ВВОДНЫЙ УРОК

Обществознание 6 класс - Поурочные разработки

ВВОДНЫЙ УРОК

Задачи урока

1. Напомнить учащимся основные итоги прошлого года обучения.

2. Познакомить с основным содержанием курса 6 класса.

3. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.

4. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся.

Оборудование урока

Мультимедиапроектор, плакаты, компьютерные презентации, проектные работы, созданные в прошлом учебном году; учебник и рабочая тетрадь.

План изучения нового материала

1. Что мы уже знаем и умеем.

2. Чем мы будем заниматься в новом учебном году.

3. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.

Варианты организации учебной деятельности

Традиционный комбинированный урок, включающий беседу, рассказ учителя, работу с текстом учебника; проектная работа «Карта сайта «Обществознание. 6 класс».

Традиционный комбинированный урок в начале учебного года учителю целесообразно начать с краткого обмена впечатлениями учащихся о летнем отдыхе. Далее учитель может организовать фронтальную беседу по вопросам:

1. Что, по-вашему, было самым главным в содержании курса прошлого года? О чём самом важном вы узнали на уроках обществознания в прошлом году?

2. Какие уроки были самыми увлекательными?

3. Чем лично вам запомнились эти уроки?

4. Что ожидаете вы в начале учебного года от уроков обществознания?

Организация такой беседы возможна и в игровой форме. В этом случае учителю целесообразно предложить учащимся выполнить упражнение «Воспоминание о будущем».

Классу предлагают разбиться на небольшие группы по четыре—шесть человек. Каждой команде необходимо дать свой вариант продолжения записанных заранее на доске фраз (выведенных на экран с помощью мультимедиапроектора):

— Человек — это...

— В семье самое главное...

— Без школы и образования невозможно...

— Трудиться необходимо, чтобы...

— Моя Родина дорога мне тем, что...

После того как каждая группа запишет свой вариант продолжения фразы, учитель проводит обсуждение, уточнение, корректировку ответов, при этом каждой группе необходимо дать возможность мотивированно объяснить свой вариант ответа.

После такого вводного повторения полезно обратиться к оглавлению учебника. Структура учебника 6 класса аналогична структуре учебника 5 класса. Учащиеся должны уметь пользоваться справочным аппаратом учебника, поэтому смогут ответить на следующие вопросы: «Сколько разделов в учебнике 6 класса?», «Сколько тем нам предстоит изучить?», «О чём рассказывается в каждой главе?», «На какие вопросы учебник поможет найти ответы?».

В результате такой беседы учащиеся увидят, что курс состоит из трёх глав, учебник оснащён введением, практикумами, вопросами к итоговому повторению, словарём, заключением, списком литературы.

Знакомство со шмуцтитулами к главам позволит кратко ввести учащихся в круг изучаемых вопросов.

Однако знакомство с курсом не ограничивается знакомством его содержательно-информационной стороной. Важно также объяснить шестиклассникам, что знания, полученные ими в процессе обучения в 5 классе, будут расширяться, а уровень требований к владению различными учебными умениями — повышаться.

Учителю следует заранее приготовить плакат или, если класс оборудован компьютером и проектором, слайд и продемонстрировать учащимся следующий текст.

Мы будем совершенствовать умения:

— объяснять изучаемые явления и объекты с использованием научной терминологии, правильно использовать эти термины в устной и письменной речи;

— находить нужную нам информацию в доступных письменных и иных информационных источниках, правильно её воспринимать, анализировать, обобщать, систематизировать, приводить примеры, соотносить информацию с собственными знаниями, различать факты, аргументы и оценочные суждения и мнения;

— использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой для изучения курса информации, при создании компьютерных презентаций, слайдов и т. п.;

— применять на практике изученные нравственные нормы и правила к оценке реальных социальных ситуаций, в том числе и своего поведения;

— взаимодействовать в парной и групповой работе, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения, преодолевать возникающие в процессе взаимодействия конфликты.

В заключение урока крайне важно познакомить учащихся с системой оценивания результатов учебной деятельности. Учащиеся должны чётко понимать, за какие виды работы они могут получить оценки, что учитель оценивает дополнительными баллами, как эти баллы учитываются при итоговой аттестации и т. п. Например, возможно повышение оценки учащимся, активно участвующим в работе на уроке, за выполнение дополнительных заданий (сообщения, инициативные проекты и др.). Устные ответы на уроке также должны оцениваться по ясным ученикам критериям. Скажем, ответ полный, содержательно верный, без ошибок, включающий собственные примеры, оценки, с использованием дополнительных источников — отлично. Идеально, если в определении таких критериев учитываются предложения самих ребят. Учитель может задать следующие вопросы после ответа ученика: «Как вы думаете, можно за такой ответ поставить хорошую оценку?», «Что нужно было бы добавить, чтобы ответ был отличным?».

Важно, чтобы критерии оценивания были чёткими, учащиеся были с ними знакомы, а сама оценка была объективной и стимулировала активность ребят, их любознательность и ответственность за результаты обучения.

Организация проектной работы на первом уроке в учебном году требует от учителя большого мастерства и возможна в хорошо подготовленном классе, учащиеся которого успешно владеют информационными технологиями. Учащиеся на уроке создают карту сайта под названием «Обществознание. 6 класс», аналогичную карте информационного сайта в Интернете.

Учителю целесообразно рассказать учащимся, что карта сайта — это полный каталог всех разделов сайта, с кратким описанием каждого из них. Картой удобно пользоваться для быстрого поиска интересующей информации. В результате работы ученики должны создать такую карту, взяв за основу учебник обществознания. Она будет содержать:

— краткую характеристику сайта, в которой будут использованы основные ключевые слова и текстовые ссылки на основные страницы сайта;

— макет стандартной навигационной панели, где будут остальные ссылки ко всем страницам сайта.

Перед уроком педагогу необходимо сделать макет компьютерной презентации либо начертить его на ватмане. Работа учащихся на уроке будет заключаться в заполнении ими соответствующих пробелов, пропусков, ячеек.

Необходимо напомнить ученикам, что карта сайта должна быть удобной для пользователя и структура карты сайта должна соответствовать структуре самого сайта.

Эта работа может быть осуществлена как индивидуально, так и в группах.

Дополнительный материал для учителя

Сайт (от англ. website: web — паутина, сеть и site — место, буквально «место, сегмент, часть в сети») — совокупность электронных документов (файлов), объединённая под одним адресом — доменным именем или 1Р-адресом.

Все сайты в совокупности составляют Всемирную паутину.

Страничка — это наименьшая единица Всемирной паутины. На ней может быть не только текст, но и картинки, звуки, видео. Но главное, что на ней есть, — это ссылки на другие странички. Ссылки могут содержаться в обычных текстовых строчках и словах, выделенных синим цветом, и даже в размещённых на страничке картинках.

Для выполнения такой работы шестиклассникам необходимо внимательно познакомиться со структурой учебника: разделы, главы, параграфы, рубрики внутри параграфов — и разделом «Как работать с учебником». Такое знакомство показывает формальную структуру и тематическое содержание учебника. В конце урока происходит презентация готовых работ.

Домашнее задание. Красочно оформить карту сайта, создать компьютерную презентацию.

Эти работы учитель сможет использовать каждый раз при переходе к новой теме, а также на заключительном уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]