы тот, кто представляет группу.
После выступления всех групп проводится итоговое голосование. Для этого необходимо раздать каждому ученику небольшие листочки бумаги, определив для каждой группы свой цвет, а затем попросить оценить на них по 10-балльной шкале работу каждой группы.
Ещё одна игра-упражнение может быть проведена в парах. Пары образуются в каждой группе. Учитель зачитывает следующую инструкцию:
«Проведём небольшую разминку. В тетради записывайте свой ответ после моих вопросов.
1. Какие чувства ты испытывал, когда писал контрольную по математике?
2. Какие чувства ты испытывал вчера, когда родители пришли с работы?
3. Какие чувства ты испытывал, когда тебя ругали за сломанную вещь?
4. Какие чувства ты испытывал, когда развернул подарок ко дню рождения?
Дальше вы будете работать в парах. Давайте определим чемпиона среди знатоков чувств. Каждой паре необходимо за отведённое время назвать (как вариант — записать) как можно больше слов, обозначающих чувства. Подсчёт результата проводится в конце первого урока».
Затем группам предлагаются задания (могут быть заготовлены карточки в конвертах для каждой группы), которые выполняются письменно на листах. Количество заданий должно соответствовать числу членов группы. От каждой рабочей группы учитель в конце второго урока получает один лист отчёта, на котором написано, кто какое задание выполнил. Задания для групп:
1. Составить план к пункту § 6 «Какие отношения называются межличностными».
2. Расположить в два столбика, обозначив каждый столбик знаком «+» или «—», чувства, перечисленные на цветной плашке в учебнике (с. 51).
3. Объяснить значение слов: симпатия, антипатия, стереотип. Придумать и нарисовать символическую эмблему к словам «симпатия» и «антипатия».
4. Составить на основе пункта «Виды межличностных отношений» из § 6 «Лестницу межличностных отношений». На верхней ступеньке лестницы стоит «Я», чем ближе к нему расположены определённые виды межличностных отношений, тем более значимы они для данной личности.
5. Выполнить задание к рисунку об отношениях формальных и неформальных (с. 56). Объяснить, по каким признакам ты различаешь эти отношения.
6. Письменно ответить на вопрос № 1 рубрики «Проверим себя».
Дополнительные баллы могут быть выставлены группе, лучше других выполнившей задание № 4 к § 6 (это задание в рабочей тетради или в учебнике).
Проверка листов отчёта позволит учителю не только оценить работу каждого, но и составить представление о межличностных отношениях в классе. Следующий урок можно начать с анализа прошедшего урока и объявления оценок.
Домашнее задание. Прочитать текст § 6, ответить на вопросы, выполнить задания в рабочей тетради.