Обществознание 6 класс - Поурочные разработки
БУДЬ СМЕЛЫМ - Нравственные основы жизни
Задачи уроков
1. Расширить представления учащихся о том, что такое смелость и страх, каким образом эти чувства влияют на черты характера, состояние человека, его поведение.
2. Создать условия для развития умения рефлексии при оценке конкретных примеров проявления мужества, смелости, случаев преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях.
3. Развивать умение давать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях.
Оборудование уроков
Карточки с заданиями для учащихся, аудиозапись песни В. Высоцкого «Страшно, аж жуть», мультимедиапроектор, компьютер.
План изучения нового материала
1. Что такое страх.
2. Что такое смелость.
3. Нужна ли смелость в борьбе со злом.
Варианты организации учебной деятельности
Комбинированный урок, включающий работу с текстом учебника, выполнение познавательных заданий учебника и рабочей тетради; урок с элементами проектной работы.
Комбинированный урок. Комбинированный урок по данной теме можно начать с фронтальной беседы по следующим вопросам:
1. Чего боятся люди?
Ответ на этот вопрос желательно получить от каждого ученика. Для этого необходимо предложить учащимся отвечать в определённой последовательности друг за другом. Но если кто-то затрудняется с ответом или не хочет показать свои страхи, не стоит настаивать на обязательности ответа. После выполнения этой работы учителю необходимо задать вопрос:
2. Какие синонимы есть у слова «страх»?
Это задание выполняется школьниками по рядам (вариантам). На доске учитель чертит таблицу, состоящую из трёх (четырёх) колонок, в каждую из которых ученики смогут записывать свои синонимы. Впоследствии педагог подсчитывает, сколько слов записано в каждой колонке, и объявляет номер ряда (варианта), победившего при выполнении этого задания.
В качестве примерного перечня учитель может использовать следующий синонимический ряд: испуг, боязнь, опасение, тревога, кошмар, трепет, жуть.
Далее при работе с соответствующим фрагментом учебного текста можно сравнить ряд синонимов каждого варианта с предложенным в учебнике (с. 93), отметить тех ребят, которые активно участвовали в выполнении задания.
Расширив таким образом словарный запас учащихся, целесообразно задать вопрос:
3. Какие пословицы и поговорки о страхе вы знаете?
Некоторые из таких пословиц представлены ниже:
«Смелость силе воевода».
«Отвага — половина спасения».
«Смелый приступ — половина победы».
«Двух смертей не бывать, а одной не миновать».
«Волков бояться — в лес не ходить».
«Семь бед — один ответ».
«У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки!»
«Глаза страшатся, а руки делают».
«Либо пан, либо пропал».
«Риск — благородное дело».
«На всякую беду страху не напасёшься».
«На смелого собака лает, а трусливого рвёт».
«Один со страху помер, другой ожил».
Выслушав ответы, следует прокомментировать некоторые пословицы, обсудить с шестиклассниками понимание ими их смысла. Желательно заранее подготовить слайд (плакат) с пословицами и вывести его на экран с помощью проектора в момент обсуждения, в менее подготовленных классах можно сразу демонстрировать данный текст и сосредоточиться только на обсуждении понимания смысла пословиц учениками.
Обобщая сказанное учащимися, учитель может обратить их внимание на многозначность и сложность этого чувства, а также на разнообразие его проявлений. Объединяет все проявления страха то, что это достаточно сильное чувство и чаще всего со страхом связаны неприятные ощущения или переживания.
Далее учителю уместно воспользоваться проблемным заданием рубрики «Обсудим вместе», в котором ученикам необходимо оценить высказывания старшеклассников, помещённые в учебнике (с. 92), дать своё определение понятию «страх».
Для того чтобы завершить работу на этом этапе урока, логичным будет задать вопрос:
4. Что нового о страхе вы узнали, выполняя задание?
Прокомментировав некоторые ответы учеников, педагог просит шестиклассников прочитать текст п. 1 § 11. Данный материал предназначен для расширения кругозора учащихся, углубления межпредметных связей с курсом истории, литературы, изобразительного искусства. Работу над данным текстом целесообразно организовать с помощью следующих вопросов, которые желательно вывести на экран через мультимедиапроектор (заранее записать на доске):
1. Как в древности люди объясняли в мифах происхождение страха?
2. Как ты можешь объяснить «родственные связи» страха и ужаса с войной, ссорами, раздорами?
3. Что такое фобии?
4. Можно ли говорить, что есть люди, незнакомые со страхом?
5. Всегда ли страх вреден?
Дополнительный материал для учителя
Несмотря на то что страх — вечный спутник человека, в настоящее время многие специалисты в различных областях знания и писатели полагают, что страх — характерная черта современной эпохи. Феномен страха имеет несколько измерений — биологическое, социальное, психологическое, культурное, историческое. В жизнедеятельности человека страху принадлежит двоякая роль. Он подавляет личность, парализует её активность, вызывает болезненные состояния психики. Но этим функция страха не ограничивается. Он выступает своеобразной средой, в которой разворачивается творческая деятельность человека, когда опасность заставляет мобилизовать весь потенциал, чтобы найти выход из ситуации, вызвавшей страх.
Страх представляет собой аффективное состояние ожидания человеком какой-либо грозящей ему опасности. Человек может испытывать страх по самым разным причинам и поводам, а иногда и беспричинный страх. Если человеку бывает страшно в связи с реальной опасностью, то страх оправдан. Он играет роль внутреннего сигнализатора или информатора, мобилизующего резервные внутренние силы на борьбу с опасностью.
Но существует и страх, связанный с неосознаваемыми причинами. Чаще всего такой страх называют тревогой или тревожностью.
Итак, страх носит как деструктивный, так и конструктивный характер, что зависит не только от объективных условий, но и от внутреннего мира человека, его ценностных ориентаций, воли, целеустремлённости. Можно сравнить страх с болью, которая сигнализирует о неполадках в организме. Человек без страха подобен калеке: он теряет способность замечать опасности. В этом случае человек становится уязвимым перед обстоятельствами. Но в отличие от боли страх на уровне психики отображает внешние угрозы и опасности, побуждает человека искать причины и противодействовать им.
Безусловно, чувство страха свойственно любому человеку с нормальной психикой. А вот преодоление страха есть результат самовоспитания человека, развития личной ответственности за последствия своих поступков, дел и слов.
Эмоциональное восприятие страха в момент стихийного бедствия можно показать подросткам, используя рубрику «Картинная галерея», в которой помещена иллюстрация картины К. Брюллова «Последний день Помпеи», и предложить учащимся ответить на вопросы:
1. Что тебе известно о судьбе города Помпеи?
2. Что изображено на картине К. Брюллова?
3. По каким признакам ты можешь определить, как проявляется возникшее у людей чувство страха перед грозным извержением?
4. Какие примеры смелости ты видишь на полотне великого мастера?
Дополнительный материал для учителя
Карл Брюллов (1799—1852) учился живописи с раннего детства: сначала дома — несколько поколений семьи Брюлло (или Брило — так звучала эта фамилия, позднее переделанная на русский лад) были художниками, — а с 1809 по 1821 г. в Петербургской академии художеств.
Ещё в 1827 г. Брюллов посетил раскопки античного города Помпеи, который был погребён под толстым слоем лавы и пепла во время извержения вулкана Везувий в 79 г. до н. э. «Последний день Помпеи» (1830—1833) стал самым известным произведением мастера. Мотив катастрофы, неистовства сил природы, эффектное грозовое освещение — всё это характерно для романтической идеи господства рока и стихии над человеком. В картине нет главного героя. Все персонажи написаны в академическом духе: их позы красивы и величественны, они похожи на античные статуи, волнение и ужас отражаются лишь на лицах. Среди многочисленных охваченных паникой героев картины выделяется фигура художника, несущего ящик с красками, — это автопортрет Брюллова, который изобразил себя в роли участника трагедии.
Во время работы Брюллов тщательно изучил свидетельства современников катастрофы и открытия археологов. Для некоторых персонажей (мать с дочерью на первом плане слева, лежащая в центре) художник использовал слепки, сделанные во время раскопок.
Домашнее задание. Выполнить задания № 1, 2, 4 рубрики «В классе и дома».
В начале второго урока по данной теме учитель проверяет, насколько прочно усвоен материал предыдущего урока, используя вопрос № 1 рубрики «Проверим себя», а также осуществляет проверку домашнего задания.
Далее учащиеся выполняют задание № 7 в рабочей тетради, готовятся к публичному выступлению на парадоксальную тему «Речь в защиту страха».
В процессе работы над этим заданием важно, чтобы учащиеся смогли аргументировать свою точку зрения. Страх действительно бывает полезен, поэтому важно акцентировать внимание ребят на таких примерах, случаях из жизни, когда разумный страх помогает не только осознать опасность какого-либо явления, но и активизировать внутренние силы человека для его преодоления.
Переходом к изучению нового материала может служить обсуждение следующего высказывания: «Смелый человек — это тот, кто не испытывает страха или сумел победить его». Подростков уместно попросить вспомнить какие-либо примеры проявления смелости.
После обсуждения ответов учащихся о том, знаком ли страх смелым людям, им предлагается, как и на предыдущем уроке, на котором проводилась работа с понятием «страх», ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Какие синонимы к слову «смелость» вы знаете?
Словарь синонимов предлагает следующие: храбрость, отвага, мужество, бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность.
2. Кого называют смелым?
После того как выскажутся все желающие, можно обратиться к фрагменту текста учебника (с. 94), приводящему толкование этого понятия по словарю В. И. Даля. Смелый — это неустрашимый, небоязненный, отважный, храбрый и решительный человек.
В рубрике «Жил на свете человек» приводится материал именно о смелом и мужественном человеке Е. Н. Чернышёве. Следует обратить внимание подростков на его биографию и пояснить, что для военного или человека иной профессии, связанной с риском, смелость — необходимое качество, но не менее важно это качество и для людей других профессий, особенно в ситуациях, когда нельзя подчиниться злу.
При изучении пункта параграфа «Имей смелость сказать злу «нет» можно использовать приём комментированного чтения.
Стоит специально остановиться на высказывании А. И. Куприна (с. 92 учебника): «Все одинаково боятся. Только один весь раскисает, а другой держит себя в руках. И видишь: страх-то остаётся всегда один и тот же, а умение держать себя от практики всё возрастает: отсюда и герои и храбрецы».
Целесообразно задать такие вопросы: «Согласны ли вы со словами русского писателя?», «Почему перед лицом страха люди проявляют себя по-разному?».
Одним из верных способов победить страх является смех. Чтобы убедиться, что смешное уже не является страшным, полезно прослушать запись песни В. Высоцкого «Страшно, аж жуть» в авторском исполнении. Слова песни может зачитывать и учитель. Учащиеся анализируют текст песни при помощи следующих вопросов:
1. Почему когда смешно, то не страшно?
2. Как вы думаете, каково настроение этого стихотворения?
3. Какое чувство вызывает у тебя данное стихотворение?
В заключение урока можно предложить учащимся задание № 7 из практикума — игру «Скульптор и глина». Это задание может стать хорошим завершением изучения темы, его выполнение послужит своего рода психологической разгрузкой.
Кто не захочет лепить скульптуру оттенков страха, пусть предложит свой вариант скульптуры по теме данного урока.
Домашнее задание. Ответить на вопрос № 2 рубрики «Проверим себя», выполнить задания № 3, 5, 6 рубрики
«В классе и дома», задания в рабочей тетради (по выбору учителя).
Проектная работа. Первый урок может быть посвящён работе с текстом учебника и его рубриками, на втором уроке учащимся в малых группах предлагается подготовить проекты по темам:
1. «У страха глаза велики».
2. «Смелость, мужество, отвага».
3. «Смелого пуля боится».
4. «Как сказать злу «нет».
5. «Мой земляк — смелый человек».
Для успешной подготовки проекта следует заранее познакомить школьников с темами проектов. В таком случае у учащихся будет время подобрать нужный материал. Если есть возможность, целесообразно организовать работу по поиску материала на уроке, например в Интернете или в предоставленных учителем печатных источниках (книги, журналы, газеты).
Домашнее задание. Выполнить задания в рабочей тетради (по усмотрению учителя), ответить на вопросы рубрики «Проверим себя».