Обществознание 6 класс - Поурочные разработки
КОНФЛИКТЫ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ - Человек среди людей
Задачи уроков
1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.
2. Содействовать развитию культуры отношений в группе.
3. Помочь учащимся осознать способы преодоления обиды как результата неэффективного взаимодействия со сверстниками.
Оборудование уроков
Выставка рисунков учащихся на тему «Конфликт глазами моих одноклассников»; плакат «Ступени конфликта» (см. рисунок в учебнике на с. 76); запись мультфильмов «Контакты-конфликты» и «Крошка Енот».
Для проведения тренинга: плакаты «Очень плохо», «Плохо», «Ни хорошо ни плохо», «Хорошо», «Очень хорошо».
Карточки с заданиями к отдельным упражнениям, бумага для записей для участников занятия.
Видеомагнитофон или мультимедиапроектор, компьютер.
План изучения нового материала
1. Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях.
2. Варианты поведения в конфликтной ситуации.
3. Открытый конфликт.
4. Как победить обиду и установить контакт.
5. Учимся устанавливать контакты.
Варианты организации учебной деятельности
Работа с текстом учебника; урок с элементами тренинга.
Работа с текстом учебника. При организации работы учащихся с текстом параграфа можно первый урок посвятить изучению пп. 1—3 плана урока, а пп. 4 и 5 рассмотреть на втором уроке.
В начале урока проводится проверка выполнения домашнего задания, затем организуется обсуждение ситуации, описанной в рубрике «Обсудим вместе».
Далее учитель сообщает учащимся, что сегодня на уроке речь пойдёт о межличностных конфликтах и способах поведения в них.
При изучении первого пункта плана можно использовать не только текст пункта «Как возникает межличностный конфликт», но и рисунок «Ступени конфликта» (с. 76).
Важно, чтобы учащиеся смогли уяснить, что наиболее частыми причинами конфликтов служат различные барьеры:
— барьер чужого желания;
— смысловой барьер;
— эмоциональный барьер;
— моральный барьер.
Пояснения требует и вопрос о том, что иногда существующие причины не осознаются участниками отношений. В этом случае можно говорить о конфликтной ситуации, но не об открытом конфликте. Часто бывает достаточно выяснить, что именно вызывает скрытое неудовольствие другого участника, стать на его позицию, чтобы избежать усугубления ситуации.
При изучении п. 2 плана урока необходимо разъяснить подросткам, что существуют определённые виды поведения в конфликтной ситуации, способствующие погашению конфликта ещё до его перехода в открытую стадию. Это — сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Каждый способ поведения разъясняется отдельно в тексте § 9. Важно, чтобы после разбора соответствующего фрагмента текста учащиеся могли объяснить или пояснить с помощью примера, в чём суть каждого из способов действия в конфликтной ситуации.
Третий пункт плана урока — ключевой во всей теме, поскольку именно здесь речь идёт о конфликте как таковом, о видах конфликта: конструктивном и неконструктивном.
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях сходны с поведением в открытом конфликте. Можно предложить учащимся сравнить поведение на этих двух этапах взаимодействия и сделать выводы. Внимательно прочитав текст учебника, ребята смогут ответить, что на любых стадиях возможен как компромисс, так и уход от контакта (прекращение отношений). Сотрудничеству на стадии, предшествующей открытому конфликту, соответствует интеграция усилий в разрешении открытого конфликта, а приспособление сходно с подчинением в том, что одной из сторон приходится довольствоваться меньшим, чем она ожидает в начале ситуации.
Вопрос об обиде заслуживает специального внимания на уроке, поскольку это чувство связано с острыми эмоциональными переживаниями, нередко накопившиеся обиды существенно омрачают общение и взаимодействие в группе или в межличностных отношениях. Работу с соответствующим фрагментом текста учебника можно сочетать с выполнением задания № 5 (§ 9) в рабочей тетради.
Отдельно может быть рассмотрена технология урегулирования конфликта с помощью посредника (см. «Правила успешного общения через посредника в конфликтной ситуации» на с. 83—84 учебника).
Домашнее задание. Выполнить задания в рабочей тетради (§ 9).
Обратим внимание учителя на то, что выполнение заданий в рабочей тетради нацелено на совершенствование у учащихся разного рода компетенций и универсальных учебных действий, и в зависимости от того, какие цели ставит перед собой конкретный учитель, возможен подбор соответствующего типа заданий.
Задания № 1 и 3 позволяют расширить активный словарь шестиклассников, закрепить знания терминологии. Задание № 2 позволяет осмыслить значение конфликтов в межличностных отношениях. В задании № 4 анализируется конфликт с использованием определённого алгоритма, помогающего понять его суть, структуру, особенности протекания. Задание № 5 позволяет учащимся в предлагаемом тексте найти заложенный в нём конфликт, который ведёт к неэффективным межличностным отношениям, непониманию, разрушению контакта. Задание № 6 ориентировано на самопознание. Задание № 7 нацелено на отработку умения составлять план по определённой теме, систематизировать имеющиеся знания, выстраивать их в определённой логике.
Урок с элементами тренинга. Проведение урока с элементами тренинга способствует обретению подростками опыта поведения в условно-конфликтных ситуациях. Учителю целесообразно непосредственно после проведения тренинга обсудить и осмыслить выполненные упражнения, а условность разыгрываемых ситуаций позволит учащимся более свободно высказываться в процессе рефлексии.
Изучение текста учебника может предшествовать такому занятию либо следовать за ним. В первом случае тренинг помогает закрепить и углубить знания по теме, расширить личный опыт учащихся. Во втором можно, опираясь на практические ситуации, пережитые шестиклассниками, обсуждать содержательные вопросы темы.
Сложность проведения подобных занятий может быть преодолена путём привлечения специалиста — психолога или конфликтолога. Впрочем, учитель, владеющий методикой занятий с элементами тренинга, безусловно, добьётся большего эффекта.
Для проведения урока важно выбрать место и определить способ размещения участников занятия в помещении. Лучше всего для такого занятия подходит вариант, когда стулья ставятся большим кругом в центре класса. Важно, чтобы каждый участник занятия видел всех. Место учителя — равное место в общем круге.
После того как учащиеся рассядутся, важно настроить класс на доверительное общение и активное выполнение предлагаемых упражнений. Для этого проводится разминка, а потом вводятся определённые правила.
Разминка
Учитель встаёт со своего стула, временно убирает его в сторону и обращается к классу: «Сейчас у нас будет возможность занять в круге то место, которое предназначено нам судьбой. Главное, быть внимательными и чётко выполнять мои команды. Пересядьте все, у кого есть братья или сёстры (часть ребят меняются местами). Тот, кто останется в круге, должен предложить другой критерий для перемены мест». После трёх-четырёх смен ведущих разминку можно остановить. Некоторая скованность, существовавшая в начале занятия, после разминки уйдёт, настроение участников улучшится. Теперь можно вернуть недостающий стул в круг и начать занятие.
Полезно напомнить учащимся правила работы на занятии с элементами тренинга, которые могут быть дополнены следующими:
1. Никто никого ни к чему не принуждает. Все упражнения выполняются по желанию.
2. Никто ничего не выносит за рамки круга, всё, что происходит на занятии, остаётся в этой комнате навсегда, а знания и опыт становятся достоянием каждого.
3. Каждый выигрывает, когда он активно участвует в упражнениях.
4. Никто не говорит о другом, все высказывания в круге начинаются с местоимения «я», «мне».
5. Все помогают друг другу, чтобы занятие стало полезным для каждого.
Упражнение 1. «Шкала мнений»
Учитель предлагает учащимся занять место под одним из прикреплённых плакатов, отражающих предпочтения учащихся по следующему вопросу:
Конфликт — это:
1) очень плохо;
2) плохо;
3) ни хорошо ни плохо;
4) хорошо;
5) очень хорошо.
После того как учащиеся займут места под определёнными плакатами, учитель подводит итоги того, как разделились мнения участников тренинга в начале его поведения. После этого учащиеся вновь занимают свои места в круге.
Упражнение 2. «Выявление причины конфликта. Мальвина и Буратино»
Для выполнения этого упражнения нужна пара исполнителей. Они разыграют небольшую сценку, а остальные будут наблюдателями и комментаторами.
Наблюдатели должны по словам и действиям исполнителей понять, чем вызван конфликт. Каждый желающий может предложить своё объяснение того, что произойдёт. Задание исполнителям сценки сообщается так, чтобы остальные участники о нём не знали, оно может быть написано на отдельной карточке для каждого участника.
Задание для Буратино
Ты — Буратино. Тебе не хочется учиться писать чернилами, но ты боишься обидеть Мальвину своим отказом. Тем более что у Мальвины есть карта болота, где живёт черепаха Тортилла. Тебе надо выведать у Мальвины, где находится болото, но только так, чтобы сама Мальвина ни о чём не догадалась, а то она не даст карту из вредности. Все девчонки — вредины.
Задание для Мальвины
Дорогая Мальвина, тебе достался ленивый и противный ученик. Тебе необходимо во что бы то ни стало уговорить его учиться писать чернилами. Тем более что только он один знает, какая польза от карты, которую дал тебе на хранение продавец пиявок Дуремар. Постарайся поладить с противным мальчишкой, но ни в коем случае не говори ему ничего про карту болота.
Комментарий для учителя
Задания на карточках для участников составлены заведомо конфликтно. В них содержатся прямые указания на конфликтование, приводятся мнения, содержащие типичные стереотипы. Такой материал позволит участникам (исполнителям) точнее выполнить условие игры — вступить в контакт, чтобы добиться своей цели.
Участники сценки разыгрывают ситуацию, все остальные — наблюдатели. Их задача потом оценить действия участников ситуации, но сначала попытаться воссоздать ситуацию, которая известна участникам, но скрыта от наблюдателей.
После разыгрывания ситуации проводится обсуждение по вопросам:
1. Как вы считаете, что произошло?
2. Кто виноват в конфликте?
3. Чья позиция представляется вам правильной? На чьей стороне вы?
Далее необходимо задать вопросы исполнителям роли Мальвины и Буратино:
1. Как ты оцениваешь позицию своего партнёра?
2. Как ты думаешь, какую инструкцию получил твой напарник?
3. Как ты чувствовал себя во время исполнения своей роли?
После обсуждения результатов этого упражнения учитель может подвести предварительный итог и уточнить для учащихся, какими могут быть типичные причины возникновения конфликтных ситуаций.
Упражнение 3. «Острый конфликт»
В игре принимают участие четыре пары исполнителей. Ситуация является общей для всех пар исполнителей, а стратегия поведения каждой пары описывается на карточке, выбираемой вслепую. Все остальные учащиеся — наблюдатели и эксперты. Их задача — определить, какую стратегию поведения в ситуации острого конфликта разыгрывает каждая пара.
Инструкция на карточке для участников
Завтра зачёт по обществознанию. Вопросы к зачёту учитель передал через одного из исполнителей (участники в процессе подготовки сами договариваются, кто из них получил вопросы от учителя). Тот, кто получил вопросы, передал их другому участнику ситуации, а тот, не зная, что за листок ему передали, выбросил бумажку. В результате класс к зачёту не готов. Учитель решил наказать виновных, предложив им самим решить, кто же виноват в большей степени.
На карточках, которые выберет каждая пара, написано: 1) подчинение сильному; 2) компромисс (взаимные уступки); 3) прерывание конфликта (оба виноваты); 4) интеграция (совместные усилия для преодоления конфликта).
После небольшой подготовки (3 мин) каждая группа по очереди представляет классу свой вариант обсуждения возникшего конфликта.
Рефлексию итогов упражнения следует провести в виде беседы, в процессе которой учитель должен выяснить у учащихся, какие стратегии поведения в конфликте показала первая пара, вторая, третья, четвёртая, по каким признакам они догадались об этом.
Необходимо также обсудить выполнение упражнения и самими участниками, задав им вопросы о том, что они чувствовали при выполнении задания, какая стратегия им кажется наилучшей и почему.
Трудно заранее предположить, каким будет результат данного упражнения. Здесь многое зависит от дарований исполнителей, их авторитета в классе, от сложившегося стиля отношений. Важно в любом случае обсудить с учениками все альтернативы разрешения такого рода ситуаций, чтобы показать сильные и слабые стороны той или иной стратегии поведения в конфликте.
Упражнение 4. «Как победить обиду»
Участниками следующего упражнения являются все ученики класса. Учащимся предлагается определённая ситуация. Каждый подросток должен предложить свой вариант разрешения конфликта.
Ситуация
Твой лучший друг не пришёл на стадион, из-за этого команда проиграла ответственный матч. Что ты скажешь другу, на которого ты обиделся? Как избежать ссоры из- за этой обиды?
Высказываются все участники занятия по кругу. После проведения упражнения учитель организует его обсуждение, в ходе которого желательно, чтобы высказалось как можно больше учащихся, причём педагог оглашает своё мнение последним. Выслушав всех, необходимо подвести итог тому, какие варианты решения проблемы предлагались чаще других. Какой вариант разрешения ситуации оказался самым неожиданным?
Целесообразно, чтобы заключительным стало упражнение «Шкала мнений», проведённое в начале урока. Педагогу важно правильно организовать рефлексию, поинтересоваться у подростков, кто из них изменил мнение о конфликте, что повлияло на такое изменение, указать на мнение, преобладающее теперь в классе.
Итогом изучения данной темы должно стать понимание учащимися причин конфликтов и умение использовать разнообразные способы выхода из конфликтных ситуаций. Если позволит время, то можно предложить каждому ученику одним словом оценить свои впечатления от урока.
Домашнее задание. Изучить § 9, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя», выполнить задания рубрики «В классе и дома» и в рабочей тетради (по выбору учителя).